Системно –деятельностный подход в начальной школе.
статья на тему

Медведева Оксана Александровна

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

“ Великая цель образования - это не знания, а действия”

 Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»

                         Русская пословица      

 

Слайд «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.»

                                                         Г.С.Батищев

    Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

  Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

    Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.

    Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_nachalnoy_shkole.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системно –деятельностный подход  в начальной школе.

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

“ Великая цель образования - это не знания, а действия”

 Герберт Спенсер

«Мало знать – надо уметь»

                         Русская пословица        

Слайд «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.»

                                                         Г.С.Батищев

    Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

  Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

    Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.

    Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

   Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Обучение, построенное на основе ситемно - деятельностного подхода, Слайд  опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД).

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

   Слайд  Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

  Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.

Во всех системах и учебно - методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».

 Слайд  Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип и взят сейчас  за основу  педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

   Все современные  уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета. Поэтому хороший современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

Слайд   Рассмотрим структуру современного урока.

    Как человек учится чему - либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему - либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.

 Я предлагаю Вам рассмотреть этот этап на примере отдельных уроков.

Слайд 1.урок литературного чтения 2класс В.В. Бианки «Сова».

Дети определяют тему урокаи ставят  ставят цель: узнаем новое о писателе, будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение  к прочитанному.

         2.урок русского языка 2класс Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением.

 Какие умения сегодня на уроке мы будем закреплять?

 -Сегодня мы с вами будем совершенствовать свои знания  по  очень важным правилам.

 -Скажите, какие буквы в словах были  пропущены? (гласные)

 В какой части слова находятся эти буквы? ( в корне)  Сформулируйте тему урока

 Тема: Правописание      …….    ……..     в корне слов

Цель: научиться писать  …… …  в корне слова.

         3.урок русского языка 3 класс Состав слова.

Введению в тему предшествовала работа в парах где дети разбирали слова по составу и искали лишнее слово,затем интерактивная игра «Анаграмма» (дети собирали слово «состав»)

          4.урок математики 4класс Доли

Введению в тему предшествовал устный счет и интерактивная игра «Анаграмма»(дети собирали слово «доли»)

      Итак, ученик поставил перед собой цель что - то узнать. У него возникло затруднение.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

 - Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

 - Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

 - Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

 - Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Слайд Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд Рассмотрим компоненты системно-деятельностного подхода в целом.

         1.Учебно-познавательные мотивы.

         2.Действие целеполагания.

         3.Планирование решения.

         4.Решение задач.

         5.Рефлексивно-оценочные действия.

Слайд.

Слайд Реализация деятельностного метода обучения опирается на следующие методы:активные,интерактивные,исследовательские,

Слайд Настрой для учителя нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...