Программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рубец Елена Викторовна

Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый  класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) дет­ского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно  3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, не­обходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).

           В соответствии  с  примерной основной  образовательной программой начального  общего  образования в первой  четверти в первом классе вводится  образовательный  модуль  «Первый раз, в первый класс»,  рассчитанный на 3 недели (15  часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_raz_v_1_kl.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 г. Советска

Калининградской области

ПРИНЯТА на методическом                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

 объединении учителей                                                                                                             Директор лицея №10

начальных классов                                    Круглова Е. Г.__________

Протокол №__________от___ _____2011 г                                    «___»__________2011 года

        

Рабочая программа

Метапредметного, вводного, образовательного модуля

"Первый раз, в первый  класс"

Срок реализации: 3 недели(45 часов)

                                                                             

                                         

                                                                                                                                     

  Составители: учителя  начальных классов

Рубец Елена Викторовна

2011 год

                                                                                                                                       

 

Пояснительная записка

      Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый  класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно  3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).

           В соответствии  с  примерной основной  образовательной программой начального  общего  образования в первой  четверти в первом классе вводится  образовательный  модуль  «Первый раз, в первый класс»,  рассчитанный на 3 недели (15  часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.

Дорожная карта модуля

1 неделя

2 и 3 недели

Итог

Конец 3 недели

Актуализация  дошкольного опыта

Переход  от игровой  к учебной  деятельности

«Путешествие по городу первоклассника»

«Путешествие по городу первоклассника»

«Наша школа»

Посвящение в первоклассники

Участвуют  пятиклассники  в позиции «организатор» и «эксперт», учителя-предметники.

Работа  строится в соответствии с выделенными практиками

Цель: Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.  Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.

  Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность   за успешность своего обучения.

       

Итак, стартовый образовательный  модуль задуман,  как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с данными детьми: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.

 

Данный  модуль предполагает решение следующих основных задач:

  1. освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе
  2. компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
  1. накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
  2. развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
  3. формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.

Для учителей:

-снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период  привыкания к новому классу;

- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

-  помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Программа основывается на принципы обучения, изложенные в УМК «Перспективная начальная школа»:

- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка

-Принцип целостности картины мира

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников

- Принципы прочности и наглядности.

-  Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Учебно-тематическое  содержание

Предметная область

Предмет

Количество часов

Краткое содержание

1.

Филология

Обучение грамоте

22

Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы с текстом, чтения, письма, сочинения, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе.

Ознакомление учащихся с перспективами изучения предметов «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. Проект «Город первоклассника»

2.

Математика

Математика

12

Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).Создание макета «Моя школа»

3.

Технология

Технология

4

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, соцветия чертополоха, репейника. Выбор материала для изготовления изделия по

его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала.

Создание коллективного проекта «Осень в школе»

4.

ИЗО

ИЗО

3

Знакомство с красками. Умение пользоваться красками на уроке, овладение, навыками организации рабочего места.

Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Выставка рисунков.

5.

Физическая культура

Физическая культура

3

Подвижные игры н а закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.

«Веселые старты», преодоление  полосы препятствий.

Итого:            45 часов

                                                                   

                                                                             Содержание модуля  «Первый раз, в первый класс».

1 неделя «Путешествие по городу первоклассника»

Раздел

Тема занятия

Предметная область

Предмет

УУД

Количество часов

1-5

Здравствуй, школа!

Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве

Математика

Математика

Построение макета природной территории. Определение дошкольного опыта построения простейшей классификации объектов. Взаимооценка работы групп.  Рефлексия. Определение дошкольного опыта выделения признаков предметов .Способность сотрудничать в малой группе.

5

6-9

Подготовительный период

Обучения грамоте

Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой» Речь устная и письменная.

Предложение. Слово.

Ориентировка в пространстве.

Письмо прямых линий.

Филология

Обучение грамоте

Установка на решение ПЗ. Знакомство детей друг с другом: рассказ о себе. Фиксация сообщений в виде графических изображений.

Определение читательского опыта: работа с деформированным текстом. Взаимодействие внутри  группы.

Определение дошкольного опыта по работе с текстом. Восстановление деформированного текста. Озаглавливание. Межгрупповое взаимодействие.

Рассказ о прочитанной книге. Демонстрация читательского опыта.

Диагностика дошкольного опыта и кругозора. Соотнесение текстовой информации и иллюстративной.

Определение читательского опыта: чтение стихотворений наизусть. Публичное выступление.

4

10-12

«В гости к осени» Подготовка природных материалов к работе: сбор, сушка, хранение. Подвижные игры,Волшебные краски.

Технология,

физическая культура

 изо

Технология,

физическая культура,

ИЗО

Подвижные игры на различение признаков:

«Съедобное - несъедобное, живое – неживое»,

"Великаны и гномы", "Дальние броски", "Попади в цель", "Гиганты-лилипуты".

1

1

1

2 неделя «Путешествие по городу первоклассника»

13-18

Текст. Предложение. Слова-предметы. Письмо коротких и длинных линий с закруглением с двух сторон..Геометрические фигуры

Математика,

Филология.

физическая культура.

Математика,  обучение грамоте физическая культура.,

Различение плоских и объемных фигур.

Понимание того,  что «больше» бывает разное.

Выделение разных признаков предметов.

Различение понятия предмет и слова, называющего предмет.

Подвижные игры.

2

3

1

19-25

Наклонные с петлей. Живые и неживые предметы. Слова-предметы.

 Цветовой круг. Изготовление поделок «Дары осени» из природного материала  

Филология,

изо,

технология

Обучение грамоте,

изо,

технология.

Упорядочивание объектов по заданным признакам (на естественных объектах)

Описание образов и характеров сказочных героев.

Изображение  линий, разных по эмоциональному восприятию.

Изготовление «коробочки -плетенки». Сравнение элементов «плетёнки» по длине, по площади.

5

1

1

3 неделя «Наша школа»

26-29

1 день

Ориентировка в пространстве. Слова - действия.

Слова - признаки.

 Письмо овалов и  полуовалов.

Математика,

филология,

физкультура.

Математика, обучение грамоте, физкультура.

Выработка правил поведения на уроке.

Выход на предмет: обучение грамоте(письмо)Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету.

Упражнения на подготовку руки к письму.

1

2

1

30-33

2 день

Расположение предметов в окружающем пространстве. Слова-помощники.

Рабочая строка.

Письмо полуовалов с петлей вверху и внизу..Цвета радуги.

Математика,

филология,

изо

Математика, обучение грамоте,

изо

Выход на предмет: математика. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету.

Отработка составления звуковых, слоговых  моделей. Тренировка выделения ударного слога.

Игра с заданными правилами.

Рабочий стол художника, рациональное расположение рабочих инструментов на столе.

1

2

1

34-37

3 день

Геометрические фигуры.

Текст, слово, предложение .Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху. Мозаика из собранного материала.

Математика,

филология,

Технология

Математика, обучение грамоте,

Технология

Выход на предмет: обучение грамоте(чтение)  Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету.

Разделение согласных звуков на согласные и гласные. Уточнение моделей для обозначения согласных звуков и гласных.

Упражнения на подготовку руки к письму.

Создание проекта «Осень в моей школе».

1

2

1

38-40

4 день

Геометрические фигуры.

Письмо овалов и полуовалов: письмо справа и слева.

Математика,

филология,

Математика, обучение грамоте,

Выход на предмет: физическая культура. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Подвижные игры. Соревнования «Полоса препятствий»

Отработка действий сравнения величин в рабочей тетради по математике

Упражнения на подготовку руки к письму.

Создание проекта «Город первоклассника»

1

2

41-45

5 день

Геометрические фигуры.Текст. Предложение. Слово. Письмо короткой прямой линии с половинным овалом. Работа с пластилином.

Математика,филология, технология

Математика,

обучение грамоте,

технология

Мастер-класс по различным предметным областям (разновозрастное сотрудничество).

Презентация правил школьной жизни первоклассников.

Итоговая рефлексия.

Посвящение в первоклассники.

1

2

1

                                                                                                                                                                   

Планируемые результаты метапредметного, образовательного, вводного

модуля «Первый раз в первый класс»:

В результате изучения модуля «Первый Раз в первый класс» будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностными результатами  модуля «Первый раз в первый класс» являются:

  • Обеспечение благоприятной адаптации ребёнка
  • Определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и ученика
  • Осваиваются основные нормы и правила поведения в школе
  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
  • культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).

Метапредметными результатами модуля «Первый раз в первый класс» являются:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, и пр.);
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

Требования к уровню подготовки учащихся к концу знакомства с модулем «Первый раз в первый класс»

Ученик  научится:

-Правилам  посадки и пользования письменных  принадлежностей во время письма.

-Ориентироваться на странице тетради,  познакомится с ее разлиновкой. Будет иметь понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках..

- Письму девяти элементов-линий по алгоритму.

- Работать с формами шаблонов элементов письменных букв.

-Сможет воспроизводить элементы письменных букв  в  процессе рисования узоров-бордюров.

- Выполнять логические задания на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

- Слушать текста сказки, соотносить  иллюстрации с частями текста.

-Составлять предложения на тему  иллюстраций, соотносить конкретные предложения с графической моделью текста.

- Пересказывать рассказ на основе его графической модели.

- Составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному им тексту.

-Определять  понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.

-Иметь пространственные и временные представления.

-Вести счет предметов до 10 и сравнивать.

-Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.

-Соотносить число предметов и цифру.

-Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Ученик получит возможность научиться:

-Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.

-Различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Пересказывать содержание сказки.

-Получит первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие.

-Озаглавливать рассказ, заданный иллюстрацией.

-Выборочному пересказу  и учить несколько  стихов наизусть.

- Вычленять звуки в словах, определять их последовательность.  

 - Читать слоги.

  -Реконструкции общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях)

- Применять эти представления для решения несложных практических задач;