Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сиротинская Галина Геннадьевна

Тип урока – изучение нового материала.

Компетенции:

 

Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

                                  Постановка цели и организация ее достижения.

                                  "Мозговой штурм" - постановка проблемного вопроса

                                   Моделирование практической ситуации

                                   Описание  результата, формулирование выводов

 

Информационная компетенция - это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.   

                                  Метод "Fishbone" - это  способ решить целый круг проблем (поле проблем)

                                  "Цепочка теорий"

                                   Кластер

 

Коммуникативная компетенция -  это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения          

                                 Работа в малых группах.

                                 Погружение в ситуацию и создание ситуации успеха

                                 Оценка ситуации и результатов  взаимодействия

 

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

- классифицировать и группировать их по видам

- самостоятельно определять цели своего обучения

- структурировать учебный материал

- логически мыслить, аргументировать свой ответ

- обозначать символом синтаксические конструкции

- конструировать предложения по заданной модели

- оценивать свою деятельность на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

                                             Тема: «Второстепенные члены предложения».

Тип урока – изучение нового материала.

Компетенции:

Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

        Постановка цели и организация ее достижения.

                                  "Мозговой штурм" - постановка проблемного вопроса

                                   Моделирование практической ситуации

                                   Описание  результата, формулирование выводов

Информационная компетенция - это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.        

                                  Метод "Fishbone" - это  способ решить целый круг проблем (поле проблем)

                                  "Цепочка теорий"

                                   Кластер

Коммуникативная компетенция -  это способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения        

                                 Работа в малых группах.

                                 Погружение в ситуацию и создание ситуации успеха

                                 Оценка ситуации и результатов  взаимодействия

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

- классифицировать и группировать их по видам

- самостоятельно определять цели своего обучения

- структурировать учебный материал

- логически мыслить, аргументировать свой ответ

- обозначать символом синтаксические конструкции

- конструировать предложения по заданной модели

- оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Каркас рыбы для  "Fishbone" (3 шт.)
  3. Карточки для групп с разрезным заданием для каркаса (факты)
  4. Вопросы для каркаса (причины)
  5. Клей (3 шт.)

                                                                                    Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Уважаемые родители, замечательные мои ученики сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы постараемся с вами,  используя «Мозговой штурм»,Метод "Fishbone", составление "Цепочки теорий", Кластера познакомиться с новыми лингвистическими понятиями.

  1. Актуализация знаний

Слайд 2.  «Мозговой штурм».

Ребята, узнать, какова тема сегодняшнего занятия нам поможет «Мозговой штурм».(вопрос от учителя – ответ от ученика)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

- Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Что входит в грамматическую основу предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Как называются остальные члены предложения, кроме главных? (Второстепенные)

- Как называется предложение с второстепенными членами? (Распространённое)

- Как называется предложение без второстепенных членов? (Нераспространённое)

Слайд 3. «Лингвистическая задача»

Замечательные ответы. А справитесь ли вы с лингвистической задачей?  (дети выбирают на доске главные члены предложения)

1.        из предложения Настали первые весенние деньки возьмите подлежащее (деньки)

2.        из предложения За окном звенит звонкая капель возьмите сказуемое (звенит)

3.        из предложения В парке на деревьях  надулись пушистые почки возьмите главные члены предложения. А теперь выберите обстоятельство, (выдержать паузу) определение, …. дополнение

- Ребята, мы можем полностью сейчас решить эту задачу? Почему? (мы ещё не изучили понятия «обстоятельство, определение и дополнение»). А одним словом они называются второстепенные члены предложения. (учитель помещает слова в парке, на деревьях, пушистые в табличку второстепенные члены). Это и будет тема нашего занятия.

Слайд4.  « Второстепенные члены предложения »

3.          Актуализация темы

 Ребята, как вы думаете, так ли уж важна эта тема? Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.  Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

  1. Постановка учебной цели

Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова, исходя из нее, сформулируйте цель нашего занятия?.

Слайд5

•        Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.

•        Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении

•        Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

Слайд 6  «Групповая работа»

  1. 1 этап. Усвоение новых знаний. (Работа в группах)

Чтобы добыть знания, интересующую нас информацию, вы поработаете в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем, используя метод   «Fishbone».(У каждой группы на столе есть карточка с теоретическим материалом по второстепенному члену. Её необходимо разместить в «рыбу», разрезав по поставленным вопросам).H:\АКЦИЯ Открытая школа, 2019\Фишбоун\Фишбун-3.jpg

А родителей мы попросим составить алгоритм определения вида второстепенных членов предложения. (раздаются листы для заполнения)

Карточка №1

ДОПОЛНЕНИЕ – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей ( кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается именем существительным или местоимением. Зависит от глагола и подчёркиваются пунктирной линией.

Карточка №2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ -это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Выражается именем прилагательным. Зависит от существительного и подчёркивается волнистой линией.

Карточка №3

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Выражается наречием или существительным. Подчёркивается пунктирной линией с точкой.

(- Что обозначает?- На какие вопросы отвечает?- Какой частью речи выражен? -Как подчёркивается?)

Выступления групп ( составленные схемы вывешиваются на доску)

Слайд 7 «Цепочка теорий»

А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и мы все вместе составим «Цепочку теории», заполним таблицу. (по мере ответов детей заполняется таблица)

Родители представляют «Алгоритм определения вида второстепенных членов предложения». Он помещается на доску.

1 шаг. Найти слово, от которого зависит.

2 шаг. Выяснить, что обозначает.

3 шаг. Определить, на какой вопрос отвечает.

4 шаг. Определить, какой частью речи выражается.

  1. Первичное закрепление знаний.

А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задаче и попробуем, используя новые теоретические знания, всё же решить её.

Слайд 8

Итак, из предложения В парке на деревьях надулись пушистые почки выберите обстоятельство, определение и дополнение. (разносят по группам и соответственно подчёркивают)

  1. 2 этап. Закрепление материала.  Слайд 9, 10

Чтобы решить вторую задачу нашего урока:

1) надо указать каким второстепенным членом является выделенное слово. (дети по очереди разносят слова по таблице, аргументируя свой выбор)

В апреле  последний снег тает в полях. Звенят в оврагах веселые ручьи. Ломают зимний лед реки.  Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. На пригорках появились первые первоцветы.

2) распространите предложения, добавив второстепенных членов.

Прилетели грачи.  Греются скворцы. Поднимаются в небесную даль жаворонки.

(Недавно прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. Стремительно с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки)

  1. 3 этап. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 11

Заканчивая наше занятие, предлагаю вам заполнить следующую таблицу

«ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»

Понятие         Знал               Узнал                    Хочу узнать

Карточка №1

ДОПОЛНЕНИЕ – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей ( кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?).

Выражается именем существительным или местоимением.

Зависит от глагола и подчёркиваются пунктирной линией.

Для каркаса

предмет

косвенные падежи

сущ. или мест.

от глагола

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какой частью речи выражен?

Как подчёркивается?

Карточка №2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ -это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Выражается именем прилагательным.

Зависит от существительного и подчёркивается волнистой линией.

Для каркаса

признак предмета

какой?  чей?

прилагательным

от существит.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какой частью речи выражен?

Как подчёркивается?

Карточка №3

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

Выражается наречием или существительным.

Подчёркивается пунктирной линией с точкой.

Для каркаса

место, время

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

наречием или существ.

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражен?

-Как подчёркивается?

«Алгоритм  

определения вида

второстепенных членов

предложения».

1 шаг. Найти слово, от которого зависит.

2 шаг. Выяснить, что обозначает.

3 шаг. Определить, на какой вопрос отвечает.

4 шаг. Определить, какой частью речи выражается.

19219_html_m65c3dd1d



Предварительный просмотр:

«Алгоритм  определения вида второстепенных членов предложения».

1 шаг. Найти слово, от которого зависит.

2 шаг. Выяснить, что обозначает.

3 шаг. Определить, на какой вопрос отвечает.

4 шаг. Определить, какой частью речи выражается.



Предварительный просмотр:

Тема: «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления.

Форма работы: Метапредметное занятие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Открытая школа: Основные компетенции XXI века» Метапредметное занятие «Метод « Fishbone » – один из способов формирования критического мышления Учебно –познавательная компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетентность Постановка цели и организация ее достижения. "Мозговой штурм» Моделирование практической ситуации Описание результата, формулирование выводов Метод " Fishbone " "Цепочка теорий" Кластер Работа в малых группах. Погружение в ситуацию и создание ситуации успеха Оценка ситуации и результатов взаимодействия

Слайд 2

«Мозговой штурм» Что выражает предложение? На какие вопросы отвечает подлежащее? Что входит в грамматическую основу предложения? Как называются остальные члены предложения, кроме главных? На какие вопросы отвечает сказуемое? Назовите главные члены предложения. Предложения с второстепенными членами называются …. Предложения без второстепенных членов называются …..

Слайд 3

«Лингвистическая задача» Настали звенит За окном первые деньки. весенние В парке капель . на деревьях звонкая надулись душистые почки. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 4

Тема: «Второстепенные члены предложения» дополнение обстоятельство определение

Слайд 5

Цели: Познакомиться Научиться со второстепенными членами предложения и их основными признаками находить второстепенные члены в предложении

Слайд 6

Стратегия « Fishbone » Групповая работа Проблема Причины Факты, аргументы Вывод

Слайд 7

Виды второстепенных членов предложения и их признаки Определение Дополнение Обстоятельство Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем выражено? От каких частей речи зависит? Как обозначается? «Цепочка теорий» Признак предмета Какой? Чей? Существ., местоим . Прилагательное ­­­­­­­­ ­·­·­·­·­· Предмет Наречие, существ. Место, время, … От существительных От глагола От глагола Вопросы косвенных падежей Где? Когда? Как?

Слайд 8

В парке на деревьях надулись душистые почки. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подлежащее Сказуемое Определение Обстоятельство Дополнение

Слайд 9

первоцветы. ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ В апреле последний снег тает в полях. Звенят в оврагах веселые ручьи. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. На пригорках появились первые В апреле На пригорках

Слайд 10

1. Прилетели грачи. 2. Греются скворцы. 3. Поднимаются в небесную даль жаворонки. Распространите предложения, добавив второстепенных членов.

Слайд 11

Понятие Знал Узнал Хочу узнать «ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

"Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.

  Предлагаю вашему вниманию  оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры"  для формирования у детей логического  мышления. Методика разработана доктором психологи...

Применение информационных технологий как один из способов формирования метапредметных связей.

Деятельность учителя -дефектолога .Использование информационных технологий....

Презентация "Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках литературного чтения"

В презентации рассмотрены приёмы учебного моделирования, направленные на формирование УУД у младших школьников....

Статья "Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах"

За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно,  необходимы технологии и методы, отвечающие новы...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...