Минутки чистописания как этап актуализации знаний
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Афандерова Елена Юрьевна

Не секрет, что выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий прежде всего орфографические трудности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minutki_chistopisaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Минутки чистописания

Афандерова Е.Ю., учитель начальных классов

МБОУ «Вурман-Сюктерская СОШ» Чебоксарского района

Образование людей должно было начаться

пословицами и должно кончаться мыслями.

Сенека

Учитель начальных классов несет большую ответственность за формирование полноценного навыка письма. Однако выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Условия же выполнения каллиграфических  упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии и выделению частей и построению слова, фразы и т.п.)

Учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий орфографические трудности. На связь чистописания с орфографией указывали многие лингвисты и методисты (К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, С.П.Резодубов).  При записи любого слова проводится предварительная работа по слого – звуко - буквенному и орфографическому анализу слов, т.е. работа по предупреждению возможных фонетико-графических (пропуск, замена, искажение букв, слов) и орфоэпических затруднений. Одновременно подбирается материал, богатый и в плане развития речи, и имеющий воспитывающе - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно -  этические качества учащихся. В связи с этим возникла идея применения пословиц и поговорок в качестве образца для чистописания, т.е. рабочего материала для развития каллиграфических навыков на уроках русского и даже чувашского языков. Чаще всего пословицы связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют учащихся в ситуацию напряженного поиска. С одной стороны, идет непрерывный процесс овладения культурно-историческими особенностями русского языка (как это громко ни сказано!): дети пытаются разобраться в толковании пословиц, понять их смысл и значение. С другой стороны, они служат хорошим грамматическим материалом.

В принципе, несколько меняется традиционный, структурный этап урока (пятиминутка чистописания), включая в себя этап актуализации знаний.

Рассмотрим некоторые варианты заданий.

Делу время – потехе час.

- Как понимаете эту пословицу?

- Как понимаете значение слова «потеха»?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

-  Подберите синонимы к этому слову.

- Что объединяет слова этого предложения? Попробуйте назвать несколько признаков объединения.  (Все слова отвечают на вопрос что? Следовательно все они – имена существительные, неодушевленные, в единственном числе)

- Разделите их на группы по какому-либо признаку. Признак деления определите самостоятельно. ( Существительные женского, мужского и среднего рода)

- Поставьте существительные во множественном числе.

- Что можете сказать о существительном «время»?

-  Вспомните еще подобные слова.

Кончил дело – гуляй смело.

- Назовите слова, которые рифмуются.

- Какие это части речи?

- Что можете сказать о составе этих слов: одинаковый или разный? ( В классе есть ученики, вполне способные ответить на этот вопрос).

Делано наспех – сделано на смех.

- Назовите слова, которые рифмуются.

- Почему «наспех» пишется слитно, а «на смех» – раздельно? Какие это части речи?

- Разберите по составу наречие.

- Подберите однокоренные слова. Какие изменения происходят в корне?

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

- Разделите все слова на группы по какому-либо признаку. ( Самостоятельные и служебные части речи)

- Что общего у всех существительных данной поговорки?

- Что можете сказать о лексическом значении существительных «лодырь» и «бездельник»?

Трусливый да ленивый в дружбе живут.

- Сделайте синтаксический разбор.

Какой частью речи выражено подлежащее?

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

- Найдите общее и отличие в прилагательных.

- Какие орфограммы в данных прилагательных?

- Найдите слова, где все согласные звонкие.

Рукам работа – душе праздник.

- Исключите лишнее  слово по какому- нибудь признаку. Признак определите самостоятельно.

Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

- Найдите однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

- Чем интересны эти существительные? (общего рода)

Умелые руки не знают скуки.

-Обозначьте части речи. Найдите лишнее слово.

- Что общего у оставшихся слов? ( Одинаковый морфемный состав: все слова состоят из корня и окончания)

- Сравните окончания имен существительных. Что можете сказать?

Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. А вообще, учащиеся к IV классу сами озвучивают и предопределяют работу на минутках чистописания, составляют задания. Деятельность учащихся в таком случае становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

Наверное, методика обучения чистописанию, как и всякая другая – явление не застывшее. Она развивается.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап актуализации знаний

В статье рассказывается о комплексном подходе к планированию этапа актуализации знаний....

«Эффективность применения элементов УДЕ на этапе актуализации знаний»

Применение  элементов технологии укрупнения дидактических единиц на этапе актуализации знаний....

Комплексный подход к планированию этапа актуализации знаний

В многочисленных методических пособиях для учителей начальной школы ("Разработки уроков математики") не всегда можно понять, чем руководствовались авторы пособия, предлагая содержание этапа ...

Буклет. Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе.

Методические приёмы на этапе актуализации знаний, УУД в начальной школе в виде буклета....

Актуализация знаний - важнейший этап урока

1. Структура современного урока в рамках ФГОС.2. Цели и задачи этапа актуализации знаний. Сущность данного этапа.3. Сущность понятия "проблемная ситуация". 4. Создание проблемной ситуац...

Развивающие задания на этапе актуализации знаний для начальных классов

В документе представлены задания на этапе актуализации знаний по разным учебно-методическим комплексам в начальной школе...