ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.
статья на тему

Медведева Оксана Александровна

Существовала некогда пословица,
 Что дети не живут, а жить готовятся.
 Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
 Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

                                        С. Я. Маршак

      Суть в том, что бучение ведет за собой развитие, как локомотив тянет состав. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Еще вчера мы пользовались доской, мелом, учебником, карточками с заданиями и плакатами. Сегодня они предстают в новом виде. Их заменяют компьютерные средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, система электронного опроса и мониторинга,выход в интернет. Педагогические возможности интерактивных средств обучения,  по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

                                       С. Я. Маршак

      Суть в том, что бучение ведет за собой развитие, как локомотив тянет состав. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Еще вчера мы пользовались доской, мелом, учебником, карточками с заданиями и плакатами. Сегодня они предстают в новом виде. Их заменяют компьютерные средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, система электронного опроса и мониторинга,выход в интернет. Педагогические возможности интерактивных средств обучения,  по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Мой учебный кабинет оборудован  такими техническими средствами обучения:

  В том году это был интерактивный комплекс MIMIO (включающий в себя мобильную магнитную доску и интерактивную приставку которая превращает обычную школьную доску в интерактивную электронную классную доску)

•в этом году это мультимедийный комплекс (интерактивная доска SMART Board, компьютер, проектор…минус поставленного оборудования-нет документ-камеры);

  Для работы с ИД я освоила  программное обеспечение + прошла курсы повышения квалификации по теме «Применение интерактивной доски для разработки уроков учителями начальной школы». Это дало мне возможность использовать коллекцию интерактивных средств LAT 2.0  для подготовки к урокам.

   С использованием ИД обучение детей для меня, стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание.

   Объяснение материала с использованием ИД позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока

   Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют  наладить с классом действенную обратную связь.

   Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

   Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр

  Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки  к уроку. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.

   При подготовке к урокам с ИД ,я использую, как свои презентации так и презентации моих коллег и цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне.    

   Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

   Я думаю, что это одно из решений  проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. Проводя уроки с использованием ИД , я вижу восхищённые глаза своих учащихся, что позволяет мне, как учителю, сделать вывод, о пользе работы с ИД для достижения  целей в образовательном процессе.

    Изменилась конечно и структура самого урока. Составлять урок  на ИД приходится так, чтобы учащиеся самостоятельно видели, «почувствовали» цель задания,предопределили задачи, которые будут решаться на данной странице, на данном уроке; чтобы на всех этапах урока возникала проблема, которую учащиеся должны пытаться решить самостоятельно или выдвинуть различные варианты её решения. Вместе с детьми ставится учебная задача, обеспечивается её принятие и активные действия по её решению.(пример урока)

Происходит постоянная волевая саморегуляция. Если раньше учитель говорил, что здесь надо делать так, а здесь так, это нужно запомнить, это выучить и т.п., то теперь учитель строит урок так, чтобы возникла проблема, которую учащиеся должны пытаться сами решить или выдвинуть различные варианты её решения.Конечно, это можно сделать с помощью традиционных средств обучения, но одним из условий реализации ФГОС является современное техническое оснащение учебного процесса (в частности, наличие в классе интерактивной доски).

    Интерактивная доска становится незаменимым помощником учителя при организации устного счета. Для этого я использую

    При  изучении  темы «Безударные гласные в корне слова » детям было предложено вставить пропущенные буквы. Правильный ответ можно выделить другим цветом, или подчеркнуть.

    Применение интерактивной доски оптимизирует учебный процесс, делает урок ярче, но не решает всех вопросов связанных с преподаванием. Интерактивные методы позволяют повысить мотивацию к обучению. Но необходимо дозированное и грамотное применение всех возможностей ИД в работе с учетом психических и физиологических возможностей детей,  а самое главное – оно должно быть оправдано целями и задачами урока.

    В арсенале технических средств обучения есть и система интерактивного опроса SMART Response. С ее помощью можно получить точную и оперативную информацию о результатах обучения учащихся. Но это я еще признаюсь честно не освоила…

    Ребенка можно сравнить с еще нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное — корень, у ребенка — душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.

    Начальная школа – это вообще особый мир. Дети  приходят сюда с

самыми лучшими намерениями и желаниями. Они   изначально нас

любят. Просто так, потому что мы просто есть. Исходя из этого цели и

задачи нашей работы – не потерять этого детского доверия и любви.

Поэтому постоянно приходится учиться: осваивать новые технические и

методологические пространства, используемые в образовании. И всякий

раз, встречаясь со своими коллегами, знакомясь с их опытом, понимаю

что я так мало ещё знаю и умею и жалею о том, что в сутках так мало

времени .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников

Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...

"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...