Методы педагогической поддержки детей с ОВЗ
методическая разработка на тему

Бабина Марина Николаевна

В публикации подобраны группы методов, которые могут использовать педагоги в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Методы  педагогической  поддержки  используются  учителем,  с  одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их. Такие методы описаны Ивановым А.В. в книге «Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры».

На наш взгляд данные методы могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ (при индивидуальном подборе).

Методы  педагогической  защиты  ребенка  от  самого  себя,  включающие  методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

  • Метод «угашения переживаний» (успокоение путем «беседы рационализации» - превращения обидной  ситуации  в  иную,  в  которой  ребенок  сохранил  бы  к  себе  самоуважение; невербальными  средствами:  рукопожатие,  прижать  к  себе,  погладить,  приласкать,  возможно использование спокойной музыки);
  • метод  «прямого  действия»  (остановка  ребенка  от  совершения  поступка,  направленного против себя);
  • метод  «рефлексивного  анализа»  (осмысление  с  ребенком  действий,  эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
  • метод «переключения» - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы  успешен,  путем  замещения  (перенос  агрессии  на  допустимые  объекты,  например,  избить подушку, ―грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи),  катарсиса  (потеря  значимости  собственных  страданий  по  сравнению  глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
  • метод  «возбуждения  оптимизма» (раскрытие  перспектив  выхода  из  трудной  ситуации  и дальнейших путей развития личности) и др.

Методы,  с  помощью  которых  возбуждается  чувство  радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

  • метод «радостной перспективы» - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  • метод  «увлечения  весельем»  -  юмор  всегда  помогает  преодолевать  трудности,  оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод  «поощрения  и  похвалы» -  этот  метод  возбуждает  у  ребенка  чувство  радости  от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод «самонаблюдения за своими эмоциями» - метод, с помощью которого ребенок может понять,  под  воздействием  каких  причин  возникает  та  или  иная  эмоция,  чувство.  Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Методы поддержки физического здоровья ребенка:

  • метод «оптимального режима жизни» – приучение ребенка к режимным моментам;
  • метод  «постепенности»  -  приучение  ребенка  к  последовательности  и  обдуманности  во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
  • метод «рекреации» - обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод «массажа и самомассажа» - физического оздоровления путем растирания участков тела.

 Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

  • метод «угашения отрицательных переживаний»  - способ обдумывания таких эмоций, как обида,  стыд,  ненависть,  злоба,  страх,  вина,  определение  причин  их  возникновения  и  как следствие - угашение отрицательных эмоций;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
  • метод  «релаксации»  -  способ  расслабления  организма  с  целью успокоения,  создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

  • Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

- метод «увлечения добрым делом» - возбуждается чувство ответственности, долга, желания сделать хорошее для другого человека и чувство  радости  от сделанного;

- метод  «увлечения  героическим»  -  увлечение  нравственным  подвигом  во  имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории,  воспитывается  мужество,  способность  спокойно  и  стойко  переносить трудности;

- метод «традиции» - творческое использование положительного опыта;

- метод  «увлечения  красивым» -  возбуждается  чувство  эстетической  радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;

- метод «увлечения загадочным» - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;

- метод  «личного  примера»  -  способ  развития  положительных  качеств  на  личном примере педагога.

  •   Методы укрепления чувства ответственности:

- метод «доверия» - развивается вера в свои силы;

- метод  «просьбы»  -  обращение  к  ребенку  за  помощью  с  целью  получения  им довольствия от самостоятельно выполненного поступка;

- метод  «беседы-размышления»  -  обсуждение  вопросов,  направленных  на  поиск  и принятие каждым участником нравственного решения;

- метод «лекции» – педагог раскрывает смысл нравственных понятий;

- метод  «поручения»  -  обращение  к  ребенку  с  заданием  творческого  характера  с предоставлением ему права выбора способов его решения.

  • Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

- метод «напоминания» - возбуждается чувство значимости просьбы;

- метод «сомнения»  -  этим  методом  возбуждается  чувство  неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;

- метод  «достижения  согласия  с  самим  собой» -  метод,  с  помощью  которого достигается  чувство  терпимости  к  внутреннему  рассогласованию  и  возникает желание коррекции черт характера;

- метод  «достижения  гармонии  с  окружающим»  -  метод  защиты от  раздражения  и неприятностей,  причиняемых  природным,  вещевым,  человеческим  окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.

Методы педагогической поддержки развития способностей.

  •   Методы  поддержки  развития  аналитико-рефлексивных  способностей,  с  помощью которых  педагог и  воспитанник  получают  возможность  осмыслить  свою  деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

- метод наблюдения;

- метод «коллективного анализа деятельности», размышления;

- метод  рефлексии  -  самопознание  своей  роли  и  отношения  к  произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.

  •  Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

- метод «мозгового  штурма» -  при  снижении самокритичности  ребенка  в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;

- метод  «сократовской  беседы»  -  развитие  диалогического  мышления,  творческих способностей;

- метод «синектики» - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
-
метод «задачной  формы  организации  учебно-воспитательного  процесса»  — создание  учебно-воспитательной  ситуации,  когда  ребенок  сам  должен  выйти  на решение задачи путем использования новых способов ее решения;

- метод  «деловой  игры»  -  при  снижении  психологической  защищенности  ребенок имеет  возможность  побывать  в  разных  ролях,  что  способствует  развитию социального опыта;

- метод  «развития  интуиции»  (игры  ― «Почувствуй  состояние  другого»,  «Кто  стоит  за дверью», «Холодно-горячо». «В какой руке?» и т.д.);

- метод  психотренинга  -  направлен  на  переосмысление  Я-концепции,  изменение установок и др.

  •   Методы поддержки развития организаторских способностей:

- метод ― «творческого выполнения задач»;

- метод  игры  -  творческое  действие  в  воображаемых  условных  обстоятельствах  с целью развития самостоятельности и творчества;

- метод  поручения  -  регулярное  выполнение  определенных  действий  в  целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

- метод  упражнения  -  повторение,  закрепление,  упрочение  и  совершенствование ценных способов действий.

  •  Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

- метод   «создания  воспитывающих  ситуаций»  -  ситуаций  свободного  выбора поведения;

- метод  «коммуникативного  тренинга»  (ролевые  игры,  выполнение  заданий  по заданным  параметрам  -  «активное  слушание»,  «прием  на  работу»,  «тренинг  по этикету», «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

- метод творческого поиска.

Методы  педагогической  поддержки  развития  самостоятельной  личности включают методы стимулирования развития личности:

  •   метод  поощрения  (устная  благодарность,  вручение  грамоты,  приза,  ценного  подарка, помещение  фотографии  на  доску  почета,  в  книгу  лучших  учеников  школы,  награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
  •   метод  наказания  (взглядом,  отстраненным  отношением, порицанием  в  индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
  •   метод  «предоставления дополнительных полномочий» (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
  •   метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
  •   метод  «ролевой  игры»  (представление  себя  в  ролях отрицательных  и  положительных персонажей);
  •   метод  самодиагностики  -  обучение  анализу  своих  индивидуальных  особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  •   метод  самооценки  -  обучение  адекватному  оцениванию  себя,  адекватности  целей, использованных средств;
  •   метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
  •   метод  самореабилитации  -  самостоятельный  способ  восстановления  физических  и психических  сил  (расслабление,  водные  процедуры,  смена  видов  деятельности,  достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
  •   метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  •   метод  самореализации  -  создание  условий  для  выполнения  индивидуальной  работы  в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  •   метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;
  •   метод  самопрогнозирования  -  построение  перспектив  своего  дальнейшего  развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей

Выступление на заседании психолого-педагогической службы...

Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе

В материале представлены советы психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальных классах. Данная работа была представлена как проектная работа во время п...

Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями

Cоздание  условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум. Рекомендации, формы работы....

Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...

Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...

Методы педагогической поддержки детей с ЗПР

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...