Презентация "Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках литературного чтения"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

В презентации рассмотрены приёмы учебного моделирования, направленные на формирование УУД у младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках литературного чтения

Слайд 2

Успешность изучения литературного чтения в начальной школе обеспечивает результативность обучения по другим предметам

Слайд 3

Далеко не все дети умеют читать художественные произведения осознанно. Большинство воспринимает чтение как механический процесс.

Слайд 4

Детям интересно самим участвовать в создании моделей. Литературное произведение становится доступнее для многогранного восприятия.

Слайд 5

Актуальность: метод опирается на уже выработанную способность младших школьников распознавать формы и цвета, а также использует имеющийся у детей опыт взаимодействия с моделями — интерфейсами электронных устройств. Практическая направленность: моделирование – это способ решения практических задач, позволяющий реализовывать его в различных формах. Новизна: приёмы учебного моделирования целенаправленно используются для формирования УУД у младших школьников. Универсальность: модель — система, обобщённое представление о процессе, явлении, один из основных инструментов научного познания.

Слайд 6

Модель-описание Модель-сравнение Блок-схема Модель-рассуждение Модель обложки Какие бывают модели?

Слайд 7

Автор учебника «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина предлагает такую систему : Жанр Обозначение Сказка Пословица Рассказ Загадка Стихотворение Басня Былина Очерк ? Тема Цвет О природе Зелёный О родной стране Красный О детях Жёлтый О животных Коричневый О волшебстве и приключениях Синий

Слайд 8

Вспомните и назовите произведение к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? Выберите модель, подходящую к произведению. Ещё одно применение: подбор произведений по жанру или теме в соответствии с моделью. Вот так можно применять модель обложки

Слайд 9

А если расширить применение моделей обложки? - Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель. - Расположи модели по порядку. - Какие части сказки совпадают? - Определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ. - Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует. - Составь несколько вопросов для самых внимательных читателей. - Нарисуй иллюстрацию к части сказки. - Соотнеси иллюстрации с моделями. - Соотнеси план пересказа с моделями. - Перескажи предложенную часть. - Найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса. - Определи, из какой части сказки взяты строки. - Соответствует ли отрывок сказки данной модели?. - Найди ошибку в наложении моделей на текст.

Слайд 10

Как строится модель-описание Обозначение - заместитель героя Круг принадлежности герою Свойство Действие Опорные слова Свойство Действие Действие Свойство

Слайд 11

Сказка Братьев Гримм «Заяц и Ёж» Заботливый Вежливый Приветливый Умный Хитрый Невежливый Важный Гордый Грубый Глупый Это несложная модель: два героя и их свойства Так выглядит модель-описание

Слайд 12

ЖЕЛАЕТ СЧАСЛИВОГО ПУТИ СПРАШИВАЕТ, ПРИКАЗЫВАЕТ ЗАШВЫРЯЛИ ШАПКАМИ Не выпускала утят из виду, бросалась спасать М.Пришвин «Ребята и утята» ВЫПОЛНЯЮТ ПРИКАЗ УТОЧКА УТЯТА РЯБЯТА АВТОР

Слайд 13

Структура модели-сравнения Первый герой Свойства и действия первого героя Второй герой Свойства и действия второго героя Общие черты героев Модель-сравнение составляется из двух и более моделей-описаний Позволяет сравнить героев, события, поведение, литературные жанры.

Слайд 14

Модель - сравнение Описание Мушки и опасной собаки. хромая грязная худая пугливая маленькая черная слабая Какой была Какой стала перестала хромать блестящая, пушистая поправилась огромная большая сильная страшная МУШКА ОПАСНАЯ СОБАКА

Слайд 15

Анализ кульминационного момента. ВЫСКОЧИЛА ВИЗЖАЛА ЛАЯЛА НЕ ОТСТУПАЛА МУШКА ОПАСНАЯ СОБАКА ВЫСКОЧИЛА БРОСИЛАСЬ КИНУЛАСЬ ЗАЛАЯЛА

Слайд 16

Анализ развязки. МУШКА ОПАСНАЯ СОБАКА НЕ ОТСТУПАЛА СТАРАЛАСЬ ЗАГОРОДИТЬ СОБОЙ ЗАЩИЩАЛА РАСТЕРЯЛАСЬ УДИВИЛАСЬ НЕ ТРОНУЛА

Слайд 17

А это — модель-сравнение Старалась загородить собой Выскочила Лаяла Не отступала Выскочила Кинулась Бросилась Залаяла Растерялась Удивилась Не тронула Хромая Грязная Худая П угливая Маленькая Чёрная Слабая Поправилась Перестала хромать Блестящая и пушистая Бросилась Большая Серая Сильная Огромная Страшная Рассказ Валентины Чаплиной «Мушка» Забота, дружба, любовь Преданность, благодарность, храбрость Было Стало

Слайд 18

Вопрос Ответ Потому что… Так как… Может строиться как развитие других видов моделей, а может быть и самостоятельной.

Слайд 19

Кое-что любопытное: модель-рассуждение Рассказ Виктора Драгунского «Что любит Мишка» Разные разности Дениска Целый мир Собака Строгание Слонёнок Лань Древние воины Прохладные звёзды Всё-всё Мишка Еда, еда, еда… Булки Пельмени Кильки Колбаса Вареники Печёнка Крыжовник Почему непохвально? Одинаковое, съедобное

Слайд 20

ПРОСИТ ПОМОЩЬ МАТЬ ПРЕДЛАГАЕТ ПОМОЩЬ ОТКАЗЫВАЕТ БЛАГОДАРИТ АЙОГА СОСЕДСКАЯ ДЕВОЧКА СЕРДИТСЯ ДЕЛИТЬСЯ НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА»

Слайд 21

Особенности блок-схем Такие модели — описывают структуру сюжета И могут содержать линейные, разветвлённые и кольцевые участки Зачин Завязка Развитие событий Кульминация Развязка Концовка Завязка Концовка Использовать цвет в моделях можно по-разному. Но лучше всего цвет подходит для выражения эмоций (вот, как здесь, в линейной блок-схеме). Если же эмоции ― главное в модели ― получаем модель-настроение!

Слайд 22

А вот и пример блок-схемы Рассказ Евгения Пермяка «Пичугин мост» Кстати, здесь форма элементов отражает основную мысль каждого блока: описание героя , описание свойств или описание действий. Такое иногда возможно. Сёма Пичугин Речка Быстрянка Мечты Мостишко Мосток Мост

Слайд 23

Заполните модель к сказке… Р Д Б В Ж К М

Слайд 24

Используемая литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. — ФМ.: Просвещение, 2011. — 152 с. 2. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе: учеб.-метод. пособие к спецкурсу / Г. Б. Петрова. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 201 с. 3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе

Данная разработка является  конспектом урока по теме "Русские народные загадки"...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Доклад "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обес...

Приемы формирования УУД на уроках литературного чтения.

Пособие содержит рекомендации для учителей начальных классов по использованию приемов формирования УУД на уроках литературного чтения. Это поможет повысить качество знаний на уроках литературного чтен...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

Тип урока – изучение нового материала.Компетенции:  Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....