Методический семинар "Технология проблемного обучения как средство формирования УУД на уроках у младших школьников "
методическая разработка на тему

Агеева Ольга Александровна

Материал содержит теоретический и практический блоки по заявленной теме с мультимедийным сопровождением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx32.97 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx832.77 КБ

Предварительный просмотр:

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=83e3828244f2e3ea986fe48c4c56c74e&n=33&h=150

"Методический семинар"

учителя начальных классов МАОУ СОШ № 25

Агеевой Ольги Александровны

"Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемного обучения"

"… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его.

 Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком."

Ж. Ж. Руссо

        Эта фраза, высказанная когда-то великим Ж. Ж. Руссо стала основополагающей в системе моей педагогической деятельности. Посредством чего научить ребенка "жить"?  Как вырастить его ЧЕЛОВЕКОМ? На эти вопросы я нашла ответ у М. Горького. "Чтобы жить, надо что - делать" -  считал он. Итак, все дело в правильно организованной деятельности, как самого учителя, так и учащихся. Слайд 2. По новым стандартам очень важно вооружить ученика  такими универсальными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. (Слайд 3). А для этого необходимо изменить способ обучения, нацелить образовательный процесс на формирование УУД, что означает совокупность действий учащихся, обеспечивающих их социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний. Слайд 4.

        На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует  «открытие» его самими детьми. Это определяет успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое.     Слайд 5.

   Сегодня система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.  Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. (Слайд 6).  Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

        В педагогической науке постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение – двусторонний процесс, и что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых в учебном процессе. Одной из этих концепций является и теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса. Слайд 7.

           По словам А.А.Леонтьева использование проблемных методов в школе необходимо. Он пишет: "Должна быть ориентация на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире и изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение." Слайд 8., 9

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Слайд 10.

                     С.Л.Рубинштейн пишет: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация…Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять…Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Слайд 11.

          А.М.Матюшкин подчеркивает: "Вне субъекта личности нет проблемной  ситуации. Проблемная ситуация включает в себя в качестве одного из необходимых компонентов мотивы и потребности ребенка. В условиях  проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс обучения и процесс воспитания, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения ребенка».

        Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

   Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

       Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.А.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

         Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Накоплен также значительный опыт использования его элементов в педагогической деятельности лучших учителей. Слайд 12.

Создать проблемную речевую ситуацию – это значит создать условия, достаточные и необходимые для вызывания впечатления, сигнализирующего о том, что что-то не так, что-то не то. Слайд 13.

- Как создать проблемную ситуацию на уроке?  Слайд 14.  Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным.

        Очень важным при создании проблемной ситуации, является умение задать вопрос. Аристотель сравнивал это умение с искусством. Слайд 15.

        Технология проблемного обучения в начальной школе реализуется при помощи специального инструментария. Слайд 16.

        При подготовке "Проблемного урока, нужно учитывать его структуру. Слайд17.

На мой взгляд, технология проблемного обучения,действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

  • развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;
  • обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Слайд 18.

Агеева Ольга Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ № 25 Агеевой О. А.) Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования технологии проблемного обучения

Слайд 2

«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой

Слайд 3

Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развивать способности учащихся, приобщать их к творческой деятельности; учить школьника не только понимать, но и мыслить; Для этого нужно развивать способности школьников. Умственная деятельность должна быть мотивирована, так как мотивация – движущая сила познания, а интерес, в свою очередь, вечный двигатель мотивации. С этой целью можно использовать следующие приемы: противоречие между житейским и научным представлением – «Рыба – кит?» предъявить детям утверждение, которое нужно либо доказать, либо опровергнуть «Все вокруг – геометрия!»

Слайд 4

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошел человек и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевленно провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли ее по-разному.

Слайд 5

Необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов с воей деятельности . В основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Задача учителя состоит в том, чтобы развить эти природные задатки.

Слайд 7

Проблемное обучение Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Причем, ценно не только усвоение результатов познания, но и пути получения этих результатов (Предъявить детям задание, выполненное разными способами. Задача детей: объяснить как были получены результаты).

Слайд 8

«Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой

Слайд 9

«Открытие» нового знания Урок математики по теме: «Уравнения. Нахождение неизвестного делителя» Самостоятельное применение нового знания

Слайд 10

Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие , возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний.

Слайд 11

Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?» Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, то возникает проблемная ситуация, здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Слайд 12

Можно выделить три группы проблемных ситуаций: познавательные (теоретическое мышление ); Например: можно ли квадрат назвать прямоугольником, а прямоугольник квадратом? (Выделение существенных признаков предметов, которые помогают раскрыть суть предмета - формируются новые понятия). оценочные (критическое мышление ); Например, начать разговор по теме: «Как живут животные» с вопроса – «Кит – рыба?» организаторско-производственные (практическое мышление ) Предложить на начало урока задачу, которая решается на основе жизненного опыта (… Название этой геометрической фигуры дословно переводится как «столик». О какой фигуре пойдет речь на уроке?

Слайд 13

Условия повышения эффективности проблемного обучения - На одном уроке должны решаться проблемы разного вида. - Перед решением заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. - Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. - Проблема должна решаться письменно. - Учет индивидуальных способностей учащихся в процессе выполнения заданий. - Необходимо постепенно усложнять задания.

Слайд 14

Как же создавать проблемные ситуации ? Через умышленно допущенные учителем ошибки. Через использование занимательных заданий (подставь вместо чисел буквы, расшифруй слово 21 4 16 13) Через решение связанных с жизнью задач (Мальчик обошел песочницу квадратной формы со стороной 2м 3 раза. Какое расстояние он преодолел?) Через выполнение практических заданий (Раздели 42 конфеты между 3 учениками. Как этот способ перенести на бумагу? Через решение задач на внимание и сравнение. Через противоречие нового материала старому, уже известному. Через различные способы решения одной задачи. Через выполнение небольших исследовательских заданий (Найдите на доске среди предложенных фигур равные, ответ обоснуйте)

Слайд 15

Искусство ставить вопросы Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель вопрос трактует как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию. Любая система вопросов регулирует деятельность учеников, направляет ее в необходимое русло.

Слайд 16

Формы и методы учебной деятельности Работа в группах – взаимообучение групп. Работа в парах - парное взаимообучение . Самостоятельная поисковая работа ( работа со справочными материалами, учебными пособиями, предметными картинками. Подготовка выступлений учениками (отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание. Ученик вместо учителя. Подготовка проблемных домашних заданий.

Слайд 17

Структура проблемного урока Актуализация прежних знаний Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Исследование проблемы «Открытие» новых знаний Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа Рефлексия Итог урока

Слайд 18

Выводы Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий: личностные действия: самоопределение, смыслообразование , нравственно-этическая ориентация; регулятивные действия: целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция ; познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование); логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, сериация , классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд 19

Список использованной литературы: Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения.- М.: Знание, 1999. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. – Калининград: Издательство КГУ,1998. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань, 2006. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в начальных классах.). – М.: Просвещение, 1975 . Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Академия, 2001. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977 .