Мои выступления на педсоветах и методических объединениях
учебно-методический материал по теме

Холкина Татьяна Святославовна

На этой страничке хочется поделиться своими наработками  по учебно -методическим материалам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Выступление Холкиной Т.С.,

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.                 Конфуций                                                                                                                                          

Формирование критического мышления

на уроках предмета «Окружающий мир»

                                                                                     

        Со словами великого  китайского философа Конфуция можно соглашаться, а можно и  не соглашаться. Но как бы мы порой в суматохе дел не хотели избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удаётся. Наша жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в неё «поправки», «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых – применение новых технологий.

        Главным для учителя должно стать обучение детей не определённому объему знаний, а процессу их усвоения. Использование в педагогической деятельности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности – разные виды памяти, мышление, внимание – посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также направлено на удовлетворение потребностей личности.            

        Познавательная деятельность строится таким образом, чтобы каждый ученик, на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.

        Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, «грозди».  «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке.

        Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

        Достоинства:

* Легко работать (доступно детям начальной школы)!

* Красиво раскрашивается, что позволяет визуально выделить логически связанные зоны.

* Можно встроить в блог или или просто дать ссылку.

* Есть возможность организовать групповую работу с кластером, вносить изменения.

    Примеры составления кластеров на уроках предмета «Окружающий мир»:

Порядок работы с кластером представим на примере темы «Царство живой природы – животные. Животные – живые существа».

    (См. Презентация, слайды 7 - 12).

Таким образом, мы имели возможность убедиться в том, что:

  • Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока
  • на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности;
  • на стадии осмысления – для структурирования учебного материала;
  • на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
  • Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Формирование критического мышления на уроках предмета "Окружающий мир"

Слайд 2

Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем. Конфуций

Слайд 3

КЛАСТЕР – графическая организация материала, показы- вающая смысловые поля того или иного понятия. КЛАСТЕР в переводе означает «пучок», «грозди»

Слайд 4

«Грозди» - графический приём систематизации ма- териала. Этот приём позволяет нам располагать свои мысли в определённом порядке

Слайд 5

Ключевое понятие

Слайд 6

Достоинства кластеров Легко работать Красиво раскрашиваются, что позволяет визуально выделить логически связанные зоны Есть возможность организовать групповую работу с кластером, вносить изменения

Слайд 7

Тема: « Царство живой природы – животные. Животные – живые существа» Животные – живые существа ( тела, организмы) живут питаются дышат растут размножаются передвигаются умирают

Слайд 8

Питание Траво- ядные всеядные Хищники Насекомо- ядные

Слайд 9

Передвижение прыгают летают ползают плавают бегают

Слайд 10

Органы дыхания животных лёгкие трахеи кожа жабры

Слайд 11

Размножение яйцами живо – родящие Икрин- ками

Слайд 12

животные позвоночные беспозвоночные летают бегают плавают Организмы (синоним) Животные – это живые существа Надо охранять животных Что делают? Какие? « Царство живой природы – животные»

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  Холкиной Татьяны Святославовны на тему:

Применение  проблемно – диалогической технологии  при формировании УУД

     «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

   Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке «открытия» нового знания должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

     На  примере  урока математики я хочу вам показать применение данной технологии  при формировании УУД. Тема урока «Отрезок». Основными  предметными задачами уроками были: познакомить учащихся  с понятием  отрезок; формировать умения чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать  отрезки по длине.

Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие  познавательных  универсальных учебных действий. На данном уроке я  ставила следующие задачи на развитие познавательных УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов и на основе     анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

4) формируем умение находить ответы на поставленные вопросы;

 Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») в рамках Образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.  На данном  уроке мной были поставлены следующие задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

И как я уже говорила выше эта технология, прежде всего, формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. На этом уроке перед детьми была поставлена проблема объяснить, «что такое отрезок». Для решения этой проблемы мной были поставлены следующие задачи, направленные на формирование регулятивных УУД:

1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

2) принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

В заключение хочу  отметить, что  проблемно-диалогическая технология позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят учащимся успешно учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Отрезок Тип урока: урок «открытия» нового знания Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Слайд 2

. Предметные: познакомить с понятием отрезок ; формировать умения чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине; - развивать умения сравнивать ломаные и кривые, замкнутые и незамкнутые линии. формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание чисел первого десятка; Методические задачи урока:

Слайд 3

. Личностные: формировать положительную мотивацию учения и вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - развивать личностные качества: дружелюбие, взаимовыручку, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению; - развивать интерес к предмету математики. Методические задачи урока:

Слайд 4

Метапредметные: Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на поставленные вопросы;

Слайд 5

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.

Слайд 6

Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2) принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий); 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Слайд 7

. Основные технологии: технология проблемного диалога (вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания) технология оценивания учебных успехов (учим самостоятельно оценивать свои достижения)

Слайд 8

В – Было не п онятно на уроке. Испытывал трудности. Б – Всё понятно. Трудностей не испытываю. А – Хочу знать больше! А Б В Лесенка успеха


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

    Выступление Холкиной Т.С.  на  заседании методического

                               объединения   на тему:   

     Активизация познавательных способностей  учащихся через  

                                     использование ИКТ.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

    Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.  Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные   технологии.   Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества.

 Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. 

    Учить ребенка радостно, без принуждения -  возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.  Принципы информационного взаимодействия  позволяют перейти  от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более  результативным, так как в его основу положено следующее:

        Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме  

        Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

        Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.

  Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.. 

   Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

      «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.  Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"

В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...