Проект "Сопровождение педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО"
проект на тему

Мулахметова Светлана Михайловна

Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya_pedagogov_nachalnoy_shkoly.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Чайковский  Пермского края

Проект

Сопровождение педагогов начальной школы

в условиях  реализации ФГОС НОО

Разработчик, руководитель:

Мулахметова

 Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 10

г. Чайковский

2013 г.

Актуальность

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний,  умений и навыков от  учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация ФГОС второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  

Принятие новых стандартов НОО и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направления деятельности методических объединений учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определённого уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых результатов у ребёнка.

Главной целью школы становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста учителя. Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом.

Сложности и противоречивость процесса развития нашего общества в целом порождает ряд проблем  педагогической деятельности: проблема творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогических стереотипов, проблема профессионализма учителя, его психологической подготовки (знание и учёт возрастных психологических особенностей учеников), а также подготовки к работе в системах развивающего образования, проблему повышения квалификации учителя, проблему восприимчивости педагога к инновационным процессам и т.п.

Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоение культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам.

Но в современной школе ещё существует разрыв между педагогическими знаниями и педагогическими действиями. Педагогам, имеющим большой стаж работы по традиционной системе, сложно присвоить новые образовательные технологии, отойти от старых моделей воспитания. Существует проблема творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогических стереотипов, его психологической подготовки (знание и учёт возрастных психологических особенностей учеников) и восприимчивости к инновационным процессам

В школе в течение ряда лет велась работа по созданию пространства развития педагогов:

общение с коллегами в рамках проблемных групп, методические индивидуальные консультации, педагогические семинары, практикумы, открытые уроки, тематические педсоветы.

Мы полагаем, что в школе должна быть создана такая среда, которая станет более интенсивной и структурированной.

Надо всегда помнить, что процесс перемен в школе - это процесс перемен в учителе, в его взглядах, методах, подходах к решению организационных проблем. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. 

В связи с этим нами разработан проект «Сопровождение педагогов  в условиях реализации ФГОС», направленный  на совершенствование форм и методов научно-методической, психолого-педагогической и управленческой поддержки профессионально-личностного развития педагогов.

Цель: повышение  профессиональной компетентности педагогов через методическое и психологическое сопровождение.

Задачи:

  • осуществление анализа педагогической деятельности;
  • создание условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
  • стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу;
  • обеспечение психологической поддержки и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности.

Содержание 

Сопровождение педагогов осуществляется непрерывно, с опорой на личностно-ориентированный подход, включает в себя несколько этапов:

  1. Диагностика и анализ уровня профессиональной компетентности.

     2.  Деятельность по развитию учительского потенциала.

     3. Оценка и анализ результатов профессиональной компетентности.

I. На этапе диагностики определяются профессиональные потребности и затруднения педагогов через анкетирование, собеседование с учителем, посещение занятий. Особое внимание уделяется диагностике и самодиагностике профессиональных затруднений, осуществляемое педагогом-психологом, заместителем директора по УВР и руководителем проблемной группы. Составляется план самообразования педагога.

II. Деятельность по развитию учительского потенциала организуется  по следующим направлениям:

 - педагогическая деятельность;

 - личность учителя.

Виды деятельности педагогов в условиях методического сопровождения:

Урочная : 

  • использование современных педагогических технологий,
  • проектирование заданий для учащихся.

Внеурочная:

  • участие в конкурсах, проектах,
  • проведение классных часов, тематических родительских собраний,
  • организация занятий внеурочной деятельности.

Научно – методическая:

  • создание методических разработок,
  • подготовка дидактических материалов,
  • участие в профессиональных конкурсах,
  • публикации работ,
  • разработка авторских курсов.

Формы работы

Все формы методической работы делятся на две группы: индивидуальные и групповые (коллективные).

Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному плану, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения.

Оказание индивидуального методического сопровождения осуществляется:

 - в разработке ОЭР;

-  в выборе индивидуальной методической темы;

-  в создании «портфолио» учителя;

-  при посещении и анализе уроков;

-  при подготовке открытых уроков;

- индивидуальные консультации;

-  содействие учителям, принимающим участие в профессиональных конкурсах.

Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

В процессе инновационной деятельности педагоги объединились в 3 группы по обозначенным проблемам по 7-8 чел. Выбран руководитель.

Участники группы осваивают новые технологии в рамках группы, затем   через семинары – практикумы, личные консультации обучают участников других групп. Совместно проектируют и  проводят открытые уроки (с обязательным анализом) для членов своей группы, а потом для педагогов всего коллектива.

Оказание групповой методической помощи также осуществляется:

  • в работе над единой методической темой;
  • при подготовке:

теоретических семинаров (доклады, сообщения);

к конкурсам  педагогического мастерства;

к творческим отчетам;

  • при создании дидактических и методических материалов,
  • в изучении передового педагогического опыта;
  • при знакомстве с авторскими программами.

Сочетания индивидуальных и групповых форм предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу организованных групп.

Для презентации и распространения опыта работы организуются:

конференции,

семинары- практикумы,

фестивали открытых уроков,

конкурсы методических разработок, ЦОР,

педагогические советы,

курсы повышения квалификации, организованные на базе школы.

 

III. На этапе оценки и анализа результатов профессиональной компетентности происходит отслеживание результатов профессионального роста каждого педагога. Для комплексного оценивания качества деятельности педагога мы пользуемся диагностической анкетой успешности учителя, анкетой «Оценка компетентности педагогов», оценочным листом «Критерии результативности урока». Все достижения фиксируем каждую четверть в «Карте профессионального роста педагога».

Эти данные позволяют проанализировать эффективность процесса сопровождения и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочётов.

Особое внимание в методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных школьных мероприятиях. Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений городского, краевого и всероссийского уровней. 

Большое значение придаем моральному и материальному стимулированию педагогов.

В связи с введением новой системы оплаты труда директором школы В.Н. Дерюшевой  разработан и реализуется проект «Бально - рейтинговая система оценки качества работы педагогов» для распределения части стимулирующей ФОТ для учителей, классных руководителей МАОУ «СОШ № 10». Данный проект  разработан в целях усиления материальной заинтересованности учителей школы в повышении качества образовательного процесса, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач. Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат учителю, являются критерии, отражающие результаты работы учителя.

Критерии оценки результативности профессиональной деятельности разработаны по 3 основным блокам:

  • деятельность учителя, направленная на обеспечение качества обучения учащихся.
  • научно-методическая и инновационная деятельность.
  • деятельность учителя в качестве классного руководителя.

В конце учебного года определяется персональный рейтинг учителей и проводится индивидуальное собеседование с педагогами по итогам учебного года.

В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. В процессе собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и генерирование собственных идей, проверка их действенности. Средствами профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика.

Основные направления:

  • аналитическая деятельность;  
  •  информационная деятельность;
  •  организационно – методическая деятельность;
  •  консультационная деятельность.

Методы и подходы проекта

  1. Метод постоянного взаимодействия между участниками проекта.
  2. Метод корпоративного и индивидуального обучения педагогов.
  3. Исследовательский метод.
  4. Проектный метод.

Ресурсы проекта

Виды ресурсов

Перечень ресурсов

Материально-технические

 -наличие методического кабинета;

- оснащенность ПК и средствами мультимедиа;

- сеть Интернет.

Кадровые

  • Администрация школы - 3 человека.
  • Руководитель ПГ - 1 человека.
  • Руководители ШМО – 4 чел.
  • Психолог

Информационные

 - библиотека;

- печатные и электронные источники информации;

- общение с коллегами.

Целевая аудитория: педагоги, работающие в начальной школе (24 чел.)

Условия реализации:

  • аналитичность в оценке педагога; 
  • индивидуально-ориентированный поход к учителю; 
  • мотивация педагогических работников; 
  • гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов; 
  • дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации педагогов;
  • отслеживание результатов труда учителя.

Этапы и сроки реализации

Длительность этапа

Содержание работ

Этап №1 –подготовительный

Диагностика и анализ уровня профессиональной компетентности

август – сентябрь 2012 г.

  1. Выявление потребностей и затруднений педагогов.
  2.  Формирование проблемных групп, выбор руководителей, составление плана деятельности.
  3. Согласование плана с экспертами МС и представление на педагогическом совете.

Этап №2 – практический

Деятельность по развитию учительского потенциала

сентябрь 2012 г.-  май 2014 г.

  1. Составление плана работы педагога над темой самообразования.
  2. Методическое сопровождение педагогов в урочной, внеурочной и научно-методической деятельности:

 -  в моделировании уроков, родительских собраний,

 - в подготовке семинаров, творческих отчётов,

 - в создании дидактических и методических материалов,

 - в работе над методической темой,

 - в создании рабочих программ,

 - консультирование по конкретным проблемам.

3. Оказание помощи  в поиске оптимальных технологий  и методик.

 4. Профилактика и разрешение профессиональных конфликтов.

Этап №3 – аналитический

Оценка и анализ результатов профессиональной компетентности.

Сентябрь 2014 г.

  1. Обработка материалов обследований.
  2. Анализ, интерпретация результатов обследований
  3. Обсуждением вопросов, связанных с доработкой отчетов по итогам исследования, в ходе итогового семинара. Подготовка итоговых документов (аналитических отчетов по результатам мониторинговых исследований, презентаций и т.д.), представление их. Анализ результатов обследований с представителями профессионального сообщества в ходе районного семинара (20 человек) с участием консультантов.
  4. Подготовка предложений по:
  •  доработке методик и инструментария мониторинговых исследований;
  •  возможному использованию результатов;
  •  по разработке проектов управленческих решений, принимаемых на уровне школы основе полученных данных;
  • подготовке нормативно - правового сопровождения исследований.

Ожидаемые результаты

Реализация комплексного сопровождения педагогов позволит достичь следующих позитивных изменений:

  • наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;
  • педагоги проявляют личностные качества: рефлексивность, коммуникабельность, ответственность, способность к творчеству,  профессиональную мобильность, готовность к инновациям и дальнейшему самообразованию;
  •  рост числа участников в профессиональных конкурсах, проектах, конференциях.

Возможные риски и пути их устранения

                            Риски

                  Пути преодоления

недостаточная индивидуальная творческая инициатива педагогов, готовность выбора поля саморазвития

использование новых подходов в методической работе

 

недостаточная теоретическая подготовка педагогов

 

расширение теоретических знаний через самообразование

низкий уровень рефлексии педагогов, отсутствие у них сложившейся системы саморазвития

проведение практикумов по самопознанию, эмоциональной саморегуляции

                                    Диагностический материал

  • Анкета «Оценка информационной компетентности педагогов»
  • Анкета «Мониторинг профессиональных потребностей»
  • Оценочный лист «Критерии результативности урока»
  • Карта профессионального роста педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...