план работы по самообразованию для учителей
статья на тему

Пересыпкина Наталья Владимировна

 

Тема по самообразованию: «Воспитание и развитие младших школьников через проектно – исследовательскую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_office_word.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

План  работы по самообразованию

Макуниной Александры Андреев,  учителя начальных классов БОУ «Ростиловская СОШ»

Тема по самообразованию: «Воспитание и развитие младших школьников через проектно – исследовательскую деятельность»

Актуальность темы:  президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании к Федеральному собранию 12.09.2009г  указал, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно - исследовательской  деятельности в рамках реализации ФГОС

Задачи:

- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Для чего?

Начав развивать в детях навыки проектной и исследовательской работы в 1 – 4 классах, в средней школе учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
Работать с такими детьми будет легче и интереснее.

При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

  • положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
  • предоставление права на свободу выбора;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  •  учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Благотворными  плюсами проектно – исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

  • планировать свою работу;
  • предвидеть результаты;
  • использовать различные источники информации;
  • самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • анализировать, сопоставлять факты;
  • аргументировать мнение;
  • самостоятельно принимать решение;
  • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
  • адекватно оценивать себя и друг друга

Предполагаемый результат:

- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

-  формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

- повышение качества преподаваемых предметов;

- участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, в работе районного  МО учителей начальных классов;

- умение оказать практическую помощь коллегам.

Реализация проблемы:

Изучение литературы по данной проблеме:

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования

мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с.

42.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический

сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно

ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе:

Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся

к стратегии модернизации образования.

7. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова),

8. «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

9. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Внедрение опыта:

- создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО;

- использование новых  технологий обучения;

Распространение опыта работы:

- выступление на районном МО учителей начальных классов по теме «Формирование регулятивных УУД у младших школьников»- (2011);

- выступление на районном МО учителей начальных классов по теме «Внеурочная деятельность. «Развитие лидерских качеств у младших школьников»- (2012);

- выступление на муниципальной конференции «Электронные образовательные ресурсы в образовательном учреждении: процесс, результаты, перспективы» по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края в контексте требований ФГОС начального общего образования» (2012);

- выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Методическое обеспечение реализации требований ФГОС НОО как условие достижения нового качества образования» по теме «Внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края в контексте требований ФГОС НОО» (2012);

- мастер-класс на муниципальном семинаре заместителей директоров и координаторов ФГОС НОО «Опыт реализации ФГОС НОО в округе «Грязовецкий» по теме «Формирование регулятивных  УУД у младших школьников»(2012)

- Открытый урок по теме «Родники родного края» (проектная деятельность)  на районном семинаре зам.директоров школ « Система учебной и воспитательной работы школы по единой методической теме». Выступление по обобщению опыта работы. (2011)

-  открытый урок перед родителями учащихся  2 класса по теме «Сложение «круглых» десятков с однозначными числами (2012)

- открытый урок в рамках недели начальных классов «Сложение числа 3» (2011)

Перспективы:

-  продолжение работы по проектно – исследовательской деятельности младших школьников;

- участие в заседаниях МО района учителей начальных классов, педагогических советах;

- посещение  уроков с целью обмена опытом работы;

- участие в профессиональных  конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию учителя начальных классов

Тема по самообразованию:«Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов».Цели:       1) повышение качества учебного процесса;            ...

План работы по самообразованию

Работа представляет собой материал по теме самообразования учителя начальных классов ....

План работы по самообразованию 2013-2014

План работы по самообразованию 2013-2014...

План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя начальных классов

Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...