Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника.
учебно-методический материал на тему

Катунина Светлана Викторовна

 

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_rabotat_s_informatsiey.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Умение работать с информацией  как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.

Современная информационная грамотность выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка ещё в 1 классе. Необходимо использовать содержание любых предметов, в урочной и внеурочной деятельности, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других. Формировать эти умения необходимо.

Современному человеку ежедневно приходится иметь дело с огромным потоком разнообразной информации. Умение работать с текстом и информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Предлагаю рассмотреть первую программу.

В планируемых результатах читательские действия представлены тремя блоками:

  • Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (поиск, фиксация информации, представленной в явном и неявном виде, по заданному признаку с опорой на текст; умение фиксировать информацию различными способами: словесно, рисунками, таблицей и т. д.).
  • Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (упорядочивание информации по заданному основанию, сравнение нескольких объектов по заданным признакам, умение понимать и исполнять инструкцию, представленную различными способами: рисунками, таблицей и т. д.).
  • Работа с текстом: оценка информации (формирование оценочных суждений и собственной точки зрения на основе жизненного опыта и информации, полученной в тексте, умение выявлять и восполнять информационные пробелы).

Конечно, основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках  чтения, но все данные умения, на мой взгляд, можно трактовать как относящиеся  не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде, например: схемы, таблицы, рисунки.
          При выполнении любого задания и на любом предмете обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают, а затем «читают» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к нежеланию выполнять задание вообще. Поэтому я стараюсь  включать в задания, будь то таблицы или схемы  вопросы на понимание, на осознание цели, т.к. в книге не всегда такие вопросы даны. Например, до  выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице,  отрабатываю  умение ее читать при помощи дополнительных вопросов, например:

– как называется таблица? Почему?
– какую информацию из нее можно извлечь?
– зачем нам таблица в задании?
– какая информация представлена в столбцах  таблицы, в строках?
– назовите, сколько строк в таблице? сколько столбцов?
– что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки)?
– какое значение у ячейки? какие данные в ней представлены? и др.
              При  работе с текстовой информацией, будь то математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения, также задаю вопросы на понимание, например:
– о чем текст, выдели основную мысль;
– назови или найди заголовок, объясни;
– выдели основные понятия;
– найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);
– спроси, что непонятно и др.
             Я считаю, что при выполнении дополнительных заданий и ответов на наводящие вопросы формируется правильный подход к «чтению информации», позволяющий:

1) отметить особенность формы  представления,

2) прочитать информацию,

3) выделить основное,

4) понять,

5) спросить (или выяснить), что непонятно.
      В силу того,  что подобные задания и вопросы есть не во всех учебниках,  вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя, в частности, на меня.
          Второй блок информационных умений подразумевает преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение в 1 классе:  

  • пересказывать текст;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • научиться  выборочному  чтению.           

Довольно часто приходится преобразовывать информацию и на других

уроках, например, на уроке математики — из текста в таблицу, из таблицы в текст. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность.  В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи, поэтому я стараюсь  уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение при помощи опять-таки наводящих вопросов или дополнительных заданий типа: найди в тексте всю информацию о…, что говорится о …

Третий блок – оценочный.

Контрольно-оценочные действия – наиболее сложны для овладения ими первоклассниками, и наиболее редки в учебных заданиях и используются чаще всего на уроках чтения, так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Первоклассникам  необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения, поэтому для выражения своей точки зрения по тому или иному вопросу опять помогают задаваемые мной вопросы.             
             Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Вчера наша школа принимала участие в международном исследовании PIRLS.  Одной из задач проведения международного исследования в России было представить содержание международного инструментария для оценки читательской грамотности младших школьников. Данный материал может быть использован как некоторый ориентир для разработки требований к образовательным достижениям учащихся в начальной школе по чтению. В соответствии с концептуальными положениями в исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

– чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

– чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

– нахождение информации, заданной в явном виде;

– формулирование выводов;

– интерпретация и обобщение информации;

– анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Специалистам, разрабатывающим содержание курсов русского языка и литературного чтения в начальной школы целесообразно ввести формирование данных умений в содержание учебных предметов и отразить оценку сформированности данных умений в требованиях к уровню образовательных достижений выпускников начальной школы в ФГОС начального образования.

В исследовании PIRLS детально разработаны качественные характеристики уровней понимания текста младшими школьниками. Эти характеристики показывают, как понимают текст читатели, достигшие определенного уровня читательской грамотности, что они научились делать для того, чтобы понимать прочитанное. Эти качественные характеристики применены ко всем типам используемых текстов.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания,  форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит –  учить работать с информацией. При этом важную  роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, причём важна определенная последовательность (вопросы, направлен-ные на формирование мотивационных действий –  вопросы, направленные на формирование процессуальных действий –  вопросы, направленные на формирование оценочных действий).

Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни обучающемуся  жалеть времени и сил на формирование этого умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности....

Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...

От исследовательских умений к метапредметным результатам обучения младших школьников.

В методическом пособии раскрыта проблема: как достичь метапредметных результатов младшим школьникам на уроках. Представлены уроки, диагностические материалы, курс внеурочной деятельности "Мои достижен...

Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО...

Развитие у первоклассников познавательного интереса к чтению как система работы по достижению планируемых результатов обучения.

Читательская деятельность является основной в начальной школе и базовой для изучения всех школьных предметов. От неё зависит успешность обучения ребёнка.Но, к сожалению, мир вступил в новое тысячелети...

«Метапредметный компонент на уроках русского языка как средство достижения планируемых результатов обучения младших школьников»

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов на уроке русского языка в начальной школеЗадачи: показать возмож...