Методы педагогической поддержки детей с ЗПР
консультация

Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы педагогической поддержки в классах  детей с ЗПР.

В 21веке у младших школьников приобретает особую остроту проблема, связанная с общим развитием, здоровьем, социальной адаптацией. В результате этого с одной стороны обучение детей общеучебным и специальным умениям учебной деятельности – задача когнитивная, но с другой – психосберегающая, адаптационная, снимает перегрузки.

Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для трудных детей, должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает,  как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Избранные методы педагогической поддержки, которые использую в обучении детей с ОВЗ (VII вида):

  1. Метод определения уровня развития

Принимая детей 1 класса, встают вопросы:

  На каком уровне развития находятся  уч-ся? Что их беспокоит и степень тревожности? Какие методы обучения и адаптации можно использовать?  Ответы на эти вопросы можно найти на основе выводов, после проведения психолого-педагогической диагностики.

С первых дней провожу тестирование первоклассников на предмет готовности к обучению в школе и адаптации к школьному обучению. Данные  диагностик выявляют:

  1. уровень умственного и речевого развития;
  2. уровень развития образных представлений;
  3. уровень развития крупных и мелких движений.

К началу школьного обучения готовность ребёнка определяется уровнем развития психических функций - восприятия, памяти, мышления, речи, внимания.

Например, Никита Е., ученик 1 класса, дефицит роста и веса, он плохо ориентировался в пространстве, имел низкий запас знаний. (ОНР III ур.) Мелкая моторика и крупные движения были развиты на низком уровне. Словесные поручения выполнял с помощью учителя, но к обучению в школе относился положительно. Мальчик имел уровень развития между средним и низким (ближе к низкому). Результатом педагогической поддержки являются следующие показатели: к концу обучения в 4 классе Никита Е.:

степень обученности –средняя;

ученик переведён в 5 класс общеобразовательной школы;

после 9 класса продолжает своё образование в НПО .

 На основе данных диагностик делаю вывод, что подготовленность детей в 2010 году была выше, чем в 2014 году. Это объясняется тем, что в 2010 году 70% первоклассников посещали дошкольные и школьные учреждения, из первоклассников 2014 года 70%-неорганизованные. Это дети с недоразвитой памятью, с малым словарным запасом, с ослабленной эмоционально-волевой сферой.

 Учитывая результаты диагностик, подбираю задания в соответствии с методом поддержки, направленного на формирование и развитие УУД.

Планирую, специальные упражнения для зрительной, ассоциативной памяти, а также для расширения словарного запаса, которые активизируют познавательную деятельность детей, повышают уровень умственного и речевого развития, корректируют недостатки эмоционально-личностного развития. Переключаю внимание для усиления воздействия основной темы урока.

Например, на уроках математики в 1 классе предлагаю для запоминания 3 карточки с фигурами. Учащиеся запоминают и воспроизводят это в тетрадях, выполняют задания с использованием сенсорной доски, например, выбор нужных инструментов и материалов (на уроках труда), самостоятельная проверка  решения задач (2 класс) и совместное создание презентаций с учителем.

2-4 класс – использую метод проекта как сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, как форму оценки в процессе непрерывного образования.

Например, «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», «Будь природе другом», « Родина в творчестве поэтов».

Метод проекта - это один из важных факторов совместного творчества, который позволяет детям избавиться от комплекса неполноценности выйти в лидеры и позволяет перейти  с индивидуальной креативности на креативность коллективную.

  1. Метод развития организаторских способностей.

Для этого   с 1-4 класс использую развивающие игры, дидактические, социализирующие.

          Игровые задачи даю в форме: плоского рисунка, чертежей, устной инструкции, таблицы, игровых предметов.

Во время игр дети составляют рассказы, свободно общаются друг с другом, чувствуют себя уверенно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, что способствует развитию самореализации, самооценки.

        Особое значение для детей с ОВЗ имеет коррекционная работа. Содержание коррекционной работы ,направленной на восполнение пробелов предшествующего развития, активизацию познавательной деятельности и развитие речи, нашло отражение в программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Частично интегрирую трудовое обучение с ИЗО и развитием речи, «Ознакомление с окружающим миром» и математику. Дети узнают об экологической обстановке, проблемах и имеют числовые подтверждения. Все уроки и коррекционные занятия, которые проводятся в начальных классах, имеют уникальную возможность для адаптации детей в современном обществе и развитию эмоционально-волевой сферы.

Для развития мотивационно - ценностного отношения к обучению, познавательного интереса учащихся, их творческих способностей применяю личностно-ориентированные технологии, дифференцированное обучение. Учебный процесс организую по группам                 (3 уровня).

Для всех групп учащихся разрабатываю три варианта заданий, выбор заданий предоставляется самому ученику. Это обеспечивает развитие объективной самооценки и создание ситуации успеха. При анализе контрольных выявляю причины (страх перед неудачей, перед большим объёмом, неуверенность в своих знаниях), которые помешали выполнить задания или приступить к их выполнению, это фиксируется в таблицы и учитывается в планировании коррекционной работе.

 Каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.Для этого активно использую элементы здоровьесберегающих технологий, как совокупность приёмов, сберегающих здоровье учащихся от неблагоприятных воздействий факторов образовательной среды. Всё это воспитывает у учащихся культуру здоровья .

 Вся работа по педагогической поддержке в обучении  детей с ОВЗ строится на следующих принципах:

  1. принцип уважения индивидуальности личности    (помогать слабому и сильному);
  2. принцип разумной требовательности (выполнение правил школьного распорядка);
  3. принцип возрастного подхода (у каждого возраста свои формы и методы воздействия);
  4. принцип педагогической поддержки (дети избавляются от комплекса неполноценности);
  5. принцип коллективной деятельности (реализуется желание детей выйти в лидеры);

Дифференцированное обучение по уровню умственного развития не получает в педагогике однозначной оценки, но тем не менее в нём имеются положительные аспекты для обучения детей в коррекционных классах, что позволяет оценить результаты своей деятельности и деятельности детей.

Диагностическое направление работы включает систематические этапы наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребёнка.

С 1996 года использую комплекс методик для оценки развития умственных и психических процессов детей.

Так в 2010 году из 12 детей, поступивших, в 1 класс у 4 мышление было развито менее чем на 50%, у 2 детей - 10%; непроизвольная память - 20%, 30%, 40%. Дети не умели точно копировать, не развита зрительно-моторная координация. Проанализировав полученные данные, можно проследить положительную динамику развития психических процессов у детей с 1-4 классов.

         - повысился % внимания у 70% учащихся, переключение и распределение у 90%, продуктивность и устойчивость у 87,3%;

           -память: изменилась динамика заучивания в положительную сторону у 90%, зрительная и слуховая у 80%, запоминание, воспроизведение у 91%;

           -мышление: из наглядно - действенного постепенно переходит в образно-логическое у 60% учащихся.

Повысился % восприятия. Если во 2 классе 4 ученика со средним уровнем,5-с низким уровнем и 3- с очень низким уровнем, к 4 классу восприятие  высокое-20% и среднее.

По итогам мониторинга учащихся 4 класса, 73% детей  переведены в 5класс общеобразовательной школы.

Уровень педагогической поддержки в формировании УУД, можно проследить по индексу качества знаний.

Качество знаний: русский язык- 34%, математика – 40%, литературное чтение- 70%

В течение всей педагогической деятельности, на начальном этапе обучения, формирую у детей умение учиться, что обеспечивает успешность школьной карьеры учащихся до самого выпуска из 9 класса. Эту тенденцию я проследила на учащихся двух выпусков из основной и начальной школы. Выпускники 9 класса в настоящее время продолжают обучение в школах города (20%) и в профессионально-технических училищах (80%).