Игры на уроках математики
методическая разработка по теме

Тляубаева Зульфия Галеевна

Описаны различные игры,которые помогут провести уроки математики интересно, познавательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры на уроках математики29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  на уроках математики.

В современной  школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. 

Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате рождаются нетрадиционные виды: урок - игра, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок -  зачёт, урок - аукцион, урок -конференция, урок-  соревнование. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение  таких нетрадиционных уроков. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Чтобы повысить интерес к учебному материалу применяю следующие приемы: 

1. Привлекательная цель (прием входа в урок, подачи новой темы)

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.       

Беседа.

  -А вы любите путешествовать?

  - А что значит путешествовать? (езда по странам, по чужим местам )

  - Ребята, сегодня мы  с вами отправляемся в плавание на корабле.

  А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие  

   условия:

* быть очень внимательными;

* правильно выполнять задания и решать примеры;

* не допускать ошибок;

      * выполнять физкультминутки.                          

2. Прием “Яркое пятно”

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Как его создавать?

Вывод:  учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, теории, мнения, чтобы вызвать недоумение ученика. Можно использовать загадки, сказки – любой интригующий материал, связанный с темой урока.

3.Прием «Лови ошибку!»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Вывод: Приучаем учащихся мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться. Когда ученик нашел ошибку, не спешите сразу ее исправить, пусть прозвучит доказательство правоты.

Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив,  помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Итог: Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

                                                                 

Приложение.

                   I.  ПОДГОТОВКА  К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ И ДЕЙСТВИЙ С НИМИ.                        

  • Игра « День – ночь».

На столе располагаются парные предметы так, чтобы дети их хорошо видели в отдельности. Первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем один предмет отличается от другого.

«Ночь, - говорит учитель и убирает один предмет.

- День! Скажите, что изменилось?»

Открыв глаза, дети определяют, какого предмета не хватает. В дальнейшем убирают не один предмет, а два или три.

  • Игра «Найти спрятанную игрушку».

Один ребенок выходит из класса, учитель прячет игрушку. Затем предлагается найти игрушку. Учитель помогает ученику, который ищет игрушку, указывая направления движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.

Другой вариант игры: ребенок сам выбирает направление движения, а остальные дети говорят ему: «Тепло, холодно».

  • Игра «Цветы и пчелы».

На доске – рисунки цветов и пчел. К доске выходят несколько учеников, которые будут изображать пчел. По сигналу учителя: «Пчелки летят», - вызванные к доске ученики начинают жужжать и кружиться по классу. Потом каждый из участников игры снимает с доски рисунок пчелы и закрепляет его над рисунком одного из цветов – «сажает» пчелу на цветок . При этом он должен указать цвет цветка и его размер. «Посадив» пчел на цветы, дети убеждаются в том, что на каждом цветке сидит по одной пчеле, т. е. пчелок столько же, сколько и цветов, а цветов столько же, сколько пчел. Учащиеся должны назвать это число. Затем число пчелок  увеличивается или уменьшается, выясняются способы их уравнивания.

                                                       II.  СЧЕТ  ПРЕДМЕТОВ.

  • Игра «Поезд».

Работа может быть построена в форме беседы:

Что изображено на картинках? (поезд) Сколько вагонов в поезде? (10) Кто едет  в первом вагоне? Во втором? В третьем? и т. д. Кто начальник поезда? (Петрушка) Петрушка решил поменять номера вагонов. Он расставил их по-другому, начиная с большего номера и кончая меньшим. Расставьте вагоны в том же порядке. Кто теперь едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто находится слева от Чебурашки? И т. д.

  • Задача – шутка.

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?

                                (2)

  • Задача – смекалка.

Я  провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней мы гостили у бабушки?

                                                                (6)

  • Задача – смекалка.

На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?                        

                                                                (3)

  • Задачи в стихах.

           1) Я, Сережа, Коля, Ванда -

                Волейбольная команда.

             Женя с Игорем пока –

             Запасных два игрока.

             А когда подучатся,

             Сколько нас получится?

        2) Как-то вечером к медведю

            На пирог пришли соседи:

            Еж, барсук, енот, «косой»,

            Волк с плутовкою-лисой.

            А медведь никак не мог

            Разделить на всех пирог.

            От труда медведь вспотел, -

            Он считать ведь не умел!

            Помоги ему скорей,

            Посчитай-ка всех зверей.

6. На веревке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с веревки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на веревке?

7. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?

  • Игра «Зоопарк».                 

На доске – картинки с изображением животных. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся в «необыкновенное путешествие» - в зоопарк. Дети рассматривают рисунки животных, называют их, считают.

- Сколько жирафов в клетке?

- Сколько слонов? Сколько из них больших? Сколько маленьких?

- Сколько медведей?  И т. д.

- Кого больше: слонов или медведей?

- Кого меньше: оленей или зебр?

9. Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?

III.  ЧИСЛА  ОТ  1  ДО  10.  ЧИСЛО  0.

                

        

  • Игра «Веселый счет».

Двое вызванных учеников кто быстрее на подставку доски выставляют карточки с цифрами по порядку. Остальные дети – у себя на партах.

  • Игра «Отгадай число».

Назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9. И т. д.

  • Игра «Звездное небо».

На плакате изображено «звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе; закрывает их тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?»

Дети считают. «Сколько звезд спряталось за тучкой?» Затем заглядывают за тучку и проверяют себя.

  • Игра «Почтальон».

На доске выставлено 10 домиков – это улица. Им присваиваются при счете номера.

Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов – почта с почтальоном – зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить? Один из учеников говорит, что почтальон – заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другой советует дома считать с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом; решается новая математическая задача.

  • Загадки.

           а) Дом без окон и дверей,

           Как зеленый сундучок,

           В нем шесть кругленьких детей

           Называется…     (стручок)

            б) Что за шустрый старичок

             88 ног.

             Все по полю шаркают,

             За работой жаркою.               (веник)

            в) Что это за 7 братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)

  • Задачи – шутки.

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?

Чтобы сварился 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса?

Собираясь на место преступления, преступники взяли с собой 5 веников – хотели замести следы. Два веника преступники уронили, выходя из дома, еще два забыли в автобусе, а один веник не захотел быть соучастником преступления и развалился на прутики. Удастся ли преступникам замести следы вениками?

 Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

  • Шарада, ребусы.

Первая цифра стоит в середине.

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

И коли вражья надвинется рать,

Целое будем мы защищать.

        Р   1   А        С3Ж    7 Я         Ви 3 на  (Родина, стриж, семья, витрина)

  • Задачи в стихах.

        1) На крыльце сидит щенок,                           6) В небе радуга-дуга

            Греет свой пушистый бок.                                Замыкает берега.

            Прибежал еще один                                        Расцветая все быстрей

            И уселся рядом с ним.                                        Чудо-краски светят в ней!

           Сколько стало щенят?                                        Пусть ответит тот, кто знает

                                                                        Или сможет сосчитать,

        2) Ежик по лесу шел,                                        Сколько красок в ней играет,

            На обед грибы нашел:                                        Озаряя моря гладь?

            2 – под березой,

            1 – у осины.

             Сколько их будет в плетеной корзине?           7) Двое шустрых поросят

                                                                    Так замерзли, что дрожат.

        3) Два мяча у Ани,                                                Посчитайте и скажите:

            Два мяча у Вани.                                                Сколько валенок купить им?

             Два мяча да два. Малыш!                        

             Сколько их? Сообразишь?                        8) Дружно муравьи живут

                                                                    И без дела не снуют.                

         4) В кормушке сидели                                    3 несут травинку,

             Лишь 3 только птицы,                                    3 несут былинку,

             Но к ним прилетели                                    3 несут иголки.

             Еще 2 синицы.                                            Сколько их под елкой?

             Так сколько же птиц

             Здесь в кормушке у нас?

             Покажет на карточке каждый из вас.                9) Стала курица считать

                                                                    Маленьких цыпляток:        

         5) Жил в реке один налим,                             Желтых 5 и четных 5,

             Два ерша дружили с ним.                            А всего…….(десяток)

             Прилетали к ним 3 утки

             По 4 раза в сутки.

             И учили их считать:

             1, 2, 3, 4, 5.

              Сколько всего рыб и птиц?

10) Повезло опять Егорке,                                     11) 7 рассерженных гусей,

    У реки сидит не зря.                                        7 отчаянных друзей!        

    Два карасика в ведерке                                       Ходят – бродят: «Га-га-га!»

    И четыре пескаря.                                               Тут хозяйка позвала:

    Но смотрите – у ведерка                                      «Есть хотите?»  «Да-да-да!»        

    Появился хитрый кот…                                       И пошли ватагой всей 7

                                                                                      рассерженных гусей.

    Сколько рыб домой Егорка                            7 гусей ушли кормиться,        

    На уху нам принесет?                                   Сколько же осталось птицы?

 

5. Пять щенят в футбол играли,

    Одного из них позвали.        

    Он в окно глядит, считает,

    Сколько их теперь играет.

6. Пять щенят плюс мама-лайка,

    Сколько будет, сосчитайка-ка?

     Прежде на своих шести

     Очень быстро мог ползти.

7. Известно, что сапожек не носит кошка,

    Но мама купила кошке сапожки.

    Сколько сапожек мама купила,

    Чтоб кошка ножки не замочила?

   

IV.  СЛОЖЕНИЕ.  ВЫЧИТАНИЕ.

  • Цепочка примеров.  

Учитель называет пример:   3+2   - и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч учителю. И т. д.

  • Задача – смекалка.

Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное?

                        ( 10 – 9 = 1 )

  • Игра «Угадай место игрушки».

Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида  7+1 и рисует на доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание – расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке.» Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.

  • Игра «Маятник».

Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Просит показать, как  покачивается маятник. Предлагает детям покачаться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.

Учитель пишет на доске примеры на сложение и вычитание чисел вида:  5+1;  6+1,  7+1  и т. д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают примеры.

  • Игра «Грибная полянка».

На доске – рисунки ежика, деревьев, грибов.

- Поможем ежику собрать грибы.

Вызванный к доске ученик берет гриб, решает записанный на нем пример. Если ответ правильный, гриб накалывается ежу на спину.

  • Игра «Назови пропущенные цифры».

На доске – Незнайка с пятью ( например, красными ) шарами. Справа от них – три голубых и один зеленый шары. На доске записаны примеры:

        5 + 4 = 9                        9 – 4 = 5                        

        

        5 + 1 + *                        9 – 1 – *

  • Игра «Украсим елку игрушками».

Игру начинает учитель: «Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание. Они развесили номера игрушек на елке, а на доске записали их в виде примеров  6+3 ,

10-3 и т. д.

Учитель показывает на пример, ученик, решив этот пример, вешает рисунок игрушки на соответствующий номер. Кто правильно выполнит задание, тот узнает, на какое место надо повесить каждую игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся  интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....

Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

игры на уроках математики

На уроках математики  у меня проводится  много игр,  которые придумываю сама. Некоторые  уже были опубликованы  на страницах  журнала «Начальная школа» в 2005 году в №1...

Зачет – игра на уроке математике в 3 классе

Тема: Табличное умножение и деление.(«Путешествие к Робинзону Крузо»).Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по таблице умножения и деления. Развитие самостоятельности и самооценки. Воспитание инт...

Игры на уроках математики

Для проведения устного счёта на уроках математики можно использовать некоторые игры....