Методика работы с текстовыми логическими заданиями
статья на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

 

В   Этапы: мотивационный, ориентировочный, исполнительный, контрольно - оценочный. Школа "2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы

с текстовыми логическими заданиями.

                                                                                                 Методическое объединение.

                                                                                                 Меркурьева И.М.,

                                                                                                 учитель начальных классов.

                                                                                                 12.01.2011.

Эффективность и качество обучения математике определяется не только     прочностью усвоенных знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся.

Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная  роль в этом принадлежит решению текстовых  задач, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.

В процессе решения младшим школьником текстовой задачи можно выделить следующие этапы:

1) мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;

2) ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и зависимостей между данными и искомыми. Перевод выявленных зависимостей на язык математических выражений и составление плана решения задачи;

3)исполнительный, непосредственно связанный с реализацией плана решения задачи;

4)контрольно - оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.

Как показывает практика начального обучения математике, именно на последнем этапе у учащихся возникают затруднения, так как навыки контроля и самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков  самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.

Учебники математики для начальных классов   УМК «Перспективная начальная школа»  содержат текстовые задания для развития логического мышления младших школьников. В данной программе текстовые задачи составляют менее половины всех заданий учебника математики, поэтому при решении задач у учащихся возникают большие затруднения и они допускают большое количество ошибок. Многие учащиеся не уверены в выборе действия, посредством которого решается задача, в установлении связей и зависимости между величинами, входящими в задачу. Более того, выполнив решение, они часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку решения большинство не в состоянии выполнить самостоятельно.

      Чтобы сделать текст такого задания более понятным детям, следует использовать визуально воспринимаемые модели, отражающие его структуру. Поскольку ведущий тип мышления учащихся наглядно – образный, такая модель поможет ребенку сориентироваться в трудном для него тексте и ответить на вопрос с большей долей самостоятельности.

      Приведу несколько примеров, как можно организовать работу с такими заданиями на уроке. Для решения таких задач использую:

- изображения героев;

- карточки с номерами;

- шарики;

- чертежи;

- палочки;

- конструирование.

Рассмотрим задание «Чей шарик?»

«У Кролика и Пятачка шарики одинаковые по цвету». Дети прикрепляют изображения героев рядом с соответствующими шариками. Читаем вторую часть «А у Вини – Пуха и Кролика шарики одинаковой формы». И дети прикрепляют соответствующих героев рядом  с шариками. Зрительный анализ воспринимаемой модели позволяет ребенку понять смысл распределения, в основе которого – пересечение  множеств по разным признакам (цвет и форма).

Рассмотрим задачу на смекалку.

Для того чтобы дети поняли способ рассуждения, ставлю на доску карточки с рисунками героев и читаем задачу. «На день рождения к Вини – Пуху пришел Кролик позже, чем Пятачок, а Ослик – раньше, чем Пятачок. Кто пришел к Вини – Пуху первым?»

Спрашиваю детей:

- Кто пришел первым, а кто вторым?

Дети расставляют карточки с номерами: возле Пятачка число 1, а возле Кролика число 2. А теперь спрашиваю детей:

- А кто еще приходил к Вини – Пуху? И выясняем, что Ослик пришел раньше, чем Пятачок. Прошу детей посмотреть на модель и поставить карточки правильно, то есть: 1 – Ослик, 2 – Пятачок, 3 – Кролик.

Для моделирования ситуации некоторых задач использую чертежи, чтобы определить возраст детей.

Рассмотренная методика работы с заданиями логического характера позволяет использовать их в работе со всем классом, а не только в работе с учащимися, умеющими хорошо читать и обладающими достаточно высоким уровнем развития логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методика «Времена года» Методика «Что здесь лишнее?» Методика «Кому чего недостает? Методика «Раздели на группы» МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ   Методика «Обведи контур»  М...

Методика работы с текстовыми заданиями. Деловая игра.

Очень интересный и полезный материал для учителя начальных классов. Предлагаю прочитать....

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

«Виды задач на развитие логического мышления и методика работы с ними»

«Виды задач на развитие логического мышления и методика работы с ними»...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории

Методика работы с текстовой информацией является одним из ведущих направлений на уроке -истории. Поэтому перед учителем стоит задача6сформировать комплекс умений и знаний в сфере раюботы с информацией...

Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ

Методика работы        над текстовой задачей      в 1 классе  начальной школы    методические рекомендации ( из ...

Методика работы над логическими задачами на уроках математики

     В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.Часто знакомство с олимпиад...