Применение информационных технологий как один из способов формирования метапредметных связей.
материал на тему

Зайцева Марина Геннадьевна

Деятельность учителя -дефектолога .Использование информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Елизовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Применение информационных технологий  как один из способов формирования метапредметных связей.

                                                              Учитель-дефектолог: Зайцева М.Г

     

                                      Февраль 2015г.

       Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной специальной (коррекционной)  школе направлена на формирования коммуникативной компетенции, решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего  наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель деятельности учителя-дефектолога:

Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно - педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения,  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

-диагностическое,

-коррекционное,

-аналитическое,

-консультативно-просветительское  

-организационно-методическое

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Основными  задачами коррекционной работы являются:

-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

-осуществление индивидуально – ориентированной психолого-медико -педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии);

-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

-реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью; Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.        

Принцип системности -обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Принцип сотрудничества с педагогами коррекционных технологий.

По этому принципу  в 2013-2014 году в рамках  самообразования  учитель-дефектолог и учитель-логопед ввели в практику такой вид педагогической технологии как интеграция. Само понятие интеграции –означает восстановление, восполнение , объединение в целое, взаимореализацию. Мы интегрируем специальные коррекционные занятия , которые позволяют учителю-дефектологу и учителю –логопеду развивать универсальные учебные действия. Мы расширяем у учащихся зону их соображения на математическом материале -учитель-дефектолог, а учитель-логопед на зону соображения словом. Мы идём с учителем, но не дам знания, а корректируем то, из-за чего у ребёнка проблемы в обучении.

Основной задачей нашей интеграции - развитие у учащихся основных компетенций. Поскольку это базовые учебные действия. (БУД по ФГОС)

Базовые учебные действия, формируемые у  школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 К БУД  относятся:

1. Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2.Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Развитие метапредметных связей - основная задача коррекционной работы. Интеграция учебных предметов предполагает синтез сведений из разных предметов, областей знаний и практической деятельности. Нами были созданы психолого-педагогические условия для проведения коррекционной работы.

-Учёт специфики овладения детьми сенсорными эталонами.

-Оказание  дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операция учащихся, их эмоциональной стимуляции.

-Формирование познавательного интереса через использование приёмов работы, активизирующей деятельность самих детей.

-Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической направленности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности.

- Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенных усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, игр.

Такие занятия имеют характерные особенности:

 -Форма  интегрированного занятия нестандартна, увлекательна.

   -Используются различные виды работы, которые  поддерживают  внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

-Такой вид урока снимает утомляемость, перенапряжения за счёт переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

От  того, насколько полно ребёнок научится воспринимать действительность, оперировать полученными знаниями, через работы многих анализаторов : слухового, зрительного, тактильно-двигательного, осязательного, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Эффективность  такого воздействия  обеспечивается во многом с помощью максимального включения всех анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, использования максимальной и разнообразной наглядности.

Таким образом мы можем отметить, что содержание и компоненты интеграции выбираются в соответствии с направленностью коррекционных технологий. Уровень интеграции определяется как органически  единая, целостная структура. Тема интегрированного занятия  выбирается в соответствии с поставленными целями формирования целостного представления изучаемого вопроса. Самое узкое и важное место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения  материала, продолжительность каждого действия.

Нами принято решение продолжать интеграцию. Поскольку мы педагоги коррекционных технологий осуществляем  психолого-педагогическое сопровождение учащихся, то это сопровождение не может осуществляться односторонне,  без участия педагогов и воспитателей.   В этом году мы решили сделать долговременный проект – Школьная газета «Весёлый калейдоскоп».

 Задача проекта: целенаправленное воздействие на развитие потенциала детей, на коррекцию психофизических недостатков, как средство приспособления к условиям социальной среды.

Цель проекта: формирование информационно-коммуникативной, культурной и читательской компетентности у учащихся.

Газета- это хороший инструмент для развития одной из важнейших компетенций -коммуникативной ,а также через неё расширяем  и взаимодействие всех участников сопровождения ребёнка. Школьная газета  – это  информационная  технология. Применение информационных технологий является одним  из способов формирования метапредметных связей.

Работа над газетой проходит в 3 этапа:

1этап. Подготовительный. Началом создания нового номера является подбор материала - краеведческий, литературный, развивающий, конкурсный. На подготовительном этапе мы определили основные направления проекта:

-Коррекционная направленность. Направлена на развитие коммуникации посредством информационной технологии.

-Региональная направленность. Используем в проекте региональный компонент  в разделе «Наша  малая  Родина» через сказки , стихи, творческие работы детей.

-Мотивационная направленность. Развитие мотивационной компетентности посредством  различных конкурсов, творческих работ.

-Метапредметная направленность. Метапредметная направленность заключается в том, что определяется основное общее  тематическое направление ( общая тема номера). А уже учитель-дефектолог на математическом материале, а учитель-дефектолог на речевом подбирают развивающие, занимательные материалы.  

2 этап. Практико-технический. Формируется  макет, в котором  располагаются  рубрики, с оригинальным оформлением.

            3 этап. Работа над самим проектом(газетой). Первый макет издаётся, согласуется с директором и зам.дир. по УВР. Если есть замечания или предложения, всё корректируется и издается. Выпуски газет презентуются среди учащихся 1-6 классов. А также подводятся итоги конкурсов.

 В рамках Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) школе ставятся такие задачи: «научить ребёнка учиться », «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).Ключевые компетентности у учащихся наших школ сформированы пока ещё на  достаточно низком уровне. Поэтому современных педагог должен искать инновационные технологии для развития всех значимых компетенций у учащегося для дальнейшей его социализации. Применение информационных технологий  это всего лишь один из способов развития базовых универсальных действий и  формирования метапредметных связей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых прои...

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

Тип урока – изучение нового материала.Компетенции:  Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....

Статья «Оригами, как метод формирования метапредметных связей»

Описание удивительного старейшего способа рассказать детям о многом из разных областей обучения в игровой форме....