Метод творческих проектов в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Славинская Мария Александровна

            Школа будущего – школа проектов!

Проект - это "пять П": Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. 
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metod_tvorcheskih_proektov.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, пр. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации. Метод проектов - отнюдь не универсальный способ разом решить все сложные дидактические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения.

Слайд 2

ПРОЕКТ Слово очень популярное в наши дни. Мы охотно употребляем его, когда речь идет о человеке, у которого всегда наготове какая-нибудь идея, быстро становящаяся проектом. Воплощению проекта в жизнь могут помешать возникающие на пути разнообразные проблемы. Слово проблема употребляется нами тоже нередко, и особенно там, где мы как раз не хотели бы видеть проблем: «без проблем», «по p roblem », « kein Problem »...

Слайд 3

История метода проектов Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе, в частности, отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России педагогические идеи, связываемые, прежде всего, с именем Дж. Дьюи, первым, наверное, реализовал на практике С.Т.Шацкий с товарищами, начав в 1905 году свою длительную работу. Творческий процесс был прерван постановлением ЦКВКП (б) в1932году. Вот, например, какие проекты описывают в своей книге "Педагогические ориентиры успеха" Е.И. Казакова и Е.С.Заир-Бек. В Россию метод проектов вернулся в начале 90х гг. XX века, как метод развивающий активность, самостоятельность и творческую активность ребенка.

Слайд 4

Цели и задачи проекта ТРЕБОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧНОСТЬ Задача желаемый результат деятельности, достигнутый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата. РАНЖИРУЕМОСТЬ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ Цель желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени

Слайд 5

Общие требования к учебным проектам. Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который: - оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, планкарта, постер, фильм, выставка, праздник и др. - публично защищается (презентуется) - должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы - получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии) представлен по необходимости в печатном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы - оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль) - рассчитан на взыскательное читательское и зрительское восприятие содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

Слайд 6

Этапы выполнения проекта Организационно - подготовительный этап Технологический этап Заключительный этап Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материалов. Составление технологической карты. Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль деятельности. Соблюдение технологической дисциплины. Сборка изделия. Контроль и испытания изделия. Корректирование конструкторско-технологической документации. Подведение итогов. Защита проекта. Творческий проект

Слайд 7

Основные черты проекта Прямая связь с актуальными потребностями и объективными условиями «Задачный» характер Наукоемкий характер Практико-ориентированный характер Интеллектуальный характер Информационный характер Интеграционный характер Отнесенность проекта к будущему Ориентация проекта на желаемое состояние в будущем Представление проекта как системы средств достижения будущего Определенность начала и окончания проектной работы Четко и ясно сформулированные критерии эффективности

Слайд 8

Соотношение характеристик проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности Характеристики деятельности Проектная деятельность школьников Проектная профессиональная деятельность 1. Мотивация Познавательно-социальная Социальная 2. Цель Развитие личности через усвоение знаний, умений, навыков Выработка общественно ценного продукта 3. Результат Реальное изделие или услуга Технический проект 4. Средства Учебные знания, умения, навыки Специальные профессиональные знания, умения и навыки 5. Объекты управления Все этапы проектной деятельности Тема проекта

Слайд 9

Отношения между основными понятиями, связанными с содержанием понятия проектной деятельности школьников, показаны на рис. 1. 1 2 3 4 Рис. 1. Отношение между понятиями, связанными с проектной деятельностью школьников; 1 – «проект», 2 – «проектирование», 3 – «проектировочная деятельность», 4 – «проектная деятельность школьников».

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий

Слайд 11

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчет в том, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки: 1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и др. 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта.

Слайд 12

Виды проектов учащихся № п/п Критерии Виды проектов 1. Содержание проекта Интеллектуальные (описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки и др.); Материальные (изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств); Экологические (очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов, сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися); Сервисные (сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благоустройство жилья, оказание услуг); Комплексные (включают интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие) 2. Доминирующий метод Исследовательские, творческие, приключенческие игровые, информационные, практико-ориентированные Характер контактов Внутренние и международные

Слайд 13

3 Межпредметные связи Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Характер координации проекта Проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией 4 Включенность проектов в учебные планы Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) 5 Продолжительность выполнения проекта Мини-проекты (краткосрочные) (несколько недель); Средней продолжительности ( среднесрочные) (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года) 6 Количество участников проекта Коллективные ; Индивидуальные ; Групповые

Слайд 14

Телекоммуникационные проекты Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Наибольший интерес международные проекты представляют для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, возникают реальные условия для межкультурного общения. Как свидетельствует международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран.

Слайд 15

Проекты по искусствознанию. Работы должны содержать не только сведения по истории искусства, но и собственный искусствоведческий аналитический материал. Во время подготовки проектов в качестве источников используются искусствоведческие и исторические исследования, биографические описания, репродукции, фотографии, рисунки, гравюры, репринтные издания и пр. - Проекты могут быть выполнены в форме путеводителя, фотоальбома, каталога, проспекта экскурсии, постера и т.д. - К проектам прилагаются иллюстративные материалы с соответствующими подрисуночными подписями

Слайд 16

Прикладные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, организации); справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект оформления школьного двора и т.д. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функции каждого из учеников; Описание экологического проекта «Наш дом. Наш двор». Миссия проекта: воспитание у учеников бережного отношения к Дому, чувства личной причастности к его строительству и обустройству. Назначение проекта: предложить новые оригинальные, экономически выгодные идеи для решения комплекса проблем, связанных с организацией интерьеров школы и школьного двора.

Слайд 17

Тематика межпредметных исследовательских проектов (на примере литературы и смежных дисциплин Тематика межпредметных исследовательских проектов (на примере литературы и смежных дисциплин). Темы исследовательских сочинений: 1. Место русской литературы XVIII века в общей картине отечественной литературы. 2. Почему начало XIX века называют «золотым веком» русской поэзии? 3. Почему е русской литературе первенство всегда оставалось за Пушкиным? 4. Пушкин - великий завершитель и великий начинатель большого пути русской литературы. 5. Образы бушующих стихий в творчестве А.С. Пушкина 6.Концепция бессмертия зла и вечной борьбы с ним (по романтическим поэмам М.Ю. Лермонтова). 7. О праве литературы на обличение общественных пороков, о природе зла и законах его изображения в литературе. 8. Три типа русской прозы (напр., А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В Гоголь). 9. Некрасов - поэт одной темы?

Слайд 18

Банк проектов

Слайд 19

Банк проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)

Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Доклад на тему: «Творческие проекты в начальной школе"

Проекты в младших классах – это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоят...

Творческий проект "Спасибо, начальная школа"

Разделить радость по окончанию начальной школы выпускники 4 класса  приглашают учителей, воспитателей, логопедов, родителей, обслуживающий персонал...

«Коллективный творческий проект в начальной школе»

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности...

Статья. Использование метода творческих проектов в кружковой работе по технологии в начальных классах

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.Система дополнительного образования имеет все возможности для того...