Программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно 3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования в первой четверти в первом классе вводится образовательный модуль «Первый раз, в первый класс», рассчитанный на 3 недели (15 часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_raz_v_1_kl.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 г. Советска
Калининградской области
ПРИНЯТА на методическом УТВЕРЖДАЮ
объединении учителей Директор лицея №10
начальных классов Круглова Е. Г.__________
Протокол №__________от___ _____2011 г «___»__________2011 года
Рабочая программа
Метапредметного, вводного, образовательного модуля
"Первый раз, в первый класс"
Срок реализации: 3 недели(45 часов)
Составители: учителя начальных классов
Рубец Елена Викторовна
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа метапредметного, вводного, образовательного модуля "Первый раз, в первый класс" составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе программы УМК «Перспективная начальная школа» Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности). Таким образом, начало развертывания предметных линий определяется критериально (примерно 3 недели обучения) - наличием определенного опыта практических действий, необходимого для обнаружения противоречия между собственным действием и новой ситуацией, т.е. для постановки учебной задачи (исходной точки предметной линии).
В соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования в первой четверти в первом классе вводится образовательный модуль «Первый раз, в первый класс», рассчитанный на 3 недели (15 часов в неделю) –45 часов и включающий в себя следующие предметные области : филология, математика, технология, изо, физическая культура.
Дорожная карта модуля
1 неделя | 2 и 3 недели | Итог Конец 3 недели | |
Актуализация дошкольного опыта | Переход от игровой к учебной деятельности | ||
«Путешествие по городу первоклассника» | «Путешествие по городу первоклассника» | «Наша школа» | Посвящение в первоклассники |
Участвуют пятиклассники в позиции «организатор» и «эксперт», учителя-предметники. | Работа строится в соответствии с выделенными практиками |
Цель: Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Итак, стартовый образовательный модуль задуман, как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с данными детьми: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.
Данный модуль предполагает решение следующих основных задач:
- освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе
- компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве;
- накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками);
- развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма (появление в расписании отдельных учебных предметов);
- формирование поля содержательно оценочных взаимодействий в классе.
Для учителей:
-снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Программа основывается на принципы обучения, изложенные в УМК «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка
-Принцип целостности картины мира
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Учебно-тематическое содержание
№ | Предметная область | Предмет | Количество часов | Краткое содержание |
1. | Филология | Обучение грамоте | 22 | Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы с текстом, чтения, письма, сочинения, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе. Ознакомление учащихся с перспективами изучения предметов «Обучение грамоте» и «Литературное чтение». Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. Проект «Город первоклассника» |
2. | Математика | Математика | 12 | Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).Создание макета «Моя школа» |
3. | Технология | Технология | 4 | Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, соцветия чертополоха, репейника. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала. Создание коллективного проекта «Осень в школе» |
4. | ИЗО | ИЗО | 3 | Знакомство с красками. Умение пользоваться красками на уроке, овладение, навыками организации рабочего места. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Выставка рисунков. |
5. | Физическая культура | Физическая культура | 3 | Подвижные игры н а закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. «Веселые старты», преодоление полосы препятствий. |
Итого: 45 часов |
Содержание модуля «Первый раз, в первый класс».
1 неделя «Путешествие по городу первоклассника»
№ | Раздел | Тема занятия | Предметная область | Предмет | УУД | Количество часов |
1-5 | Здравствуй, школа! | Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве | Математика | Математика | Построение макета природной территории. Определение дошкольного опыта построения простейшей классификации объектов. Взаимооценка работы групп. Рефлексия. Определение дошкольного опыта выделения признаков предметов .Способность сотрудничать в малой группе. | 5 |
6-9 | Подготовительный период Обучения грамоте | Знакомство с первой учебной книгой «Азбукой» Речь устная и письменная. Предложение. Слово. Ориентировка в пространстве. Письмо прямых линий. | Филология | Обучение грамоте | Установка на решение ПЗ. Знакомство детей друг с другом: рассказ о себе. Фиксация сообщений в виде графических изображений. Определение читательского опыта: работа с деформированным текстом. Взаимодействие внутри группы. Определение дошкольного опыта по работе с текстом. Восстановление деформированного текста. Озаглавливание. Межгрупповое взаимодействие. Рассказ о прочитанной книге. Демонстрация читательского опыта. Диагностика дошкольного опыта и кругозора. Соотнесение текстовой информации и иллюстративной. Определение читательского опыта: чтение стихотворений наизусть. Публичное выступление. | 4 |
10-12 | «В гости к осени» Подготовка природных материалов к работе: сбор, сушка, хранение. Подвижные игры,Волшебные краски. | Технология, физическая культура изо | Технология, физическая культура, ИЗО | Подвижные игры на различение признаков: «Съедобное - несъедобное, живое – неживое», "Великаны и гномы", "Дальние броски", "Попади в цель", "Гиганты-лилипуты". | 1 1 1 | |
2 неделя «Путешествие по городу первоклассника» | ||||||
13-18 | Текст. Предложение. Слова-предметы. Письмо коротких и длинных линий с закруглением с двух сторон..Геометрические фигуры | Математика, Филология. физическая культура. | Математика, обучение грамоте физическая культура., | Различение плоских и объемных фигур. Понимание того, что «больше» бывает разное. Выделение разных признаков предметов. Различение понятия предмет и слова, называющего предмет. Подвижные игры. | 2 3 1 | |
19-25 | Наклонные с петлей. Живые и неживые предметы. Слова-предметы. Цветовой круг. Изготовление поделок «Дары осени» из природного материала | Филология, изо, технология | Обучение грамоте, изо, технология. | Упорядочивание объектов по заданным признакам (на естественных объектах) Описание образов и характеров сказочных героев. Изображение линий, разных по эмоциональному восприятию. Изготовление «коробочки -плетенки». Сравнение элементов «плетёнки» по длине, по площади. | 5 1 1 | |
3 неделя «Наша школа» | ||||||
26-29 | 1 день | Ориентировка в пространстве. Слова - действия. Слова - признаки. Письмо овалов и полуовалов. | Математика, филология, физкультура. | Математика, обучение грамоте, физкультура. | Выработка правил поведения на уроке. Выход на предмет: обучение грамоте(письмо)Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Упражнения на подготовку руки к письму. | 1 2 1 |
30-33 | 2 день | Расположение предметов в окружающем пространстве. Слова-помощники. Рабочая строка. Письмо полуовалов с петлей вверху и внизу..Цвета радуги. | Математика, филология, изо | Математика, обучение грамоте, изо | Выход на предмет: математика. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Отработка составления звуковых, слоговых моделей. Тренировка выделения ударного слога. Игра с заданными правилами. Рабочий стол художника, рациональное расположение рабочих инструментов на столе. | 1 2 1 |
34-37 | 3 день | Геометрические фигуры. Текст, слово, предложение .Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху. Мозаика из собранного материала. | Математика, филология, Технология | Математика, обучение грамоте, Технология | Выход на предмет: обучение грамоте(чтение) Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Разделение согласных звуков на согласные и гласные. Уточнение моделей для обозначения согласных звуков и гласных. Упражнения на подготовку руки к письму. Создание проекта «Осень в моей школе». | 1 2 1 |
38-40 | 4 день | Геометрические фигуры. Письмо овалов и полуовалов: письмо справа и слева. | Математика, филология, | Математика, обучение грамоте, | Выход на предмет: физическая культура. Постановка задач года. Построение «карты движения» по предмету. Подвижные игры. Соревнования «Полоса препятствий» Отработка действий сравнения величин в рабочей тетради по математике Упражнения на подготовку руки к письму. Создание проекта «Город первоклассника» | 1 2 |
41-45 | 5 день | Геометрические фигуры.Текст. Предложение. Слово. Письмо короткой прямой линии с половинным овалом. Работа с пластилином. | Математика,филология, технология | Математика, обучение грамоте, технология | Мастер-класс по различным предметным областям (разновозрастное сотрудничество). Презентация правил школьной жизни первоклассников. Итоговая рефлексия. Посвящение в первоклассники. | 1 2 1 |
Планируемые результаты метапредметного, образовательного, вводного
модуля «Первый раз в первый класс»:
В результате изучения модуля «Первый Раз в первый класс» будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами модуля «Первый раз в первый класс» являются:
- Обеспечение благоприятной адаптации ребёнка
- Определение основных форм организации обучения, способов взаимодействия учителя и ученика
- Осваиваются основные нормы и правила поведения в школе
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).
Метапредметными результатами модуля «Первый раз в первый класс» являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, и пр.);
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
Требования к уровню подготовки учащихся к концу знакомства с модулем «Первый раз в первый класс»
Ученик научится:
-Правилам посадки и пользования письменных принадлежностей во время письма.
-Ориентироваться на странице тетради, познакомится с ее разлиновкой. Будет иметь понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках..
- Письму девяти элементов-линий по алгоритму.
- Работать с формами шаблонов элементов письменных букв.
-Сможет воспроизводить элементы письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
- Выполнять логические задания на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
- Слушать текста сказки, соотносить иллюстрации с частями текста.
-Составлять предложения на тему иллюстраций, соотносить конкретные предложения с графической моделью текста.
- Пересказывать рассказ на основе его графической модели.
- Составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному им тексту.
-Определять понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
-Иметь пространственные и временные представления.
-Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
-Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
-Соотносить число предметов и цифру.
-Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Ученик получит возможность научиться:
-Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
-Различать гласные и согласные звуки и буквы.
-Пересказывать содержание сказки.
-Получит первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие.
-Озаглавливать рассказ, заданный иллюстрацией.
-Выборочному пересказу и учить несколько стихов наизусть.
- Вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
- Читать слоги.
-Реконструкции общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях)
- Применять эти представления для решения несложных практических задач;