Программа "Я расту и развиваюсь"
рабочая программа на тему

Евсюкова Елена Александровна

В каждом возрасте общество предъявляет к ребенку целый ряд  требований (в психологии они называются социально-психологическим нормативом). При наличии трудностей развития ребенок этому нормативу не соответствует, а следовательно, становление его личности нарушается. Причины и проявление трудностей развития у детей многообразны. Обычно их следствием бывает не только эмоциональная неустойчивость, нарушение внимания и пониженная работоспособность ребенка, но и ухудшение его соматического здоровья (снижение иммунитета, формирование психосоматической патологии, одним из самых опасных вариантов которой у детей является бронхиальная астма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_rastu_i_razvivayus.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской федерации

Департамент образования г. Иркутска

Программа

«Я расту и развиваюсь»

Креативно-интеллектуальный тренинг

с основами логики

Уроки психологического развития в начальной школе в рамках ФГОС.

Авторы программы:

 Евсюкова Е.А. Павлушина Н.И.

г. Иркутск 2015 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка к программе «Я расту и развиваюсь»                                   стр. 3
  • Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане     стр. 3
  • Ценностные ориентиры учебного предмета                                               стр. 3
  • Концептуальная особенность курса                                                            стр. 4
  • Основные требования к программе «Я расту и развиваюсь»                   стр. 5
  1. Содержание курса уроков психологического развития «Я расту и развиваюсь»:   стр. 6
  2. Тематическое планирование учебного материала                                                       стр. 9
  3. Планируемые результаты освоения программы                                                         стр. 10
  4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса                                   стр. 10
  5. Список литературы, использованной при разработке программы                            стр. 11

ПРОГРАММА

«Я РАСТУ И РАЗВИВАЮСЬ»

КРЕАТИВНО_ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ С ОСНОВАМИ ЛОГИКИ.

УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

        В каждом возрасте общество предъявляет к ребенку целый ряд  требований (в психологии они называются социально-психологическим нормативом). При наличии трудностей развития ребенок этому нормативу не соответствует, а следовательно, становление его личности нарушается. Причины и проявление трудностей развития у детей многообразны. Обычно их следствием бывает не только эмоциональная неустойчивость, нарушение внимания и пониженная работоспособность ребенка, но и ухудшение его соматического здоровья (снижение иммунитета, формирование психосоматической патологии, одним из самых опасных вариантов которой у детей является бронхиальная астма).        

        По данным официальной статистики, от 20 до 30 % учащихся начальной школы и до 40 % детей подросткового возраста не в состоянии усвоить программу общеобразовательной школы за отведенное время в необходимом объеме. Подавляющее большинство таких учеников составляют дети с трудностями развития. Трудности развития – это временные или постоянные препятствия для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития.

В настоящее время  учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Они обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения, помочь детям учиться?»

Именно в ответ на этот запрос и была разработана нами психологическая развивающая программа для младших школьников «Я расту и развиваюсь». Цель,  которой - последовательно и планомерно  формировать у учащихся психологическую основу обучения, повышать уровень  общего психологического, и в частности умственного, развития.

Задачи:

  1. развивать познавательно-личностные особенности школьников;
  2. формировать умения осуществлять различные умственные действия;
  3.  развивать самостоятельность детей,  способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

В результате формируются  психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

        Детям с трудностями развития нужна психолого-педагогическая поддержка – предупреждение или своевременное оказание помощи при возникновении новых затруднений, которые могут проявляться в самых разных сферах деятельности.

Ценностные ориентиры учебного предмета

        При тотальных трудностях ребенок дезадаптирован, при системных трудностях степень дезадаптации несколько меньше, однако, ребенок все         равно требует специального внимания и особого подхода к организации учебного процесса. Парциальные трудности к дезадаптации не приводят, но требуют от ребенка дополнительных усилий для их преодоления. Степень выраженности трудностей может меняться. При правильном подходе к ребенку она уменьшается, при неправильном – увеличивается. В любом случае ребенок не виноват в том, что ему трудно, а значит, ему должна оказываться своевременная и адекватная помощь, индивидуальная или групповая логопедическая, психологическая и педагогическая коррекция.   Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый  деятельностный опыт.

        Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. С помощью наглядно-образного мышления у детей формируется умение управлять своими действиями при решении задач, а с помощью наглядно-образного мышления формируется умение рассматривать разные варианты плана по достижению поставленной цели в ходе предъявления какого-нибудь задания. Своеобразие словесно-логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках.

        Учитель на уроке не объясняет сущности формирования понятий, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация, а для формирования понятийного аппарата ребенку надо овладеть этими мыслительными операциями.          Обучение школьников различным психологическим умениям позволяет не только развивать когнитивный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности, т.е. его мировоззрения.

Цель программы  «Я расту и развиваюсь» - помощь ученику в преодолении трудностей развития и освоения учебной деятельности.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

  • Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия.
  • Развитие познавательных процессов, словесно-логического мышления и положительной учебной мотивации.
  • Активизация мозговой деятельности и познавательной активности.
  • Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.         

При разработке программы «Я расту и развиваюсь» использованы теоретические и практические материалы психологов-исследователей: И.А.Берташникова, Н.П. Локалова, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова,  А.З. Зак, Е.Л Инденбаум, ВА Пермякова, Д.А. Глазунов, О.Л. Романова, Л.В.Строганова и другие.  

        Концептуальной особенностью данного курса является восполнять пробелы развития компонентов школьной готовности.

  • все уроки носят творческий характер,  на них используются самые разнообразные методы и прежде всего игровые
  •  сложные психологические понятия раскрываются простым доступным языком в диалоге с детьми или в поисковых, проблемных ситуациях.
  • в основу занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе.

        Основной метод курса – интеллектуальная игра, которая учит думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Все игры представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, получившей название «КИТ» (креативно-интеллектуальный тренинг), составленный в определенной последовательности и методике их использования. КИТ разработан на базе психологических и педагогических исследований Г.Айзенка, Л.А.Венгера, Дж.Гилфорда, О.М.Дьяченко, Л.М.Житниковой, З.М.Истоминой, Е.Торенса, ряда других ученых, а также на основе более чем десятилетнего опыта научных исследований практической работы И.А.Берташниковой.

По своей структуре урок делиться на вводную часть, основную и заключительную.

  • Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
  • Задания для основной части урока подбираются с учетом их направленности на освоение дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе, используя принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
  • Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

        Материал рассчитан на 34 урока в год, по 40 минут,  для учащихся 2-х – 4-х классов. Структура занятий включает кинезиологические упражнения, успешно используемые для коррекции школьных трудностей.  Обучение  осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов и метод конкретных ситуаций. Эти методы помогают развивать у подростков такие качества, как коммуникативность, уверенность в себе, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение дискутировать, оценивать информацию.

        Данная программа используется авторами для сопровождения учащихся классов выравнивания. Дети с удовольствием ходят на занятия, выполняют упражнения, активно отдыхают. Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы показала, что дети, с которыми проводились занятия по данной программе, достаточно хорошо справляются с интеллектуальными тестами, осваивают логические операции мышления. Данный курс помогает подготовить учащихся к обучению в среднем звене школы, позволяет выявить трудности, которые могут быть устранены в среднем звене школы.

Содержание курса уроков психологического развития

 «Я расту и развиваюсь»

Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач на каждом возрастном этапе.

Программа состоит из 4-х разделов:

        1. Навыки работы в классе, принятие учебной задачи, самостоятельной деятельности.

 Цель: актуализация познавательных процессов, расширение кругозора, получение нового деятельностного опыта, развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных умений.

                 2. Произвольность познавательных процессов и учебной мотивации.

 Цель:  развитие тонкой моторики,  произвольности запоминания, внимания, восприятия, ориентации в пространстве. Формирование положительной учебной мотивации.

          3. Интеллектуально – познавательная активность.

Цель:  формирование потребности в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности.   Развитие познавательной активности, логического запоминания и логических операций мышления.

4. Концепция «Полезных привычек».

Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности.

Направления программы:

2-ой класс.   Учись играя.

Цель: формирование желания думать, рассуждать, изобретать и доказывать.

  • Мир вокруг нас. Исследование словарного запаса. Составление предложений. Составление осмысленных словосочетаний. Описание различных свойств окружающих предметов. Выделение существенных признаков. Способы использования предметов.
  • Развитие сенсорных способностей. Формирование сенсорных эталонов. Обучение способам обследования предметов. Развитие аналитического восприятия. Восприятие величины предметов, формы и цвета. Отношение между предметами. Противоположные по значению понятия. Количественные и качественные соотношения предметов. Категории: шире – уже, короче – длиннее, впереди – сзади, справа – слева, раньше – позже, до, после, потом, сейчас.
  • Развитие внимания. Что значит «быть внимательным».
  • Тренировка наглядно – образного мышления. Предметы, образы, знаки.
  • Тренировка логического мышления. Сравнение предметов. Одинаковые и различные свойства предметов. Приемы: «обобщение», «классификация», «систематизация» и «смысловое соотнесение».
  • Тренировка памяти. Произвольная память. Мнемический прием «группировка», «смысловое соотнесение».
  • Тренировка воображения.
  • Развитие творческих способностей. Приемы творческого мышления.
  • Развитие навыков учебной деятельности. Умение принимать учебную задачу и следовать правилам. Формирование действий самоконтроля.

3-ий класс. Наглядно-образное, словесно-логическое мышление.

 Цель: знакомство с основными формами наглядно-образного, словесно-логического                 мышления.

Наглядно – образное мышление.

Своеобразие наглядно – образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы, достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти наилучший.

  • Первый цикл занятий. Занимательная игра «Прыгающий заяц».

Для проведения занятий необходимо иметь в качестве демонстрационного материала игровое поле. В качестве раздаточного материала на занятиях следует использовать листки, изображающие условия задач, которые дети будут решать самостоятельно.

  • Второй цикл занятий. Занимательная игра «Путешествие насекомых». Каждое занятие имеет свою специфику в плане овладения детьми поисковыми ситуациями, ориентированными на особенности хода того или иного насекомого.
  • Третий цикл занятий. Занимательная игра «Переезды». Она формирует умение обследовать условия заданий, контролировать свои действия при выполнении, планировать выполнение заданий. Контролировать свои действия.

Словесно – логическое мышление.

Своеобразие словесно – логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не вещами и их образами, а понятиями о них, оформленных в словах или знаках.

Проведение занятий на материале занимательной игры «Кто где живет» не связано с наличием специального демонстрационного материала. В качестве такого материала будут использованы рисунки условий задач на классной доске. В качестве раздаточного материала будут использоваться листы для самостоятельной работы на которых будут изображены условия задач.

4-ый класс.  Интеллектуальные способности учащихся.

Цель: овладение мыслительными операциями анализа и синтеза, классификации, обобщения, сравнения, усвоение видов отношений между понятиями.

        Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредствам абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Развития логического мышления осуществляется через анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификацию понятий. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков предметов.

        На занятиях дети выделяют существенные признаки предметов, учатся узнавать предметы по заданным признакам, проводят сравнение двух или боле предметов.

Учатся классифицировать предметы и явления. Проводят словесную характеристику классов в готовые классификации. Делят объекты на классы по заданному основанию. Проводят проверку результатов классификации. Выбирают основание для классификации.

Учатся давать определения понятиям. Разбираются примеры отношений между понятиями. Учатся относить объекты к роду.

Проводят ограничение и обобщение понятий. Самостоятельно дают определение понятиям. Проводят проверку определений.

        Контрольным срезом в конце четвертого класса проводится проверка готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Планируемые результаты освоения программы

        К концу изучения курса уроков психологического развития будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень социальной и интеллектуальной компетентности, когнитивного потенциала учащихся, заложена основа логико-аналитического отношения к действительности, т.е. его мировоззрения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осознавать значимость применения психологических знаний для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни.
  • Использовать все сенсорные каналы для  полноценного  восприятия изучаемого материала.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, выделять существенный признак предмета.
  • Формировать положительную учебную мотивацию и развить познавательные процессы.
  • Активизировать мозговую деятельность и познавательную активность.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса

        Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса  уроков психологического развития «Я расту и развиваюсь» являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, блок диагностических методик, а также технические средства обучения.

Список литературы:

1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи и         упражнения.         С. Петербург: МиМ – Экспресс, 1996 г.

2. Барташникова И.А, Барташников А.А Учись играя. Тренировка интеллекта. Харьков «ФОЛИО» 1997 г.

3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. – Москва: Изд-во «Совершенство», 1998 г.

4. Глазунов Д.А.  Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением (2-е издание стереотипное). Москва «Планета» 2011 г.

5. Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва: «Просвещение», 1994 г.

7. Лихтерников Л.М. Занимательные логические задачи.С. Петербург, 1996 г.

8. Локалова Н.П. Развивающая программа «Уроки психологического развития». Москва: Изд-во «Альфа», 1993 г.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – Москва: ТЦ «Сфера», 1998 г.

10. Павлушина Н.И. Авторская программа «Креативно-интеллектуальный тренинг с основами логики» Иркутск, 1999 г.

11. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва 2005 г.

12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: «Академия развития», 1996 г.

13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: «Гринко Лайнер», 1995 г.

14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: «Академия развития», 1996 г.

15. Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. С.Петербург, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Растим патриота России"

Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...

Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.

Цель проекта:  На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...

Воспитательная программа "Растем играя"

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги (Макаренко А.С.).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4693...

Внеклассное занятие "Правильно питаемся-растем и развиваемся!"

Данное внеклассное мероприятие способствует  формированию у учащихся понятия «здорового питания», норм здоровьесберегающего поведения.Рекомендуется для учащихся 2-3 классов.К конспекту занятия пр...

Классный час "Чтоб расти и развиваться, нужно правильно питаться"

Цель:  Привитие навыков здорового образа жизни, знакомство младших школьников с основными правилами питания, формирование убеждения, что правильное питание – залог здоровья; учить детей выбирать ...

Конспект урока "Я расту и развиваюсь как личность"+презентация

Конспект урока "Я расту и развиваюсь как личность"+презентация...

Растем.Играем.Развиваемся. Интеллектуальные игры.

                                     «В каждом человеке солнце, только дай ему светить»...