"Использование информационных технологий в начальной школе"
статья

Сурова Елена Владимировна

Методическая разработка материала для выступления на районном семинаре "Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка23.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий

 в начальной школе»

Васильева Е.В. –

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №134

г. Санкт-Петербурга

им. С. Дудко

1 слайд                               

         С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «образовательные технологии».

2 слайд        Технология — от греческих слов technл(искусство, ремесло, наука) и logos(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов».

       Суть любой педагогической технологии заключается в достижении четко поставленных целей.

       Направленность современного образования заключается в постановке главной цели - развить человека, его личностные качества, ведь развитие человека определяет развитие общества.

        Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал.

 3 слайд       Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

4 слайд      Реализация ФГОС подразумевает не только использование педагогических технологий в деятельности учителя, но и повышение общей методологической культуры.

        Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха.

         У меня сейчас 2 класс. Работаем по программе «Школа России». Детей сейчас ничем особенным не удивишь – ни современными технологиями, ни компьютерными возможностями. Но они остаются детьми и, когда процесс строится таким образом, что требуется самостоятельное принятие решения, то глазки у них загораются, появляется интерес к происходящему. В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, они с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

5 слайд     Уже в 1 классе ученики готовы взять на себя некую ответственность за проведение урока и введение темы. Пробуем. Эксперементируем. Что-то получается, что-то не всегда так, как хотелось бы. Но интерес и желание работать неподдельные. Родители вовлечены в процесс не меньше детей. Готовим совместные проекты по окружающему миру и литературному чтению. Получается почти семейное участие в образовательном процессе.  А следовательно, и мне, как учителю предоставляется возможность:

-    учиться вместе с учениками, таким образом, закрывая свои "образовательные дыры";

- планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся;
-     мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;

- "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая детей в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей.

  6 слайд     Непременным атрибутом любого школьного класса была и остаётся доска, на которой пишут и рисуют мелом.

         За свою историю становления, доска претерпела множество преобразований.

         Венцом данной эволюции становится интерактивная доска (Smart board).

         С помощью проектора на неё выводят из компьютера любую информацию, а затем вручную дополняют изображения заметками, акцентируют внимание учащихся, обводя важные фрагменты. Все созданные записи и наброски можно сохранить в компьютере.

Применение информационных компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

  • усилить образовательные эффекты
  • повысить качество усвоения материала
  • осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

              Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

       Внедрение осуществляется по следующим принципам:

  • Создание презентаций к уроку.
  • Работа с ресурсами Интернета.
  • Использование готовых обучающих программ.
  • Разработка и использование собственных авторских программ.

7 слайд                Создание презентаций к урокам.

        Презентация незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности.

       Учитель чаще выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ причем, на любом этапе урока:

  • Для обозначения темы урока.
  • В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  • Для контроля учащихся.

8 слайд                  Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

                   Каждый учитель начальных классов знает, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

 9 слайд     

                 Сегодня издательство “Просвещение” предлагает различные виды электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания. Эти пособия предназначены для учителей, учащихся, а также их родителей.

 10 слайд

              Так, на уроках математики мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта.

        Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему.

        Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

11 слайд

             На уроках русского языка, например, страница прописи выводится на экран. Сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Затем, предлагаются варианты решения. И только разрешив её, они смогут перейти к работе над чистописанием.

12 слайд

                На уроках по развитию речи пользуемся экраном для показа слайдов

13слайд

14 слайд   

                На уроках окружающего мира и литературного чтения пользуемся ресурсом «видеоуроки по всем предметам школьной программы»

     

             

  15 слайд                    

                   Применение данных информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет   осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

16 слайд

                    Также, создаёт благоприятную обстановку на уроках, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества и эффективности обучения.

                     Продуктивность таких уроков очень высока.

       Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся, их родителей.

17 слайд

                Я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

        Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.

Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

18 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...

Использование информационных технологий в начальной школе

Использование информационных технологий в начальной школе....

Использование информационных технологий в начальной школе.

АннотацияСовременные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Чаще всего, говоря об информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени г...

Использование информационных технологий в начальной школе

Статья посвящена вопросам использования информационных технологий в образовательных дисциплинах в начальной школе.Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является...

Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....