Новые подходы использования ИКТ на уроках математики
статья на тему

Яхина Екатерина Сергеевна

Здесь вы узнаете о видах использования ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы использования ИКТ на уроках математики в начальной школе для развития познавательной активности учащихся

Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу,

и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели

педагогической деятельности.

К.Д. Ушинский

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания в массовой школе не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Интерес к новой дидактической системе «Школа 2000...» как инструменту получения нового качества образования обусловлен, прежде всего, тем, что он позволяет педагогам постепенно, поэтапно перейти к реализации новых ценностей образования, систематизируя и обогащая, а не разрушая уже имеющийся у них опыт. Важно и то, что при заметном повышении качества образования, сохранении и поддержке здоровья детей у них наблюдается значительное развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, коммуникабельности, толерантности и других качеств личности. Этот вывод сделан на основе более чем десятилетних исследований, проведенных в России на экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000...» при участии Министерства образования России.

В этих условиях одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед научным коллективом Ассоциации «Школа 2000...», является разработка методических и дидактических средств организации образовательного процесса деятельностной направленности в школе и ДОУ, которые помогут учителю и воспитателю осваивать деятельностный метод обучения − «самый трудный, самый редкий» (А. Дистервег) − по индивидуальной траектории саморазвития, в соответствии со своими условиями работы и своими возможностями.

В настоящее время выделены три уровня освоения технологии деятельностного метода (ТДМ): базовый, технологический и системно-технологический. 

Первый уровень – базовый, – является, по сути, переходным. Он позволяет учителю систематизировать имеющийся у него инновационный опыт деятельностного подхода и освоить методику УМК по математике «Школа 2000...», повысив тем самым качество своей работы и одновременно подготовив себя к следующему шагу. В практику работы включаются понятия системы дидактических принципов «Школа 2000…», новой структуры урока базового уровня, «открытого комплекта».

Базовый уровень реализации ТДМ позволяет:

  1. Обеспечить высокий уровень усвоения ЗУН, определенных государственными стандартами (98−100%).
  2. Повысить качество ЗУНов (75−100%).
  3. Освоить методики, обеспечивающие возможность системной реализации деятельностного метода обучения.
  4. Повысить уровень развития познавательных процессов (внимание, память, речь, мышление и др.).
  5. Использовать «открытый» комплект «Школа 2000…».
  6. Создать условия для системного повышения профессионализма учителей в инновационном процессе освоения деятельностного метода обучения.

На технологическом (углубленном) уровне подготовки в практику работы учителя включаются понятия «эталона», «эталона для самопроверки», «подробного образца». С этого времени учитель получает возможность системного (а не случайного) формирования познавательной мотивации, коммуникативных и деятельностных способностей, умения учиться – то есть всего того, что составляет цель и ценность современного образования.

Технологический уровень реализации ТДМ позволяет:

  1. Обеспечить все результаты базового уровня реализации ТДМ.
  2. Сформировать общеучебные умения к фиксированию индивидуального затруднения в познавательной деятельности, самостоятельному выявлению причины затруднения, целеполаганию, самоконтролю и самооценке результатов собственных действий.

Системно-технологический уровень реализации ТДМ – это уровень работы учителя, при которой реализуется целостная структура учебной деятельности и система дидактических принципов «Школа 2000…», обеспечивающих полноту и качество формирования деятельностных способностей учащихся в соответствии с требованиями жизни. В практику работы включается понятие учебной деятельности и ее структуры.

Системно-технологический уровень реализации ТДМ позволяет:

  1. Обеспечить все результаты технологического уровня реализации ТДМ.
  2. Сформировать умение учиться, готовность к самоизменению и саморазвитию, весь комплекс ключевых деятельностных компетенций, определенных новыми госстандартами образования.

По мере прохождения курсовой подготовки (базовый, технологический, системно-технологический уровни) и в процессе саморазвития учитель имеет возможность продвигаться вперед к новому качеству образования в собственном темпе, эволюционно, без стрессов, постепенно осмысливая и заполняя «белые пятна».

Однако на этом пути учителю необходима методическая поддержка и помощь, поскольку при подготовке урока от него требуется не просто осмыслить новое знание и продумать способ его наглядного и доступного изложения, как это было раньше. Теперь учитель должен проложить для детей путь самостоятельного «открытия» нового знания, по которому они пройдут, чтобы, по словам А.Н. Леонтьева, «не пробыть обучение, а прожить его, чтобы обучение приобрело для них жизненный смысл»[1][4].

Это качественно иная ситуация. По сути, ребенок на уроке становится не «сосудом», который учитель наполняет знаниями, а «факелом»  созидателем, творцом. Но тогда созидателем и творцом должен стать и сам учитель! Но творцу-художнику нужны кисть и краски, чтобы он смог выразить свой замысел в портрете, пейзаже, натюрморте. Музыканту нужен музыкальный инструмент, ноты и перо. Скульптору нужен материал, из которого он создает свои произведения, и соответствующие инструменты  резец, молот. Так же и учителю нужны методики, демонстрационные и раздаточные материалы, апробированные варианты заданий для различных технологических этапов урока  актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднения, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и т.д.,  с помощью которых учитель сможет созидать свое Творение  Урок, который даст детям «труд, наполняющий душу», и даст «средства к выполнению этого труда» (К.Д. Ушинский).

Учителя нашей гимназии на протяжении 8 лет работают по этой программе, на себе в полной мере ощутили заботу авторов о том, чтобы каждый урок математики в данной системе был продуктивным и носил ярко выраженный развивающий характер.

Не для кого не секрет, что для подготовки учителю к уроку необходима методическая поддержка и помощь, поскольку при подготовке урока от него требуется не просто осмыслить новое знание и продумать способ его наглядного и доступного изложения, как это было раньше. Теперь учитель должен проложить для детей путь самостоятельного «открытия» нового знания, по которому они пройдут, чтобы, по словам А.Н. Леонтьева (научный руководитель программы «Школа 2100»), «не пробыть обучение, а прожить его, чтобы обучение приобрело для них жизненный смысл»

Говоря о требованиях к современному уроку, нельзя не остановиться об использовании ИКТ. Каждый учитель знает, как сложно хорошо подготовиться к уроку, как много времени для  этого требуется,  но в программе «Школа 2100» с этой проблемой уже справились. Разработаны диски со сценариями уроков ко всем частям учебника каждого класса. Сценарии уроков, представленные на диске составлены в соответствии с последними требованиями Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» к структуре уроков по ТДМ, тематическим и поурочным планированием для 3 класса .

Комплект сценариев для 3 класса включает в себя 3 диска:

1-й диск  «Математика 3 класс, 1 часть».

2-й диск – «Математика 3 класс, 2 часть».

3-й диск – «Математика 3 класс, 3 часть».

Материал дисков полностью соответствует тематическому планированию.

Для каждого урока разработан комплект дидактических средств, необходимых для его проведения. Каждый сценарий урока на диске включает в себя:

1) Текст сценария урока, который учитель имеет возможность распечатать.

2) Презентацию к уроку в программе Power Point.

3) Папку с демонстрационным материалом в программе Microsoft Word.

4) Папку с раздаточным материалом в программе Microsoft Word.

Авторы пособий не требуют строгого соблюдения плана урока, оставляя за учителем право на осуществление своего подхода.

Большим подспорьем для учителя являются раздаточные материалы, представленные на диске.

Учебные пособия «Построй свою математику» ориентированны на формирование прочных знаний по математике, общеучебных умений и деятельностных способностей, развитие самостоятельности, мышления, речи, познавательного интереса.

Эталоны являются выборкой теоретического материала. Не секрет, что дети трудно запоминают правила, не осознают их значимости, а это становится серьёзной проблемой в средней школе, где вся практика строится только на теории.

Предполагается, что такая папка с эталонами должна быть у каждого ученика. Мы вышли из положения следующим образом: при необходимости мы  используем копии листа с эталонами.

В идеале, используя эталоны, за год (а затем и за несколько лет) у учащихся собирается и выстраивается весь теоретический материал курса, который «прожит» ими и проиллюстрирован собственными примерами. Эта работа способствует систематизации их знаний, лучшему пониманию и усвоению изучаемого материала. А родителям эталоны помогут познакомиться с теми способами рассуждений и решения задач, которые используются в классе, чтобы, при их желании, грамотно помочь своим детям в учёбе.

В результате использования предлагаемой структуры уроков разных типов и для разных этапов изучения позволяет обеспечивать непрерывность образовательных процессов, как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе урока математики учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них спектр деятельностных способностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Новые подходы и приемы на уроках русского языка

В выступлении учитель остановился на отдельных приемах и формах работы на уроках русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...

"Личностно - ориентированный подход к учащимся на уроках математике в начальной школе"

Данная презентация поможет учителю при поддготовке к урокам математике в начальных классах....

Формирование интегрированного подхода изучения материала на уроках математики и информатики.

В статье рассказывается об использовании на уроках математики дидактического учебно-методического пособия "Спектра"....

деятельностный подход в обучении на уроках математики

деятельностный подход в обучении на уроках математики...

Обобщение опыта работы " Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики"

Каждый учитель должен учитывать индивидуальные особенности глухих и слабослышащих детей в процессе обучения. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся с недостатками слуха по разным показателям в зн...