Главные вкладки

    Использование информационных технологий в начальной школе.
    консультация на тему

    Пинтера Ирина Ивановна

     

    Аннотация

    Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Чаще всего, говоря об информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени говорится об использовании информационных технологий в начальной школе. Но, как показала практика работы, использование информационной технологии в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование информационных технологий в начальной школе.

    Аннотация

    Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Чаще всего, говоря об информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени говорится об использовании информационных технологий в начальной школе. Но, как показала практика работы, использование информационной технологии в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

    Современный мир пронизан потоком информации. В начальной школе, где особенно стоит проблема формирования общеучебных интеллектуальных умений и навыков, компьютерные технологии на уроке дают великолепную возможность развивать у детей такие необходимые качества: как умение понимать учебную задачу, планировать свою собственную учебную деятельность, оценивать свой уровень подготовленности к выполнению конкретных учебных действий, выбирать уровень сложности заданий и пути решения проблем, использовать справочные материалы, работать коллективно, в паре и самостоятельно, поэтапно контролировать свои действия. Поэтому учителю необходимо использовать в своей работе компьютерные технологии:

    1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер).
    2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
    4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
    5.  Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности урока.
    6. Создание  тестовых заданий, кроссвордов в программе Excel.

    Эту работу учитель выполняет не только во внеклассной работе, но и в учебной деятельности.

    Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить задачи по пополнению словарного запаса, развитию орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

    Для того, чтобы включить детей в активную работу на уроке, я использую следующие развивающие методы и приёмы. В 2005 году я познакомилась с программой «INTEL: Обучение будущего». Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. В своей работе использую программу РowerРoint с помощью которой создаю уроки – презентации, используемые не только на уроках окружающего мира, но и на литературном чтении, русском языке, математике, изобразительном искусстве, технологии.

    На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

    Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

    Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, прошу ребят назвать букву первого звука слова (“солнце” - [с]), букву ударного гласного второго слова (“голубь” - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове “крокодил” [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют коричневый цвет. Затем прошу ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем “убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа.

    Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы: в учебнике Кубасовой О. В. это сделано перед текстом прямо в учебнике, иногда я сама готовлю карточки на бумаге или печатаю их во время перемены на доске. Я хочу предложить еще один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Это расширяет возможности при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность.

    Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

    С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности нашего города на уроках и т.д.

    Слайды, выведенные на большой экран не только прекрасный наглядный материал, который оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка.

    Чтобы ребята были активно вовлечены в учебный процесс, а не являлись пассивными слушателями, я в своей работе использую метод проектов. Ребята активно участвуют в поиске информации, они не только подбирают материал на изучаемую тему, но и делают рисунки, схемы. В заключении все лучшие работы включаются в презентацию. Эту работу я начинаю проводить во втором полугодии первого класса. Сначала даю доступные творческие задания. Учащимся предлагается создать собственную азбуку в загадках и картинках. Во 2 классе работаем над темой «Животные и растения Красной книги», а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Проектная деятельность не только развивает ребёнка, но и  выполняет важную дидактическую задачу.

    В своей работе я использую не только уроки с компьютерным сопровождением, но и применяю электронные энциклопедии «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

     Они помогают ребёнку увидеть своими глазами необыкновенный и разнообразный мир растений и животных, наполнить класс звуками леса, журчанием ручья, что позволяет перенестись в лоно природы. Если он увидит движение Земли вокруг Солнца, движение Солнечной системы, то ему будет легче представить принципы работы объектов.  

    В современной практике постоянно растёт роль тестирования, как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения.

    Демонстрационный материал, опыты, игровые задания, тесты, помещенные на дисках, помогают разнообразить во время уроков виды деятельности детей, проверить сумму полученных знаний, даёт возможность ребёнку самостоятельно работать на компьютере.

    Наблюдения показали, что такие уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а так же в поиске ответов на трудные вопросы. Возрастает количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности.

    Подготовка к урокам с использованием информационных технологий требует большего времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся.

    Грамотное использование любых средств информационных технологий на уроках влечёт за собой развитие личности ребёнка: интеллекта, памяти, внимания и т.д. Использование информационных технологий на уроке является мощным мотивационным стимулом. Но в то же время, необходимо понимать, что увеличение времени непосредственной работы за компьютером младшего школьника инициирует ряд негативных последствий: перевозбуждение нервной системы, усталость глаз, статистическое напряжение мышц спины и шеи, общую утомляемость организма. Поэтому, какой бы привлекательной ни была учебной деятельность с использованием компьютера на уроке, необходимо строго соблюдать установленные санитарные нормы.

    Литература

    1. Иванова Н. В. «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе»//Начальная школа 2004г. №2
    2. Intel «Обучение для будущего» при поддержке Mikrosoft //Москва 2005г. 5-е издание, исправленное – Издательско-торговый дом «Русская редакция»  
    3. Конышева Н. М. «О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда» // Начальная школа 2002г. № 12
    4. Попова Н. Г. «Информатизация учебного процесса» // Начальная школа 2002г. № 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

    Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

    Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"

    Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...

    Использование информационных технологий в начальной школе

    Использование информационных технологий в начальной школе....

    Использование информационных технологий в начальной школе

    Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в образовательных дисциплинах в начальной школе.Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является...

    Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

    Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....

    "Использование информационных технологий в начальной школе"

    Методическая разработка материала для выступления на районном семинаре "Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения"...