Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом семинаре. В выступлении говорится о методах и приёмах, формирующих познавательную активность у учащихся во время учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Слайд №2
Тема выступления: «Методы и приемы, формирующие познавательную активность учащихся»
Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать о методах и приемах, формирующих познавательную активность учащихся.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
В чем же заключается работа учителя? Неужели в том, чтобы спокойно и без хлопот осуществлять все намеченные этапы урока, занимая в каждом из них царственное, главенствующее положение? Может быть, шум в классе свидетельствует как раз о том, что ученикам в самом деле нечего слушать? Ведь человек если слушает, то заинтересованно. Либо не слушает вовсе.
Если у класса отсутствует интерес, то учителю с этим лучше считаться. Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.
Отношение учащихся к учебному процессу характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Слайд №3
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и другие.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Слайд №4
Слайд №5
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Слайд №6
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться
- интерес к предмету
- сознательность
- иногда принуждение
Наиболее значимым, на мой взгляд, является интерес к предмету. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету? Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
Слайд №7
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих и многие другие
На своих уроках я использую задания творческого, исследовательского характера учебно – познавательной деятельности, такие как: выполнение проектов, работа со справочной литературой, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме, при работе парами, группами.
Слайд №8
Существует 5 наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности:
- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,
- включать учеников в решение проблемных ситуаций,
- использовать дидактические игры и дискуссии;
- использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Слайд №9
А наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:
Словесные методы.
Наглядные методы
Практические методы
Слайд №10
К словесным методам относится:
- Метод дискуссии. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. В начальной школе применяется открытая дискуссия на уроках окружающего мира. В 1 классе по теме: «Осень и здоровье человека»
- Полезно ли гулять в плохую погоду?
По теме: «Труд людей весной»
- Для чего белят стволы деревьев?
Во 2 классе: тема «Насекомые»
- Паук – это насекомое?
Тема «Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»
- Что было бы, если бы мы перестали мыться?
К словесным методам ещё относится:
2. Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. И
3. Метод проблемного изложения.
Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. На уроках математики я применяю создание проблемной ситуации. Например :
во 2 классе по математике при изучении темы: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»
В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47)
Побуждающий диалог строится следующим образом.
- Решите примеры.
- Ребята, вы смогли решить примеры? ( Нет, мы не смогли решить пример 38+47)
- Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10)
- Значит, какие примеры будем примеры решать? ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)
Слайд №11
К наглядным методам относится частично - поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. Приведу пример частично – поискового метода:
Русский язык 2 класс
Тема: «Проверка парной согласной»
III этап урока: самоопределение к деятельности:
- Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Сделаем звуковую характеристику слова.
- Сапог [сапок].
- Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением)
А также к практическим методам относится частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Слайд №12
В учебном процессе также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
в) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
г) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
д) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
е) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
В своей работе использую разные формы уроков, формирующие познавательную деятельность.
Слайд №13
К ним относятся:
- проблемные лекции,
-обучающие алгоритмы,
-анализ конкретных ситуаций,
-деловые игры,
-тематические дискуссии..
-использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности.
Слайд №14
На разных этапах урока можно использовать составление кроссвордов, ребусов, викторин. Они как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности: очень много таких заданий в 1 классе по обучению грамоте. …
Развитию познавательного интереса способствует и учебная игра.
Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Я на своих уроках использую творческие задания такие как:
1. В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
2. На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи, и т. д.
Слайд №15
Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности , так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию.
Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
Любая игра направлена на развитие, активизацию интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
В заключении хочу сказать следующее: недостаточно в совершенстве овладеть методикой и различными технологиями.
Нужно чувствовать ученика, осознавать ответственность за его судьбу, за развитие его личности.
Помогать терпеливо, деликатно, с любовью. Из урока в урок, каждый день.
У Ю. Левитанского есть замечательные строки:
Но вот глаза – они уходят навсегда,
Как некий мир, который так и не открыли,
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся беда.
Неважно, в какой школе мы работаем и с какими детьми, какой предмет ведём. Важно, чтобы мир каждого ученика был открыт, чтобы каждый ребёнок стал просто человеком.
Слайд №16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-34060-1378731732.jpg)
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-47146-1565210140.jpg)
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-544434-1455730269.jpg)
Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-101737-1369328191.jpg)
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773609-1459080870.jpg)
Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.
Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-173976-1678962758.jpg)
«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...