Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах
статья по теме

Зайцева Ольга Николаевна

Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_microsoft_office_word.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход

 как средство достижения нового качества образования.

Задача:

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

        Основной целью обновления системы образования и целью внедрения стандартов как инструмента осуществления обновлений является достижение нового качества образовательных результатов, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

       Для обеспечения качественного обновления образования необходимо чётко определить сущность и основные составляющие современных результатов образования. Это является методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

         В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы делятся на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности) и когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

           Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные, предметные.

         Достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходит автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Приоритетом школьного образования в условиях реализации ФГОС становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

          Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они приобретают деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность.

В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров

    «Развитие личности осуществляется в процессе её деятельности, а именно: деятельность имеет одним из продуктов, результатов развитие самого субъекта».

          Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: - от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формирование умения учиться, как компетентности, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; - от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

           Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  •  Системно – деятельностный подход как средство достижения нового качества образования российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

     Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются технология деятельностного метода, разработанная в ЦСДП «Школа 2000…», а также интеграция следующих базовых педагогических технологий:

• технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения;

• технологий, основанных на создании учебных ситуаций;

• технологий, основанных на реализации проектной деятельности;

• информационных и коммуникационных технологий обучения.

Resource id #4806

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: •    формирование положительной учебной мотивации; •    повышение познавательной активност...

Применение активных методов релаксации на уроках в начальных классах.

Активные методы  используются  для релаксации на уроках в начальных классах. Что же такое релаксация?Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»

Цель моего  обобщения  применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...

Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"

*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...