Публичная презентация
статья на тему

Мингалева Светлана Владимировна

«Непрерывное профессиональное образование

как фактор инновационного развития

 педагогических работников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление

«Непрерывное профессиональное образование

как фактор инновационного развития

 педагогических работников»

Мингалева

Светлана

Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «НОШ № 23» пгт Ярега, г.Ухта

2015

Суха, теория, мой друг,

А древо жизни зеленеет.

«Фауст» Гёте

Что такое профессиональный потенциал учителя? Это совокупность возможностей и способностей для осуществления профессиональной деятельности и ее совершенствования. Значение имеют не отдельные качества педагога, а их целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в понятии «профессиональный потенциал педагога», объединяющем в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Самое главное в такой системе – ее способность к пластичности и постоянному поступательному расширению и углублению как по содержанию, так и по форме.

Профессиональный потенциал – это сумма А (личностных качеств конкретного педагога) и В (приобретенных качеств), причем в процессе развития удельный вес второй составляющей становится больше. Если говорить об общей формуле, то можно представить ее следующим образом: профессиональный потенциал = А +В, где составляющая А уже расшифрована выше, а составляющая В определим как В1 + В2 +В3, где В1 – образование, В2 – опыт, В3 – влияние среды.

В литературе можно отыскать много теоретических исследований по данному вопросу, но хочу остановиться на практических аспектах, отражающих современные реалии.

Рассмотрю, прежде всего, факторы, влияющие на профессиональный потенциал педагога:

  1. Одним из важнейших  факторов при условии дальнейшего саморазвития, является наличие профильного образования. Базовым условием является наличие педагогического образования и специализация в той предметной области, в которой учитель ведет свою профессиональную деятельность. Пусть это будут второе высшее образование, курсы повышения квалификации, систематическая самостоятельная работа, но полный успех без этой базовой составляющей порой недостижим даже для учителей «от Бога», потому что есть определенные классические моменты, который учитель должен просто знать, а не постигать опытным путем.
  2. Одним из важнейших факторов является также любовь к своей профессии и преподаваемому предмету. Обычно уже в школьные годы заметны дети, которые тяготеют к педагогике. Они с удовольствием шествуют над младшими школьниками, с удовольствием готовят и проводят с ними мероприятия, помогают делать уроки своим одноклассникам, проводят летний отдых в лагерях в качестве помощников вожатых. И, конечно, любят какие-то изучаемые предметы. Для таких детей логически закономерно поступление в педагогические колледжи или вузы. Любить свою профессию и посвятить ей свою жизнь – это счастье. Именно мотивация к своему профессиональному росту для таких людей всегда высока.
  3. Необходимый фактор профессионального потенциала – личностные качества. Профессия учителя во многом связана с импровизацией, креативностью, умением нестандартно мыслить и быть готовым к различным внештатным ситуациям. Поэтому в школе, как нигде, ценится мобильность, юмор, чувство меры, способность к сопереживанию и нахождению баланса строгости, требовательности и толерантности, снисходительности. В некотором смысле учитель – актер, классная комната – сцена, ученики – активные участники действия. Учитель оставляет за дверями класса плохое настроение и семейные проблемы. Он превращается в ведущего, проводника по увлекательной стране знаний; он справедливый и знающий, гибкий и современный, остроумный и находчивый. Он заряжает своим энтузиазмом и любовью к предмету своих учеников. Этому он учится всю жизнь – быть именно таким. Самое страшное для учителя – это леность души и меркантилизм, а также консерватизм и косность.
  4. Немаловажным фактором профессионального потенциала педагога является место работы. Для многих учителей желаемым была бы работа в престижной школе с одаренными и дисциплинированными учениками. Но, как показывает практика, и в работе с такими учениками есть свои нюансы и трудности, не все так прекрасно, как кажется со стороны. Конечно, сложна работа и в сельской школе, и с трудными подростками. Но настоящий учитель, помнящий пословицу, что не место красит человека, а человек место, всегда найдет в работе с каждым контингентом положительные моменты и сможет получать огромное моральное удовлетворение от пусть даже небольших успехов своих подопечных. Настоящий учитель в любой школе и с любыми учениками сможет принципиально качественно поднять учебно-воспитательный процесс на должный уровень.
  5. Наконец, к важным факторам, способствующим профессиональному потенциалу педагога, можно отнести окружающую среду. Самым идеальным вариантом было бы наличие сообщества заинтересованных коллег в школе, городе. А как быть, если такие условия ограничены? Хотя сейчас и есть социальные сети в Интернете, и виртуальные сообщества, но именно живое общение, оперативное обсуждение насущных проблем, обмен опытом, консультирование и помощь являются теми кирпичиками, из которых выстраивается здания опытности и компетентности учителя. Не стоит преумалять значение педагогического коллектива, в котором работает учитель, контингент учащихся и их родителей. Здесь важна активная жизненная позиция учителя. При желании и стремлении всегда можно найти единомышленников. И опять же, проявлять пассивность и ожидать, а тем более фатально принимать данность – прямой путь к регрессу. Можно привести случаи, когда появление в школе даже одного креативного и энергичного учителя кардинальным образом изменяло ситуации в данной школе.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделяется развитию потенциала современного учителя, который является одним из основных ресурсов современной школы. Новая школа – это не только модернизированная материально-техническая база, но и новый тип учителя, который может обеспечить подготовку выпускника, способного быть конкурентоспособным и легко адаптируемым в этом обществе. Поэтому рассмотрю параллельно и в совокупности две формы развития потенциала учителя: традиционную и инновационную.

1) Непрерывное образование. Традиционными формами являются: занятия на очных или заочных курсах повышения квалификации как в своей школе, городе, так и выезд, например, в областной центр. Не умаляя значимость перечисленного, можно отметить некоторый отрицательный момент. Во-первых, временные затраты; во-вторых, небольшая масштабность; в-третьих, кратковременность и (или) недостаточная систематичность.

Инновационные подходы не только полностью ликвидируют, но и привносят в рассматриваемый процесс гораздо больше плюсов. Развитие информационных технологий предоставило учителю в последнее десятилетие фантастическую возможность: не покидая своего рабочего места посредством сети Интернет иметь доступ, оперировать информацией, размещенной в виртуальном мире, а также пользоваться предоставляемыми сетью возможностями. Особо привлекательным, с материальной точки зрения, является обеспеченная государством бесплатность для учителя сетевого времени в школе и доступность его по цене безлимитного тарифа в домашних условиях во многих пунктах России.

2) Непрерывное самообразование. К традиционным формам относится изучение печатной литературы – профессиональных изданий в виде книг, журналов, газет. Несомненные минусы: значительные материальные затраты, невозможность приобрести или получить на определенное время соответствующее издание. Инновационные формы предполагают использование информационных технологии и как ведущего средства опять же сети Интернет. Это доступ к виртуальным библиотекам: электронные версии профессиональных журналов и книг, разработки уроков и внеклассных мероприятий, тексты лекции и т.д. Важной особенностью сайтов с такими услугами является не только во многих случаях бесплатное и качественное предоставление информации, но и то, что можно не только пассивно использовать электронные ресурсы, но и разместить на сайтах свои разработки в электронном виде, поделившись своим профессиональным опытом. Безусловно, есть и платные сетевые услуги. Например, покупки через электронные магазины новейших учебных и справочных пособий, плакатов и т.д. Коммерческие сайты предлагают специфические для каждого предмета услуги.

3) Непрерывная актуализация самовыражения. Традиционная форма включает в себя семинары, круглые столы, практикумы, творческие мастерские, мастер-классы пр. Опять же поднимается вопрос о масштабности, охвате аудитории, материальных затратах на преодоление расстояний.

Инновационный характер деятельности учителя побуждает обращаться к современным средствам, не отвергая, но существенно дополняя традиционное. Уже несколько лет в сети существуют весьма информативные сайты  учителей, которые на добровольной основе приглашают коллег для обмена информацией, побуждают к активному сотрудничеству и общению, ведут форум, где каждый учитель может не только скачать информацию и получить консультацию, но и стать полноправным участником работы по совершенствованию содержания и форм обучения и развития.

Особый интерес вызывают в последние годы виртуальные сообщества учителей. Привлекает абсолютная свобода выбора. После регистрации можно участвовать в работе сообщества в любое время и в любом режиме активности. Виртуальные сообщества объединяют именно заинтересованных и сплоченных людей именно по причине своей добровольности, демократичности и продуктивности.

Что виртуальные сообщества могут дать учителю? Обмен мнениями, в том числе и в форме дискуссии, по интересующим вопросам; получение оперативных консультаций и помощи; обмен опытом с коллегами и установление личных контактов.

4) Непрерывное повышение результативности деятельности учителя. Главным аспектом деятельности учителя является каждодневное его участие в учебно-воспитательном процессе. Компоненты учебно-воспитательного процесса часто базируются на традиционных технологиях, использующих стандартные методы и формы проведения процесса обучения и воспитания, которые из-за известности не станем перечислять. Что же может предложить инновационный подход? Прежде всего, внедрение в процесс обучения последних достижений компьютерной техники. Это как отдельные электронные учебники, презентации, программы, а так же и масштабные учебно-методические электронные комплексы.

Применение наряду с этим программным обеспечением интерактивных досок с программной поддержкой, несомненно, способствует повышению качества работы учителя. Современный учитель обязан быть специалистом такого уровня, чтобы не только суметь применять данные новшества в своей работе, но и обеспечивать соответствующую поддержку тех или иных курсов и тем. Современный учитель должен уходить от традиционных взаимоотношения «учитель-ученик», делая ученика активным участником учебного процесса. Отношения должны строиться на основе трех «СО»: содействие, сотрудничество, сотворчество. Современный учитель должен применять различные технологии обучения в их комбинации в зависимости от множества факторов, проявляя учительское предвидение, гибкость и такт.

Перечислю некоторые из этих современных технологи: критического мышления, личностно-ориентированного подхода, компетентностного подхода, сетевые, модульного обучения и пр.

Таким образом, перед учителем постоянно стоит задача не останавливаться в своем развитии, совершенствоваться в своей работе, развивать свой профессиональный потенциал.

Образование в нашей стране стоит на пороге новых изменений. Ошибки учителей будут видны лишь через годы. Следовательно, мы, учителя, должны так соответствовать своей великой миссии, чтобы в будущем наши воспитанники могли способствовать процветанию нашей великой России.

Тенденции развития современного образования ставят на первое место задачу воспитания активной, творчески развитой личности, стремящейся к выявлению и наиболее полному проявлению своих способностей и внутренних ресурсов. Основной акцент модернизации образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности. Одним из механизмов, побуждающих педагога к профессионально-творческому саморазвитию, является инновационная деятельность.

Говоря о развитии инновационных процессов в российской образовательной системе, следует, прежде всего, уяснить смысл этого понятия. Понятие «инновационная деятельность» в отечественной литературе появилось в конце 80-х гг. XX в. Термин «инновация» происходит от лат. innovus (in – в, novus – новый, innovare – делать новое), означающего обновление или улучшение.

Применительно к производственной сфере, главным условием развития которой выступает прогресс науки и техники, инновация это изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые.

Применительно к педагогическому процессу применение термина «инновационная деятельность» правомочно, когда имеют место подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования. Педагогические инновации предполагают личностный и творческий аспекты организации учебного процесса, они охватывают все сферы образования.

Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение и своей необычностью, новизной заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Эти явления могут возникать не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребностей и т.д.

Инновационная деятельность рассматривается мной как особый вид человеческой деятельности, которому присущи черты, общие со всеми другими видами человеческой деятельности: субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, созидательность.

Инновационная деятельность оказывает значительное влияние на профессионально-творческое саморазвитие педагога. В моём понимании профессионально-творческое саморазвитие – это свойство личности, которое характеризуется потребностью в сознательном, качественном изменении себя как субъекта деятельности и становлении профессиональной позиции. Саморазвитие всегда начинается с потребности. Реализация потребности саморазвития выступает как способ разрешения противоречия между «собою – желаемым, нужным в данных условиях», и «собою – реальным». Она активизирует само созидание человека. Саморазвитие всегда связано с внутренним миром человека, активностью самой личности как источником саморазвития.

Многие ученые отводят феномену саморазвития личности статус фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом бытия, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. При этом саморазвитие рассматривается как что-то жизненно-необходимое, постоянно самовоспроизводящееся во всей деятельности человека. Саморазвитие обязательно связано с внутренней природой самого человека, а также с различными воздействиями окружающей действительности, на которые он так или иначе реагирует, на основе которых впоследствии определяется поведение человека. Саморазвитие личности зависит от активности субъекта деятельности, которая способствует развитию творческих начал и способностей человека, становлению его субъектной позиции.

Предположив, вслед В.И. Слободчиковым, что инновационная деятельность является высшим фактором саморазвития личности, я выявила следующие ее важнейшие характеристики. Являясь личностной категорией, инновационная деятельность:

  1. усиливает личностную составляющую профессионально-творческого саморазвития;
  2. выступает как созидательный процесс по преобразованию педагогической действительности и личности педагога;
  3.  влияет психологическими механизмами, порождающими саму инновационную деятельность, на его профессионально-творческое саморазвитие;
  4. актуализирует систему ценностей, углубляет ценностные ориентации, способствует духовно-нравственному само укреплению личности;
  5. создает возможность обретения значительного статуса в педагогическом сообществе;
  6. способствует самореализации личности педагога в инновационном образовательном пространстве учебного заведения.

Инновационная деятельность педагога представляется нам как личностное своеобразие, определяющее уровень профессионально-творческого саморазвития, степень восприимчивости к педагогическим инновациям, характер и особенности создания авторской концепции, уровень ее реализации.

Педагогическая сущность профессионально-творческого саморазвития педагога в ходе инновационной деятельности представляется нам через создание условий для его личностно-профессионального саморазвития. Я понимаю под этим процессом систему профессиональной деятельности, направленную на создание специальных педагогических условий для успешного профессионально-творческого саморазвития педагога, включенного в инновационную деятельность, способствующую самоукреплению его личности как условия и средства постоянного наращивания его потенциалов.

Профессионально-творческое саморазвитие педагога рассматривается мной через включенность в инновационную деятельность, характеризующую степень реализации идей инновационного образования, требующую активного использования интеллектуальных, духовных и физических сил, интенсивного участия личности во всей ее целостности в инновационной деятельности.

Продуктивность влияния инновационной деятельности на профессионально-творческое саморазвитие педагога зависит от внешних и внутренних мотивов. К ним можно отнести:

– внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за те или иные элементы (а иногда и всю деятельность) по внедрению инноваций (материальное вознаграждение, удовлетворительные условия труда и режим работы и т. д.);

– мотивы внешнего самоутверждения педагога (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). Эти мотивы можно назвать мотивами престижа;

– профессиональные мотивы, которые в наиболее общем виде предстают, как желание передавать знания и личностные качества окружающим. Адекватно профессионально мотивированные педагоги наиболее последовательны и настойчивы. Для них характерен поиск инновационных форм и методов работы, осмысления своей деятельности, создание собственных концепций и т.д. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности;

– мотивы личностной самоактуализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, кем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности, а тем более осознанно. Педагоги, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности профессионально-творческого саморазвития. Профессиональная деятельность предстает как повод к реализации себя как личности и профессионала.

Эффективность инновационной деятельности в плане профессионально-творческого саморазвития зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам профессионально-творческого саморазвития личности педагога в условиях инновационной деятельности я отношу гуманистическую направленность образовательного процесса, педагогического сопровождения профессионально-творческого саморазвития педагога, ориентации педагогического сообщества на личностный рост.

К внутренним факторам профессионально-творческого саморазвития личности педагога я отношу гуманистическую направленность личности и мотивационную готовность педагога к инновационной деятельности и профессионально-творческому саморазвитию, профессиональную компетентность педагога, его способность быть субъектом инновационной деятельности и собственного развития.

Для повышения эффективности действия данных факторов мной выявлены следующие условия:

– обеспечение информированности педагога о сущности и механизмах инноваций, профессионально-творческом саморазвитии и овладении личностно-значимыми способами этого саморазвития;

– поддержка самодеятельного включения педагога в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя;

– ориентация системы управления учебным заведением на профессионально-творческое саморазвитие педагога и его личностный рост.

Инновационная образовательная среда учебного заведения, рассматриваемая мной как фактор включенности педагога в инновационную деятельность, усиливает действенность последнего условия. Инновационная образовательная среда – это пространство совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется инновационная деятельность по созиданию окружающей действительности и самого человека; результат деятельности созидательного и интеграционного характера, отличающегося степенью инновирования. Влияние инновационной среды на личность педагога обусловлено восприятием ее самим педагогом, включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Главными показателями продуктивности инновационной среды учебного заведения являются уровень восприятия этой среды, эффективность ее освоения, развитие и саморазвитие личности педагога. В создании и реализации потенциала инновационной среды учебного заведения важная роль принадлежит администрации, творчески работающим педагогам, всему педагогическому сообществу учебного заведения.

Выявленные условия могут быть созданы, если будет активизирующая инновационная образовательная среда учебного заведения. Необходимы свобода в выборе пути преобразования педагогической действительности, наличие доброжелательного микроклимата, способствующего личностному росту всех участников инновационной деятельности.

Непрерывное профессиональное образование  Мингалевой С.В.

2003  год - Свидетельство "Пользователь персонального компьютера" Институт управления, информации и бизнеса от 29.01.2003

2007 год - Сертификат пользователя "Консультант Плюс. Технология ПРОФ"

2011  год - Сертификат "Основы компьютерного дизайна" в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования"от 10.12.2011

- Сертификат пользователя "Консультант Плюс. Технология ПРОФ"

2013  год - Сертификат краткосрочного повышения квалификации по программе "Технология  работы на интерактивной доске SMART",февраль 2013
- Сертификат участника семинара "ИКТ - компетентность учителя в проектировании урока" с использованием дистанционных образовательных технологий, апрель 2013
- Сертификат краткосрочного повышения квалификации по программе "Создание интерактивных ресурсов  в PowerPoint",май 2013

- Сертификат краткосрочного повышения квалификации по программе "Порт фолио как средство оценки профессиональных компетенций учителя", 28.11 2013

- Сертификат краткосрочного повышения квалификации по программе "Разработка сайта как портфолио педагога ", 11.10. 2013

- Сертификат краткосрочного повышения квалификации по программе "Создание фильма в программе Windows MovieMaker», 30.10.2013

- Сертификат  семинара – практикума «Формирование универсальных учебных действий», 29.05.2013

- Сертификат пользователя "Консультант Плюс. Технология ПРОФ"

- Свидетельство о включении во "Всероссийский онлайновый педагогический совет" (НП ЭС "РЭОС" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ),2013

2014  год  - Сертификат участника семинара «Оформление портфолио для участия в конкурсных мероприятиях», Сыктывкар, от 28.03.2014

Литература

1. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособ. / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 560 с.

2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация.

Публичная презентация работы учителя по самообразованию....

Публичная презентация результатов профессиональной деятельности

Перед каждым классным руководителем стоят практически одни и те же вопросы:  Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия ...

Публичная презентация результатов профессиональной деятельности (субъективизация)

Представлен опыт работы в учебно - воспитательном процесе...

Публичная презентация

Из опыта работы учителя начальных классов...

Публичная презентация на конкурс лучших учителей

В презентации представлен материал работы учителя за 25 лет....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....