Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
презентация к уроку на тему

Кузнецова Татьяна Борисовна

Презентация к выступлению 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Вязовка Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области» Кузнецовой Татьяны Борисовны

Слайд 2

ТЕМА «Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся» Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить . К.Д. Ушинский

Слайд 3

Компоненты активности - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - сознательность выполнения заданий; - систематичность обучения; - стремление повысить свой личный уровень и другие.

Слайд 4

Активизация познавательной деятельности учащихся- это - управление активностью учащихся; - процесс побуждения учащихся к энергичному, - целенаправленному учению; - преодоление пассивной и стереотипной деятельности, -- спада и застоя в умственной работе

Слайд 5

Цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса. ,

Слайд 6

О сновные мотивы, побуждающие школьников учиться - интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. - сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).

Слайд 7

С итуации - отстаивать свое мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым учащимся непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Слайд 8

Методы активизации познавательной деятельности учащихся Словесные методы: - Метод дискуссии - Метод самостоятельной работы - Метод проблемного изложения. Наглядные методы: - Частично-поисковый . Практические методы: - Частично – поисковый лабораторный.

Слайд 9

Открытая дискуссия: О кружающий мир 1 класс - Полезно ли гулять в плохую погоду? ( Тема: «Осень и здоровье человека»; - Для чего белят стволы деревьев? ( Тема: «Труд людей весной». Окружающий мир 2 класс - Паук – это насекомое? ( Тема: «Насекомые») - Что было бы, если бы мы перестали мыться? ( Тема: « Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»)

Слайд 10

Создание проблемных ситуаций М атематика 2 класс Тема: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток» В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47) Побуждающий диалог строится следующим образом. - Решите примеры. - Ребята, вы смогли решить примеры? ( Нет, мы не смогли решить пример 38+47) - Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10) - Значит, какие примеры будем примеры решать? ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)

Слайд 11

Частично – поисковый метод. Русский язык 2 класс Тема: «Проверка парной согласной» III этап урока: самоопределение к деятельности: - Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Сделаем звуковую характеристику слова. - Сапог [ сапок ] . - Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением)

Слайд 12

Приёмы управления познавательной деятельностью учащихся: - приём новизны – включение в содержание учебного материала, интересных сведений, фактов, исторических данных; - приём динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; - приём значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; - эвристический приём – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводит к ответу; - исследовательский приём – учащиеся на основе проведённых наблюдений, опытов, анализа литературы, решение познавательных задач должны сформулировать вывод; - приём натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Слайд 13

Формы уроков, формирующие познавательную деятельность: - проблемные ситуации; - обучающие алгоритмы; - анализ конкретных ситуаций; - деловые игры; - тематические дискуссии; - использование творческих заданий с нестандартными формулировками

Слайд 14

Выполнение творческих заданий. 1 . В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи. 2. На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи .

Слайд 15

Дидактические игры; Ролевые игры: - КВН; - викторины; Игры – тренажеры: - логические цепи; - игры на нахождение сходства и различия; - восстановления пропущенного; - на продолжение ряда, или удаление лишнего; - загадки.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся

Выступление на методическом семинаре. В выступлении говорится о методах и приёмах, формирующих познавательную активность у учащихся во время учебного процесса....

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...

«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...