Проектная технология и технология исследовательской деятельности в начальной школе.
статья по теме

Веретенникова Ирина Павловна

Материал для методического семинара, содержащий описание педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Проектная технология и технология исследовательской деятельности  в начальной школе.

Слайд 2

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов."

Слайд 3

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие? 

слайд 4

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. 

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). 

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)


слайд 5


Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*развитие познавательных умений и навыков учащихся

*умение ориентироваться в информационном пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.


слайд 6


Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

*наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения

*практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

*самостоятельную деятельность ученика

*структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

*использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:

-исследовательские проекты

-творческие

-приключенческо-игровые

-информационные

-практико- ориентированные проекты.

Рассмотрим особенности каждого из них.


слайд 7


^ 1.3 Виды проектов

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.


слайд 8


^ Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. 

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.


слайд 9


^ Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.


слайд 10


^ Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.


слайд 11


Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.


слайд 12


Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Слайд 13-14
^ Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.


Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

 Слайд  16 

 
Образовательный (учебный) проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. 

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. 

Слайд 17

Сетевые проекты

Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Слайд 18

Метод проектов целесообразно применять, если: 

  • Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая). 
  • Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся 
  • Возможно структурирование (этапность) проекта 
  • Используются исследовательские методы 
  • В результате имеем материальный продукт 

Плюсы проектной деятельности 

+ навыки самообразования и самоконтроля

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат

+ навыки групповой деятельности

+ индивидуальный подход

+ интерес к познавательной деятельности


Минусы проектной деятельности 

- возрастает нагрузка на учителя

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)

- психологические, коммуникативные проблемы

- проблема субъективной оценки

 Слайд  19


В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.

Литература

1. Е.Л.Мельникова «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС». – М.:Изд.Академия, 2013

2. Н.Б.Шумакова «Урок-исследование в начальной школе». -  М. Просвещение, 2014

3. Л.Г.Петерсон, М.Б.Кубышева, С.Е.Мазурина,И.В.Зайцева «Что значит «уметь учиться». - М.: Академия, 2006

4. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС»: Методическое пособие. (под редакцией Н.Н. Деменевой). – М.: АРКТИ, 2014

5. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер». – М.: ВАКО,2007

6. «Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы».

       А. Архипова, Т.В.Белых – М.: Издательство «Глобус», 2008

7. М.Ю. Шатилова «Проектирование  в начальной школе: от замысла к реализации». – Волгоград: Учитель, 2010

8. И.С. Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». Журнал «Директор школы» №7, 2000.

9. О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк «Проектная деятельность». – М. ВАКО, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказывается о значении и особенностях  использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.

      После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...

Использование проектных технологий на уроках математики в начальной школе

Использование проектных технологий на уроках математики в начальной школе...

Проектная технология и технология исследовательской деятельности

В одно окно смотрели двое:Один увидел - дождь и грязь,Другой - листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое!... В одно окно смотрели двое... Как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть?...