Этап актуализации знаний
статья на тему

Майорова Ольга Сергеевна

В статье рассказывается о комплексном подходе к планированию этапа актуализации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_r_kompleksnyy_podhod_k_eaz.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 Комплексный подход к планированию этапа актуализации знаний учащихся на уроке математики

                                                                                   

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 Не  секрет, что нередко содержание   этапа актуализации знаний для рабочих (не открытых) уроков учитель берет либо из «Методического пособия»,  либо из Интернета, не особо вдумываясь в методические возможности этого содержания. Это и понятно: речь идет о 5-7 минутах урока, и в конце концов, любой материал так или иначе полезен детям. Многие учителя до сих пор называют этот этап урока «Устный счет», считая главной его задачей формирование вычислительных навыков учащихся. Ну, в лучшем случае, тренировку в использовании других базовых знаний: вопросов нумерации чисел, решении несложных текстовых задач и т. п.

 Однако возможности этого короткого этапа гораздо шире. Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Среди  них:

-  подготовка к изучению нового материала или выполнению какого-либо сложного задания;

- «гимнастика для ума» (по выражению Л.Г.Петерсон), т. е. включение учащихся с первых минут урока  в активную интеллектуальную деятельность;

- формирование у учащихся положительного учебного мотива, т. е. желания активно работать на уроке;

- подготовка к этапу постановки учебной задачи посредством создания проблемной ситуации (на уроке « открытия» новых знаний).

Комплексный подход означает реализацию нескольких педагогических задач на одном задании. Предположим, урок проводится зимой. Воспитательная задача, которую может спланировать учитель в этом случае – воспитание бережного отношения к живой природе, основанное на активной жизненной позиции учащихся. Тогда весь этап АЗ может быть проведен с использованием единого сюжета: зимующие птицы.

В этом случае урок можно начать так.

«Я хочу вам предложить начать наш урок со стихотворения.

« Едет по небу коляска –

   Темно – серая окраска.

   А в коляске на постели

   Дремлют белые метели.

   Их баюкает сама

   Белоснежная зима.

   Как проснутся эти крошки,

   Как поднимутся на ножки,

   Да как свиснут эти дети-

   Побелеет все на свете».

                                        В.Орлов.

- Ребята, какое у нас сейчас время года? (зима)

- Вместе с нами зимуют птицы, их  называют – зимующие птицы.

 

А чтобы узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, предлагаю вам решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.

                                                                       -7               +3            +12          -9        

                                                                 15-------      ---------     --------     -----------

 

                                                                        +2          -5              -4          +20

                                                                  24 -------    ---------     --------    ---------

Соловей 13

Щегол 14

Ласточка 15

Жаворонок 20

Свиристель 37

Чиж 11

Давайте проверим. Какие же варианты подходят нам?

Молодцы.

- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (снегирь, синица, клест, воробей, свиристель и т.д.)

-Ребята. Поднимите руки, кто из вас  делает кормушки для птиц и подкармливает их зимой? А почему это так важно?

Использование презентации, содержащей фото птиц, многократно усиливает эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор.

          Подбирая задание для организации подготовительной работы к основным этапам урока, необходимо спланировать сначала работу по введению нового материала или, соответственно, над сложным заданием, требующим специальной подготовки. Только тогда станет ясно, какие именно знания необходимо повторить. Определившись с содержанием, необходимо продумать форму задания, ориентируясь на остальные цели этапа АЗ и возраст учащихся.

Например, если на уроке спланирована работа по решению составной текстовой задачи, включающей в себя задачу на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме, целесообразно в этап АЗ включить работу с простой задачей этого вида. Исходя из развивающих задач любого урока математики, которые для этапа АЗ мы сформулировали   «гимнастика для ума», работу с этой задачей лучше организовать в нестандартной форме ().

В рамках сюжета «зимующие птицы» работа, направленная на повторение задач в косвенной форме может быть спланирована так.

На доске (интерактивной доске) приготовлены схемы ( краткие записи), помеченные соответственно красным, синим или желтым цветом.  Это модели задач на  сравнение, на нахождение большего числа и на нахождение меньшего числа (терминология Л.Г.Петерсон). У каждого учащегося на парте набор кружков или квадратов таких же цветов. Важно, чтобы в данных моделях числовые данные были заменены либо буквами (Учебники Л.Г.Петерсон), либо пустыми «окошками». Именно этим мы достигаем включения учащихся в активную умственную деятельность.

«Я буду читать вам задачу, а вы должны выбрать схему, которая подходит этой задаче: красную, синюю или желтую. Карточку нужного цвета поднимите вверх.

 № 1. На кормушку прилетели 11 синиц и 3 снегиря. На сколько больше прилетело синиц, чем снегирей? ( Синяя схема.)

- Почему выбрали эту схему? ( задача на сравнение, на нахождение разницы)

 Решите задачу устно, скажите ответ. Кто не согласен?

№ 2. На березе сидят 6 щеглов, а синиц на 5 больше, чем щеглов. Сколько синиц на березе? (желтая схема)

№ 3. Один свиристель склевал 9 семечек, это на 3 семечки меньше, чем склевал другой. Сколько семечек склевал второй свиристель?

- Какую схему выбрали? ( Красную; желтую ).

-Ответы у вас разные. Кто же прав, а кто ошибся?

- Почему? ( сказано: на три семечки меньше)

-Ребята, а про кого сказано, что он склевал на три семечки меньше? ( про 1-ого свиристеля).

- А если первый склевал на 3 семечки меньше, чем второй , то что можно сказать о количестве  семечек, которые склевал второй свиристель? ( на 3 больше)

 

- Какая же схема подходит?

- Каким действием будем решать задачу? ( + )

Вывод:  Сегодня на уроке мы еще вернемся к задачам, в которых слова « меньше …..., больше» не определяют выбор действия + или -. Будьте внимательны при решении таких задач.»

 

В предложенном фрагменте этапа АЗ описана подготовительная работа к работе над составной текстовой задачей, включающей в себя задачу на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме, которая будет решаться на этапе закрепления ранее изученного материала.

Таким образом, использовав только 2 задания, учитель уложился во временные рамки этапа АЗ и выполнил сразу несколько педагогических задач:

-с первых минут урока включил учащихся в активную познавательную деятельность (ФГОС);

-сформировал у них учебную мотивацию (ФГОС);

-обеспечил подготовку к решению сложной для многих детей задачи(ФГОС);

-предупредил появление типичной ошибки в выборе действия при решении задач в косвенной форме (ФГОС);

-продолжил формирование вычислительных навыков (ФГОС);

-продолжил формирование общего умения решать текстовые задачи (ФГОС);

-решал воспитательные задачи (ФГОС).

Эффективность работы с первым заданием будет выше, если цепочки примеров дети будут решать на выданных заранее листочках бумаги. В этом случае работа носит дифференцированный характер: кто сколько успел за отведенное время. При такой организации в работе участвует каждый ребенок. В работе над задачами также участвует каждый учащийся.  Анализ предложенного этапа АЗ с точки зрения требований ФГОС позволяет сделать положительный вывод относительно реализации этих требований.

Сразу хочется заметить, что введение сюжета в этап АЗ не является обязательным.  Цели, перечисленные выше, могут быть достигнуты другими средствами.

 «Гимнастика для ума» может быть проведена   при помощи любого задания развивающего характера, для выполнения которого учащимся необходимо задействовать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Пример.

« Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1, 1, 2, 3, 5… или:

Найдите «лишнее число»:  33, 45, 4, 60, 72, 28, 36 (возможны разные ответы)».

         Формировать учебную мотивацию  также можно    разными средствами. Среди них можно выделить:

- использование заданий, интересных по содержанию (логические задачи, ребусы, кроссворды, математические загадки, старинные задачи, нестандартные задачи разных видов, дидактические игры, задания, расширяющие кругозор учащихся и т. д.);

- использование возможностей ИКТ;

- организация деятельности учащихся таким образом, чтобы в  ситуацию успеха попали все дети, а не только «сильные»;

- использование дидактических игр.

Легче легкого спланировать и провести игру «Зашифрованное слово».

 

«Вам нужно  разгадать зашифрованное слово.

С 20+16=36

Е 47+5=52

И 32-8=24

Г 17-9=8

Н 20+1=21

Ь 39-12=27

Р40-10=30

 

 

36

21

52

8

24

30

27

с

н

е

г

и

р

ь

Какое же слово у нас получилось? (снегирь)».

 Межпредметные связи с другими предметами (природоведением, русским языком, чтением) способствуют осознанию учащимися того, что математика не является наукой, оторванной от других наук, она  - неотъемлемая часть общей культуры человека. К тому же учитель при этом имеет возможность на уроке математики решать задачи других предметов. В приведенном примере имеет смысл обсудить правописание слова снегирь.

 

Комплексно решать педагогические задачи  позволяет также использование заданий творческого характера.

Пример.

«Придумайте задачу, соответствующую схеме на доске». ()

 Опытный учитель никогда не забывает и о таком эффективном средстве, как работа в группах. Например, на этапе АЗ игра «Танграм» может быть организована в группах (парах). Учитель таким образом также решает сразу несколько своих задач.

 

          Если на уроке будет изучаться новая тема, перед учителем встает задача организации этапа постановки учебной проблемы.  Выбор типа проблемной ситуации зависит как от содержания нового материала, так и от предпочтений учителя. Чаще всего в практике работы учителей используется проблемная ситуация «с затруднением». Учащимся предлагается задание, знакомое им по форме, но которое они не могут выполнить из-за отсутствия знаний, составляющих содержание нового материала.

Пример постановки учебной проблемы на уроке по теме «Выражения со скобками» (учебник Л.Г.Петерсон, 2 кл.). Последнее задание этапа АЗ:

«Ребята, рассмотрите записи на  доске.

5+6    а-12   20+2-16   14>5    47-25    6<5+1    18-5=13    8-(3+4)    а-в-с

- Найдите среди них числовые и буквенные выражения.

- Прочитайте грамотно, используя математические термины, только  числовые выражения.

Числовые выражения:

5+6 – сумма 5-ти и 6-ти

20+2-16 – к 20 прибавить 2 и вычесть 6

47-25 – разность 47-ми и 25-ти

Теперь проверьте себя , правильно ли  вы нашли буквенные выражения:

а-12   а-в-с

- Кто не согласен?

- Почему не назвали остальные записи? ( 6< 5+1 и  14>5 – это неравенства.  18-5=13 – равенство)

- А почему не назвали запись 8-(3+4)? В чем затруднение? ( не знаем, что обозначает знак ( ) )».

Так учитель организовал продуктивную деятельность с целью подготовки к изучению новой темы, подвел учащихся к постановке  учебной задачи  урока, а с другой стороны, сформировал у них познавательный мотив. Нетрудно заметить, что во всех примерах деятельность учащихся соответствует требованиям ФГОС, доступна и интересна. Да и от учителя не требует особенных усилий. Учитель начальных классов по своей природе -коллекционер. В его коллекции буквально все, что интересует его в жизни и чем он может заинтересовать своих учеников: олимпийские достижения, восточные названия наступающего года, природные феномены. Да вот, к примеру, малоизвестный факт из жизни М.Ю.Лермонтова, 200-летию которого посвящено так много мероприятий, литературного или библиографического характера. Но оказывается, Михаил Юрьевич слыл среди своих сослуживцев недюжинным математиком благодаря его умению показывать математические фокусы. После такого краткого вступления  учитель сам может провести один из таких фокусов. Это только кажется, что он развлекает детей вместо того, чтобы время урока(эти пресловутые 7 минут) потратить с большей пользой, подсунуть им какой-нибудь тренажер. Не будем торопиться с оценками. Что это за фокусы? Даже в 1-2классах они предполагают, что каждый ребенок выполнит цепочку вычислений, только в охотку: ведь это же фокус. Ну, а в 3-ем (по программе Л.Г.Петерсон) или 4-ом(по другим учебникам ) классе фокус  может быть основан на самых сложных вычислительных приемах.

-Запишите на листке  трехзначное число.

- Столбиком умножьте его на 13.

-Произведение умножьте столбиком на 11.

-Произведение умножьте столбиком на 7

-Скажи последний результат.

Если ребенок выполнил все вычисления правильно, в результате получится шестизначное число, содержащее задуманное число и в классе тысяч, и в классе единиц. Например, если задумано число 346, то после трех умножений получится число 346 346. Разумеется, учитель должен соответствовать роли фокусника и проявить все свои актерские способности. Ребенку, который назвал число не такого вида, он важно сообщает: «Ты ошибся в вычислениях. Дома найди свою ошибку». Можно не сомневаться, что найдет. И такой фокус дети проведут дома, если им подсказать. Такая работа полезна и для особо одаренных детей (опять же ФГОС) при условии, что учитель предложит им дома разгадать секрет этого фокуса. Напомню, начали мы с юбилея М.Ю.Лермонтова.

Разумеется, эта статья не претендует на полное и всестороннее раскрытие педагогических возможностей 7-миминутного этапа актуализации знаний. Хочется, чтобы она просто заставила задуматься, перетряхнуть свои «закрома» и почаще использовать их на уроках математики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность применения элементов УДЕ на этапе актуализации знаний»

Применение  элементов технологии укрупнения дидактических единиц на этапе актуализации знаний....

Минутки чистописания как этап актуализации знаний

Не секрет, что выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому учитывая повышенный ...

Использование на уроках в начальных классах разнообразных приёмов (этап актуализации, проблематизации и целеполагания).

Использование разнообразных приёмов   на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.        Урок – главная составляющая часть образовательно...

Комплексный подход к планированию этапа актуализации знаний

В многочисленных методических пособиях для учителей начальной школы ("Разработки уроков математики") не всегда можно понять, чем руководствовались авторы пособия, предлагая содержание этапа ...

Буклет. Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе.

Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе в виде буклета....

Актуализация знаний - важнейший этап урока

1. Структура современного урока в рамках ФГОС.2. Цели и задачи этапа актуализации знаний. Сущность данного этапа.3. Сущность понятия "проблемная ситуация". 4. Создание проблемной ситуац...

Развивающие задания на этапе актуализации знаний для начальных классов

В документе представлены задания на этапе актуализации знаний по разным учебно-методическим комплексам в начальной школе...