"Экологическое воспитание младших школьников"
учебно-методический материал на тему

Рудиченко Ирина Николаевна

Об экологическом воспитании младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
  ВОСПИТАНИЕ

       МЛАДШИХ

  ШКОЛЬНИКОВ

   

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –

Я не поверю воде.

И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка-

Я не поверю воздуху.

И лес без зверей с одними людьми – не лес.

            М. Пришвин.

      Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова Сухомлинского В. А.: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть,  и простая человечность.

    Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками  экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.

    Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг не сходят слова: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика» и так далее. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что всё осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.

        Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического процесса явно недостаточно. Огромный интерес общественности к этим проблемам, её требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

        В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

        Термин «экология» в переводе с греческого означает: ойкос – дом, жилище, местопребывание и логос – учение, то есть учение о доме или месте, в котором мы живём. Он был введён в 1869году немецким биологом Э. Геккелем и обозначал раздел биологической науки о взаимоотношениях организмов и среде обитания.

        Экология – это особая наука, которая изучает взаимосвязи между живыми и неживыми компонентами нашей планеты, взаимодействия организмов между собой. Наука «экология» изучает все взаимоотношения, которые складываются в окружающем нас мире. Жизнь любого растения или животного, а также человека зависит от сложнейших взаимосвязей: от условий окружающей среды – климата, наличия питательных веществ и др. Почему растения тундры отличаются от растений степи? Почему одни животные встречаются в тайге, а другие нет? Где мы можем встретить самые большие деревья и почему? На эти и многие другие вопросы находит ответы наука экология. А также на самый главный вопрос – о нашей планете, о жизни  и месте человека в этом мире.

        Ещё в середине 19 века учёные начали изучать и формировать общие принципы взаимоотношений растений и животных между собой и с окружающей средой. Сто пятьдесят – двести лет назад экология ещё не выделилась как отдельная наука, она рассматривалась в рамках естественной истории.

       Под «домом» и «жилищем» чаще понимается окружающая человека природа. Поэтому недостаточно изучать только связи между живыми существами и средой, исключая при этом человека. Хозяйственная деятельность человека существенно изменяет природную среду, иногда полностью её разрушая. Так, бесследно исчезают луга под рукотворными водохранилищами и вместо плодородных земель появляются лишенные любой растительности карьеры. Деятельность человека в одной точке планеты может вызвать неожиданные последствия в другой её точке.

 

    Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Состояние же образования молодёжи в области окружающей среды в нашей стране пока не соответствует международным требованиям, что вызывает серьёзную озабоченность и тревогу. В решении задач экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада, что позволяет осуществлять непрерывное экологическое образование.

           Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний.

     Предпосылками правовой базы для формирования непрерывного экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон «Об охране окружающей природной среды» (19 декабря 1991 года)  в 11 разделе которого «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.

      Основные пути решения данной проблемы:

  • интеграция естественнонаучных общественно-гуманитарных знаний;
  • формирование экологического сознания и мышления, нравственно-эстетического восприятия природы;
  • непрерывное воспитание  у учащихся  ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.

   В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования  ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности.

               Для решения экологических задач в начальных классах необходимо:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как средстве жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методом познания  окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

             Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение меж предметных связей и обеспечение  меж предметных подходов. Реализация меж предметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование логики развития ведущих экологических идей  и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последующим углублением и обобщением экологических проблем. Кроме того, необходимо согласовывать и методы раскрытия экологических понятий и законов оптимального взаимодействия общества с природой. Меж предметные   связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата – формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать  по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о

том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

             Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, сельскохозяйственный труд,  трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

           Специфические условия учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как изучение материалов о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описаний природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

          При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

          Большие возможности для осуществления экологического образования на меж предметной основе имеют экскурсии по различным предметам. Такие экскурсии позволяют более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и так далее.

           Так, например, во время осенней экскурсии следует обратить внимание на пауков. В это время в зарослях трав на опушках, на обочинах дорог, по краям полей можно увидеть очень крупные сети пауков-крестовиков. На сети или в убежище рядом с нею можно обнаружить и самого паука. Крестовики к осени достигают своих максимальных размеров. Следует обратить внимание учащихся на своеобразную красоту этих животных, объяснить почему они так называются (обычно у крестовиков на брюшке рисунок в виде креста). Прутиком или травинкой надо осторожно постучать по сети, при этом паук быстро выбежит на сеть, что всегда производит  сильное впечатление на детей. На сети обычно можно найти застрявших насекомых, увидеть обёрнутую паутиной муху. Следует объяснить учащимся, что пауки питаются насекомыми, многие из которых приносят человеку ущерб. Таких насекомых (мух, комаров, мошек и др.) пауки уничтожают больше, чем насекомоядные птицы! Во время экскурсии в хорошую погоду непременно можно видеть летающие по воздуху паутинки. Надо объяснить ребятам, что на этих паутинках расселяются молодые паучки (но не крестовики, а другие виды). Иногда можно даже увидеть, паучок «стартует» откуда-нибудь с куста или травинки.

           Наблюдения за пауками просты, интересны. Вместе с тем значение знаний, которые получат при этом ученики, трудно переоценить. Известно ведь, что пауки – объект неприязни, страха, брезгливости. Многие дети не только не интересуются их жизнью, но и стараются убить паука при встрече, разорить его сеть. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Всё в этом мире заслуживает уважения . И пауки в том числе. Узнав о жизни и значении пауков, они не станут делать этого, изменят, возможно,  своё отношение к паукам. Аналогично можно найти возможности для знакомства с другими насекомыми. Ведь не секрет, что мы больше всего внимания уделяем млекопитающим, птицам. Но так нужно относиться ко всем, всем. А значит и к паукам, и к комарам, сороконожкам, к моллюскам… Ведь все эти существа наши «соседи по планете», такие же «братья меньшие», как звери. К сожалению, мы не воспитываем пока восхищенно уважительного отношения к любым проявлениям жизни. К любым!

Ко всему, что цветёт, растёт, движется. Ведь сохранение всего видового многообразия  - важнейшее требование современной экологии. Ведь всё живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека. Живая природа должна быть многообразной, только в этом случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны. И термины «вредный», «полезный», строго говоря, ненаучны. Необходимо с первых лет обучения в школе приучать детей к неоднозначности объектов. Подчас один и тот же вид и полезен и вреден, в зависимости от того, как на него посмотреть!

        Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на меж предметной основе в процессе использования текстовых задач по математике, выявление связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и так далее.

         Меж предметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

         Например, на уроках математики в 4-ом классе при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.

     1.Воронежский заповедник – один из старейших заповедников России. Он был создан в 1922 году для охраны речного бобра. Сколько лет заповеднику?

     2. Сотни тысяч птиц гнездятся на территории Воронежского заповедника. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы – в 5 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

     Во время устного счёта или повторения и закрепления изученного можно использовать книжки-задачи, книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений или животных. Учитель показывает книжку, на обложке которой изображён лось,  и спрашивает учащихся, о ком рассказывается в этой книжке-малышке. В ней записана задача: «В наших лесах обитает одно из крупных животных суши – лось. За сутки он съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?

    После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики у некоторых учащихся появится желание сделать книжки-задачки дома. Учитель объясняет, что такой материал можно найти и прочитать о каком-либо растении, животном, природном явлении или событии на страницах журнала «Юный натуралист», в детской энциклопедии, в книгах В. Бианки «Лесная газета» и так далее, а также в содержании различных телепередач, например, «В мире животных» и так далее.

          С целью повышения активности и интереса к решению арифметических примеров можно использовать задания  экологического содержания.

Например: Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»:

                        Берёза – 28

                        Сосна  -  17    

                        Тополь – 23            

    Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

15 * 8 – (48 + 49)

Ответ примера вам укажет на название дерева. После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим «пылесосом».

      Или другое задание: «Какая птица выводит птенцов зимой?»          

                         Дятел – 7

                         Клёст – 8

                         Аист   - 6      

Для того, чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

 15 : 5=             + 7 =               : 2 =

      * 10 =          - 48 =             + 6 =

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по природоведению: почему именно зимой у этих птиц появляются птенцы. В результате беседы приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимозависимость между характером питания и жизнедеятельностью птиц.

           Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, берёза, сирень и так далее). Можно предложить детям рассказать всё, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Учитель может предложить следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц(«Много снега – много хлеба», «Лес и вода – брат и сестра»), составить рассказ на заданную тему – «Лес – наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «Путешествие скворца», «В гости к лесу». Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах их охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируют мотивы охраны природы.

       Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и учебники по чтению (составитель В. Г. Горецкий).

В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей-натуралистов

Г. Скребицкого, Е. Чарушина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов, мерах, мотивах охраны природы. Но особое внимание на уроках чтения следует уделять работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира.

       Учитель может рассказать учащимся об увлечениях природой В. Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. Пушкина,

С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений

А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, « открывать»  для себя  многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Например, при изучении стихотворения А. С. Пушкина «Вот север,  тучи нагоняя…» возможно,  организовать беседу по следующим вопросам:

  1. Как называется в стихотворении зима? Почему?
  2.  С чем в стихотворении сравнивается снег?
  3. Подберите свои определения к слову «снег».
  4. Почему автор пишет, что мы рады приходу зимы?
  5. Какую бы вы нарисовали картинку к этому стихотворению? Какие бы взяли для этого краски?
  6. Как вы думаете, как относится автор к зиме?      

         

 

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....