Технология исследовательской деятельности в начальной школе
статья по теме

Королева Галина Михайловна

Статья
Технология исследовательской деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Королева Галина Михайловна, учитель начальных классов

МКОУ Верхнехавской СОШ №1 Верхнехавского района Воронежской области

Выпускник современной школы должен обладать практико- ориентированными знаниями, чтобы  успешно адаптироваться и быть востребованным в современном обществе. Поэтому очень важной  задачей становится развитие исследовательских компетенций обучающихся, основу которых составляют универсальные учебные действия.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Немецкий учёный Фридрих Адольф Дистервег говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

 Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками, единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Исследовательскую работу можно проводить в системе урочной и внеурочной деятельности учащихся.

По времени выделяют экспресс - исследования и долговременные  исследования.  Суть экспресс - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике. Например, во время экскурсии учитель даёт задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Можно выделить шесть этапов работы над исследовательским проектом:

-выбор темы исследования;

-предложение возможных вариантов решений;

-сбор материала;

-обобщение;

-подготовка проекта (доклада, макета и т. д.);

-защита проекта.

        В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня. Первый, когда педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику. Второй, когда педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно. Третий (высший), когда ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы. Темы, используемые в работе с детьми начальных классов, можно объединить в три основные группы:

-фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);

-теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в книгах, фильмах и других источниках информации);

-эмпирические (предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов).

        Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, такие исследования способны выполнять одарённые дети.

Общие направления исследований: «Живая природа. Человек. Общество. Культура. Земля. Вселенная. Наука. Техника. Экономика».

Основные правила выбора темы:

-тема должна быть интересна ребёнку;

-тема должна быть выполнима;

-учитывать интересы детей;

-тема должна быть оригинальной;

-тема должна быть доступной;

-сочетать желания и возможности.

        На этапах поиска вариантов решения и сбора материала, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Определить эффективность каждого способа.

Защита - венец исследовательской работы. Защита проекта должна быть публичной. Ребёнок излагает добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта - 5 минут. На вопросы и ответы отводится примерно 2 минуты. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

        Исследовательская работа в 1-2 классах проводится под руководством учителя, во взаимодействии с родителями. В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. От групповой, коллективной формы исследования переходят к индивидуальной работе. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Могут участвовать в различных конкурсах, конференциях.

        В своей работе большое место отвожу исследовательской работе с детьми. Благодатную почву для этой деятельности  в  начальной школе предоставляет материал по предмету «окружающий мир». Первоклассники вместе с учителем и родителями проводили исследования на темы «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». В следующих  классах  дети  проявляли  большую степень самостоятельности в исследовательских проектах  «Родное село», «Красная книга, или  возьмём под защиту», «Родословная», «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края» и  др.  Но самым увлекательным и результативным оказался проект на тему «Горжусь своим прадедом, дедом,  отцом…», где дети искали материал о своих родственниках, участниках  Великой Отечественной войны. Пришлось серьёзно «поворошить» память бабушек и дедушек, отыскать те редкие фотографии, сохранившиеся до наших времён, ведь даже имена и отчества многих были забыты. Такая работа оказала огромное воспитательное значение и, конечно, решались задачи развития исследовательских умений.

        Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что актуально в современной школе и жизни. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». (Г.Э. Лессинг)

Литература

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников  -Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проектная технология и технология исследовательской деятельности в начальной школе.

Материал для методического семинара, содержащий описание педагогического опыта....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"

     Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных способностей»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С ...