Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Сенина Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс: 4

Учитель: Касьянова Галина Владимировна

Количество часов:

Всего: 68 ч.; в неделю 2 часа

Практичсеких работ - 10, проверочных работ - 6, экскурсий - 1, тестов - 6

Планирование составлено на основе рабочей программы1 - 4 кл."Окружающий мир" под редакцией Плешакова А. А, рекомендованной

Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом Образования, Москва Просвещение, 2011

Учебник "Окружающий мир" 4 класс, Плешаков А.А., Москва. Просвещение 2014; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс

Плешаков А.А. 2014.

Календарно-тематический план

Содержание предмета

№ урока

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Формы обучения

Формы контроля

УУД (предметные и метапредметные

Земля и человечество (9 часов)

1

02.09.

 

Мир глазами астронома

коллективная

вводный

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.   Проводить сравнение по заданным критериям. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
       

2

05.09.

 

Планеты солнечной системы.  Практическая работа "Работа с глобусом"

групповая

текущий

Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года. . Устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике. Формулировать собственное мнение и позицию.

3

09.09.

 

Звездное небо  -великая книга природы. Практическая работа "Знакомство с картой звездного мира"

парная

текущий

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.Строить сообщения в устной форме.Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

4

12.09.

 

Мир глазами географа

парная

вводный

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

5

16.09.

 

Мир глазами историка. Практичсекая работа "Знакомство с историческими картами"

тест

парная

вводный

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения. Строить рассуждения в форме простых суждений. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью.

6

19.09.

 

Когда и где?

парная

текущий

 Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Различать способ и результат действия. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника.

7

23.09.

 

Мир глазами эколога

Тест.

групповая

итоговый

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.  Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания

8

26.09.

 

Сокровищница Земли под охраной человека

групповая

текущий

Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.

9

30.09.

 

Проверим себя и оценим свои достижения

индивидуальная

итоговый

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

Природа России ( 10 часов)

10

03.10.

 

Равнины и горы России. Практическая работа "Поиск и показ на физической карте равнин и гор "

 парная

текущий

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.
Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. . Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.
Принимать и сохранять учебную задачу. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

11

07.10.

Моря, озера и реки России. Практическая работа "Поиск и показ на физическорй карте морей, озер и рек"

групповая

текущий

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.
Сравнивать и различать разные формы водоёмов. . Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учиться высказывать своё предположение. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника.

12

10.10.

 

КМС 1. Природные зоны России

индивидуальная

итоговый

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

13

14.10.

 

Зона арктических пустынь. Практическая работа "Выявление у растений признаков их приспособленности к условиям жизни".

парная

вводный

14

17.10.

 

Тундра

групповая

текущий

Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

15

21.10.

 

Леса России Графический диктант

парная

текущий

Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.

16

24.10.

 

Лес и человек. Проверочная работа "Леса России"

индивидуальная

итоговый

Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. иллюстрации.Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.      
Учиться высказывать предположение по

17

28.10.

 

Зона степей

парная

текущий

 Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Вести диалог, слушать и слышать собеседника.

18

31.10.

 

Пустыни

парная

текущий

Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

19

11.11.

 

У черного моря. Оценка достижений

индивидуальная

итоговый

 Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных  и несущественных признаков. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной.

Родной край - часть большой страны (13 часов)

20

14.11.

 

Наш край

парная

вводный

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион.. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.  Принимать и сохранять учебную задачу. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

21

18.11.

 

Поверхность нашего края

парная

текущий

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

22

21.11.

 

Водные богатства нашего края

Графический диктант

групповая

текущий

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности.  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Формулировать своё мнение и позицию.Использовать речь для регуляции своего действия.

23

25.11.

 

Наши подземные богатства

парная

текущий

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

24

28.11.

 

Земля - кормилица

парная

текущий

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.
Оценивать плодородие почв нашего края. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

25

02.12.

 

Жизнь леса

групповая

текущий

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Формулировать своё мнение и позицию.

26

05.12.

Жизнь луга

Графический диктант

парная

текущий

27

 

Жизнь в пресных водах

парная

текущий

29

09.12.

 

Растениеводство в нашем крае. Тест.

групповая

итоговый

Ставить и формулировать проблемы.  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

30

12.12.

Животноводство в нашем крае

групповая

текущий

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи.  
Использовать речь для регуляции своего действия. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

31

16.12.

 

Оценка достижений

индивидуальная

итоговый

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

32

19.12.

 

Обобщающий урок по разделам

групповая

текущий

Страницы всемирной истории (6 часов)

33

23.12.

 

Начало истории человечества

парная

вводный

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Участвовать в ролевых играх по типу путешествий (например, «Путешествие в Древнюю Москву», «Путешествие по Третьяковской галерее»).
Проводить познавательные игры (например, «Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?»).Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидца событий  ХХ века (например, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне).
Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

34

26.12.

 

Мир древности: далекий и близкий

парная

текущий

35

13.01.

 

Средние века: время рыцарей и замков

групповая

текущий

36

16.01.

 

Новое время: встреча Европы и Америки

парная

текущий

37

20.01.

 

Новейшее время: история продолжается сегодня

парная

текущий

38

23.01.

 

Оценка достижений

индивидуальная

итоговый

Страницы истории Отечества (20 часов)

39

27.01.

 

Жизнь древних славян

групповая

вводный

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте.
Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком. Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

40

30.01.

 

Во времена древней Руси

 парная

текущий

41

03.02.

 

Страна городов

парная

текущий

42

06.02.

 

Из книжной сокровищницы Древней Руси

групповая

текущий

43

10.02.

 

Трудные времена на Русской Земле. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте

парная

текущий

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,
Интернет) Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.  Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

44

13.02.

 

Русь расправляет крылья

групповая

текущий

45

17.02.

 

Куликовская битва. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

парная

текущий

46

20.02.

 

Иван Третий

 парная

текущий

47

24.02.

 

Мастера печатных дел

парная

текущий

48

27.02.

 

Патриоты России

групповая

текущий

49

03.03.

 

Петр Великий

тест

парная

текущий

50

06.03.

 

Михаил Васильевич Ломоносов

парная

текущий

51

10.03.

 

Екатерина Великая

парная

текущий

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет)  Показывать места исторических событий на исторической карте.
Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

52

13.03.

 

Отечественная война 1812 года. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте

парная

текущий

53

17.03.

 

Страницы истории XIX века

парная

текущий

54

20.03.

 

Россия вступает в XX век

парная

текущий

55

24.03.

 

Страницы истории 20-30-х годов

парная

текущий

56

27.03.

 

Великая война и Великая победа. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте

парная

текущий

57

07.04.

 

Страна, открывшая путь в космос

парная

текущий

58

10.04.

 

Оценка достижений

индивидуальная

итоговый

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Современная Россия (8 часов)

59

14.04.

 

Основной закон России и права человека

парная

вводный

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

60

17.04.

 

Мы - граждане России

парная

текущий

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

61

21.04.

 

КМС 2. Славные символы России

индивидуальная

итоговый

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.
Знать текст  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  
Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России

62

24.04.

 

Такие разные праздники

групповая

текущий

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

63

28.04.

 

Путешествие по России

парная

текущий

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия. Строить  монологическое высказывание.

64

05.05.

 

Путешествие по России

парная

текущий

65

12.05.

 

Оценка достижений

индивидуальная

итоговый

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Перерабатывать полученную информацию.
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

66

15.05.

 

Обобщающий урок по разделу

групповая

текущий

67

19.05.

 

Резерв

 парная

 текущий

 

68

22.05.

 

Резерв

 парная

 текущий

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск

Рассмотрено

МО__________

Протокол №

От «__»_______2014   г.

Руководитель МО

____________________

Согласовано

«__»_______2014   г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_____2014   г.

Директор МОБУ СОШ № 4

______________Фадеев С.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 по окружающему миру

для обучающихся 4 класса

Предметная область: естествознание

Разработала:

Касьянова Галина Владимировна

учитель начальных классов

                                                 

                                                      2014 г.

Пояснительная записка

    Рабочая программа « Окружающий мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540).
  3. Распоряжение министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы» от 12.08.2011 г. № 920-мр.
  4. Письмо министерства образования Иркутской области «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области» от 04.06.2014 г. № 55-37-5064/14.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253.
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «Об утверждении  Федерального перечня учебников» от 20.05.2014 г. № 75-37-0893/14.
  7. Учебный план ОУ МОБУ СОШ №4 р.п. Лесогорск на 2014-2015 учебный год.
  8. Примерная программа А. А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.

Рабочая программа «Окружающий мир» для обучающихся 4 классов разработана на основе примерной программы «Окружающий мир» под редакцией, Плешакова А. А. издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования,  соответствует требованиям Концепции федеральных государственных стандартов второго поколения и учебным планам  образовательного  учреждения МОБУ СОШ №4.

  Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» составлен на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея целостности мира;

- идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самооценки сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие « детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

 В соответствии с названными ведущими идеями особое значение для реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Тематический план

№ раздела

Содержание

Количество часов

1.

Земля и человечество

9 ч.

2.

Природа России

10 ч.

3.

Родной край – часть большой страны.

13 ч.

4.

Страницы всемирной истории

6 ч.

5.

Страницы истории Отечества

20 ч.

6.

Современная Россия

8 ч.

Содержание курса

Земля и человечество – 9 ч.

Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России – 10 ч.

Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

Родной край часть большой страны – 13 ч.

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Страницы Всемирной истории – 6ч.

Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.

Страницы истории Отечества – 20 ч.

Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.

Современная Россия – 8 ч.

Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.

Ценностные ориентиры содержания курса

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.

- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине,  к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

- Человечество как многообразие народов, культур, религий.

- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по окружающему миру.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  •   Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  •      способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  •  что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  •    некоторые современные экологические проблемы;
  •   природные зоны России;
  •       особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  •    исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  •    важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  •     распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
  • различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  •   проводить наблюдения природных тел и явлений;
  •    в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
  • определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  •   соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  •   приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  •  приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Материально-техническое учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.

Список методической литературы для учителя:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М. Просвещение, 2011. С. 528
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение, 2014. с.143
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение, 2014, с. 62

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 4 класс. – М. Просвещение, 2014. с.98

5. Плешаков А. А.  От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010, с.250

6. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов  – М. Просвещение, 2010, с.223

7. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010, с.160

Список литературы для обучающихся:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение, 2014. с.143
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М. Просвещение, 2014, с. 62
  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов  – М. Просвещение, 2010, с.223
  4. Плешаков А. А.  От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010, с.250
  5. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010, с.160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...