Главные вкладки

    Минутки чистописания как этап актуализации знаний
    статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Афандерова Елена Юрьевна

    Не секрет, что выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий прежде всего орфографические трудности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon minutki_chistopisaniya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    Минутки чистописания

    Афандерова Е.Ю., учитель начальных классов

    МБОУ «Вурман-Сюктерская СОШ» Чебоксарского района

    Образование людей должно было начаться

    пословицами и должно кончаться мыслями.

    Сенека

    Учитель начальных классов несет большую ответственность за формирование полноценного навыка письма. Однако выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Условия же выполнения каллиграфических  упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии и выделению частей и построению слова, фразы и т.п.)

    Учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий орфографические трудности. На связь чистописания с орфографией указывали многие лингвисты и методисты (К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, С.П.Резодубов).  При записи любого слова проводится предварительная работа по слого – звуко - буквенному и орфографическому анализу слов, т.е. работа по предупреждению возможных фонетико-графических (пропуск, замена, искажение букв, слов) и орфоэпических затруднений. Одновременно подбирается материал, богатый и в плане развития речи, и имеющий воспитывающе - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно -  этические качества учащихся. В связи с этим возникла идея применения пословиц и поговорок в качестве образца для чистописания, т.е. рабочего материала для развития каллиграфических навыков на уроках русского и даже чувашского языков. Чаще всего пословицы связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют учащихся в ситуацию напряженного поиска. С одной стороны, идет непрерывный процесс овладения культурно-историческими особенностями русского языка (как это громко ни сказано!): дети пытаются разобраться в толковании пословиц, понять их смысл и значение. С другой стороны, они служат хорошим грамматическим материалом.

    В принципе, несколько меняется традиционный, структурный этап урока (пятиминутка чистописания), включая в себя этап актуализации знаний.

    Рассмотрим некоторые варианты заданий.

    Делу время – потехе час.

    - Как понимаете эту пословицу?

    - Как понимаете значение слова «потеха»?

    - Подберите однокоренные слова к этому слову.

    -  Подберите синонимы к этому слову.

    - Что объединяет слова этого предложения? Попробуйте назвать несколько признаков объединения.  (Все слова отвечают на вопрос что? Следовательно все они – имена существительные, неодушевленные, в единственном числе)

    - Разделите их на группы по какому-либо признаку. Признак деления определите самостоятельно. ( Существительные женского, мужского и среднего рода)

    - Поставьте существительные во множественном числе.

    - Что можете сказать о существительном «время»?

    -  Вспомните еще подобные слова.

    Кончил дело – гуляй смело.

    - Назовите слова, которые рифмуются.

    - Какие это части речи?

    - Что можете сказать о составе этих слов: одинаковый или разный? ( В классе есть ученики, вполне способные ответить на этот вопрос).

    Делано наспех – сделано на смех.

    - Назовите слова, которые рифмуются.

    - Почему «наспех» пишется слитно, а «на смех» – раздельно? Какие это части речи?

    - Разберите по составу наречие.

    - Подберите однокоренные слова. Какие изменения происходят в корне?

    Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

    - Разделите все слова на группы по какому-либо признаку. ( Самостоятельные и служебные части речи)

    - Что общего у всех существительных данной поговорки?

    - Что можете сказать о лексическом значении существительных «лодырь» и «бездельник»?

    Трусливый да ленивый в дружбе живут.

    - Сделайте синтаксический разбор.

    Какой частью речи выражено подлежащее?

    Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

    - Найдите общее и отличие в прилагательных.

    - Какие орфограммы в данных прилагательных?

    - Найдите слова, где все согласные звонкие.

    Рукам работа – душе праздник.

    - Исключите лишнее  слово по какому- нибудь признаку. Признак определите самостоятельно.

    Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

    - Сделайте синтаксический разбор предложения.

    - Найдите однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

    - Чем интересны эти существительные? (общего рода)

    Умелые руки не знают скуки.

    -Обозначьте части речи. Найдите лишнее слово.

    - Что общего у оставшихся слов? ( Одинаковый морфемный состав: все слова состоят из корня и окончания)

    - Сравните окончания имен существительных. Что можете сказать?

    Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. А вообще, учащиеся к IV классу сами озвучивают и предопределяют работу на минутках чистописания, составляют задания. Деятельность учащихся в таком случае становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

    Наверное, методика обучения чистописанию, как и всякая другая – явление не застывшее. Она развивается.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Минутки чистописания

    В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З....

    Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

    Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...

    минутки чистописания

    Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной....

    Этап актуализации знаний

    В статье рассказывается о комплексном подходе к планированию этапа актуализации знаний....

    «Эффективность применения элементов УДЕ на этапе актуализации знаний»

    Применение  элементов технологии укрупнения дидактических единиц на этапе актуализации знаний....

    Комплексный подход к планированию этапа актуализации знаний

    В многочисленных методических пособиях для учителей начальной школы ("Разработки уроков математики") не всегда можно понять, чем руководствовались авторы пособия, предлагая содержание этапа ...