Анализ ШМО начальных классов за год
материал на тему

Материал содержит годовой анализ работы методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_shmo.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

         АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014-2015 уч. г.

Анализ работы МО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей на 2015-2016 учебный год, определения путей совершенствования работы МО учителей начальной школы. Одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности образовательного процесса в школе. С 2011 г. в первых классах началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Решению вышеозначенных задач способствует работа МО учителей начальных классов. Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, который представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Основная научно-методическая тема, над которой работает коллектив МО учителей начальных классов «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».

Приоритетная цель деятельности МО: Направить работу на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС НОО путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Задачи деятельности МО:  

1. Повышение научно – теоретического и методического мастерства учителей начальных классов и воспитателей ГПД через внедрение в практическую работу проектно-исследовательской деятельности.

2. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД

3. Разнообразить формы работы на уроках через использование ИКТ при подготовке и проведении уроков курсов внеурочной деятельности.

4. Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.

5. Совершенствование формы работы с одарёнными детьми.

6. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

Приоритетные направления в работе МО:  

  • Обеспечение развития педагогического мастерства учителей, повышение их мотивации самосовершенствования в рамках внедрения ФГОС.
  •   Совершенствование технологии проверки качества обученности учащихся с учётом создания условий для их самореализации в учебной деятельности.
  •  Совершенствование учебного процесса на основе обновления содержания образования и внедрения новых образовательных технологий и ФГОС;
  •   Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня и совершенствованию педагогического мастерства учителей;
  •   Изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей МО;
  •   Разработка методических рекомендаций, пособий;
  •   Подготовка и проведение предметных дней, недель, декад; интеллектуальных марафонов, олимпиад; внеклассных мероприятий по предметам МО;
  •  Посещение и анализ учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО;  
  • В своей деятельности МО учителей начальных классов руководствуется федеральными

В своей деятельности МО учителей начальных классов руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями ИМЦ и конкретными целями и задачами, стоящими перед коллективом начальной школы. Исходя из поставленной цели работы МО учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки, мастерские, семинары, работа творческих групп.

Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов МО и их заинтересованности в составе 16 учителей начальных классов и 6 воспитателей ГПД.

             Кадровый состав учителей и воспитателей ГПД:

Класс

            Фамилия, имя, отчество

Категория

1 «а»

нет

1 «б»

1

1 «в»

высшая

1 «г»

высшая

2 «а»

1

2 «б»

нет

2 «в»

нет

3 «а»

высшая

3 «б»

высшая

3 «в»

нет

3 «г»

1

4 «а»

высшая

4 «б»

1

4 «в»

высшая

4 «г»

нет

4 «а»

высшая

ГПД

высшая

ГПД

1

ГПД

1

ГПД

нет

ГПД

нет

ГПД

нет

 Из 16 учителей высшую квалификационную категорию имеют 7 человек, первую квалификационную категорию – 4 человека, без категории – 5 человек. Из воспитателей ГПД 1 человек имеет высшую категорию, 2 человека – первую, 3 человека без категории.

                        Результативность самообразовательной работы.

 Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Систематически активно шла работа по самообразованию учителей. Для работы были выбраны темы, актуальные для МО. Учителя разрабатывают уроки с применением ИКТ, технологий системно-деятельностного подхода, обмениваются опытом на МО, семинарах, конференциях разного уровня. Также на протяжении всего года учителя проходили курсы повышения квалификации (таблица)

Фамилия, имя, отчество учителя

Тема по самообразованию

Мероприятия (семинары, уроки, мастер-класс, выступления на МО, педсоветах)

Курсы повышения квалификации

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми (МО)

РГЦОК «Квалификационное испытание на определение уровня владения ПК»

Внеурочная деятельность по курсу «Мир музеев»

РГЦОК «Квалификационное испытание на определение уровня владения ПК»

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков

День открытых дверей в гимназии – урок окружающего мира (для родителей)

Использование ИКТ при проведении курсов внеурочной деятельности.

(МО)

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС

Методическая неделя в гимназии «Мастер-класс»,

Выступление на пед.совете

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

День открытых дверей в гимназии – урок русского языка (для родителей)

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС

ИКТ Школа дистанционного обучения (36 ч)

Использование технологических карт на уроках литературного чтения

Районный семинар учителей математики «Технологическая карта на уроке в начальной школе»

ОРКСЭ (72ч)

ИМЦ Приморского района

Организация ВУД по математике

День открытых дверей в гимназии – урок математики (для родителей)

ОРКСЭ (72ч)

ИМЦ Приморского района

Проблемное обучение, как условие развития познавательной деятельности.

ОРКСЭ (72ч)

ИМЦ Приморского района

Использование ИКТ в начальной школе

Конкурс педагогического мастерства (1 место в районе)

«Культурное пространство СПб» (открытое районное мероприятие)

ОРКСЭ (72ч)

ИМЦ Приморского района

Групповая работа как средство формирования УУД.

День открытых дверей в гимназии – урок чтения (для родителей)

Методическая неделя в гимназии «Мастер-класс»

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС

Групповая работа как средство формирования УУД.

Портфолио ученика как средство мониторинга деятельности обучающегося. (МО)

Работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми (МО)

«Психолого-педагогическая компетентность педагога» (72 ч)

Интернет курсы АНО «Центр дополнительного образования «Профессионал-Р»

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

«Новые технологии обучения чтению»

Посещение уроков руководителем МО, организация взаимопосещения уроков.

 Большой вклад в повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры учителя вносит система взаимопосещений и открытых уроков. В течение всего года велась работа по обмену опытом среди педагогов начальной школы. В начале 2014 учебного года были выбраны новые схемы анализа урока, позволяющие более эффективно провести анализ деятельности учителя и обучающихся. Заместителем директора по УВР и руководителем МО начальных классов в год посещается по 2-3 урока каждого учителя согласно графику. После проведения урока учитель анализирует, руководитель МО при необходимости дает рекомендации. На методическом объединении анализируются положительные стороны посещенных уроков, рекомендуются для публикации в сетевых сообществах. На открытых уроках учителя заполняют «Лист наблюдения и оценку урока» и анализируют их. Систематически посещаем районные семинары и уроки учителей других школ района и проводим анализ, посещенных уроков в рамках МО, вырабатываются рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Фамилия, имя, отчество учителя

       Взаимопосещение уроков

      Качество знаний, степень обученности обучающихся по предметам.

 Вся работа методического объединения учителей начальных классов направлена на решение задачи повышения качества учебно – воспитательного процесса и совершенствование образовательного пространства. В течение учебного года в начальной школе осуществляется педагогический мониторинг. Одним из его этапов являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения. Анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам позволяет выявить недостатки в работе педагогического коллектива по обучению учащихся, их причины. Проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обученности по русскому языку и математике в виде административных контрольных работ. Мониторинг степени готовности выпускников начальной школы к обучению  на второй ступени осуществляется согласно программе по преемственности между начальным и средним звеном.

В начальной школе в 2014-2015 г.г. обучалось 322 человека, обучающихся по общеобразовательным программам «Школа 2100», «Школа 21 века».

В диаграмме представлена успеваемость учащихся начальных классов за год.

 

Класс

Отличники

Хорошисты

Удовлетворит.

Неудовлетвор.

% успеваемости

% качество знаний

1 «а»

100

1 «б»

100

1 «в»

100

1 «г»

100

2 «а»

11

16

5

0

100

84

2 «б»

1

18

11

0

100

63

2 «в»

5

15

9

0

100

69

3 «а»

5

23

5

0

100

85

3 «б»

7

12

11

0

100

63

3 «в»

5

17

8

0

100

73

3 «г»

4

9

9

0

100

60

4 «а»

4

15

12

0

100

61

4 «б»

1

14

11

0

100

57

4 «в»

4

22

1

0

100

96

4 «г»

0

10

12

0

100

45

 Итого: 47       171    104       0        

Вывод: по итогам года успеваемость составила 100%, средний показатель качества знаний 68%

Сравнительный анализ результатов качественной успеваемости по предметам показал

             Математика                                                  Русский язык                                        

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

 2 «а»

13

17

2

0

94

 2 «а»

12

16

4

0

87

2 «б»

2

22

6

0

80

2 «б»

1

18

11

0

63

2 «в»

5

17

7

0

76

2 «в»

5

14

10

0

65

3 «а»

6

23

4

0

88

3 «а»

8

21

4

0

88

3 «б»

9

16

5

0

83

3 «б»

8

11

11

0

63

3 «в»

5

18

7

0

76

3 «в»

6

19

5

0

83

3 «г»

4

10

8

0

64

3 «г»

5

12

5

0

77

4 «а»

7

16

8

0

74

4 «а»

4

17

10

0

68

4 «б»

1

13

14

0

50

4 «б»

2

14

11

0

59

 4 «в»

7

19

1

0

96

 4 «в»

4

22

1

0

96

4 «г»

0

12

10

0

55

4 «г»

0

13

9

0

59

 

       Литературное чтение                               Окружающий мир                                        

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

 2 «а»

24

8

0

0

100

 2 «а»

18

14

0

0

100

2 «б»

10

19

1

0

96

2 «б»

3

22

5

0

83

2 «в»

19

8

2

0

93

2 «в»

17

11

1

0

96

3 «а»

25

8

0

0

100

3 «а»

20

13

0

0

100

3 «б»

20

10

0

0

100

3 «б»

27

3

0

0

100

3 «в»

23

7

0

0

100

3 «в»

15

15

0

0

100

3 «г»

9

13

0

0

100

3 «г»

8

13

1

0

96

4 «а»

21

8

2

0

93

4 «а»

22

8

1

0

96

4 «б»

10

14

4

0

86

4 «б»

13

12

3

0

89

 4 «в»

26

1

0

0

100

 4 «в»

15

12

0

0

100

4 «г»

9

11

2

0

90

4 «г»

2

16

5

0

78

 

            Качество знаний по математике.

             Качество знаний по русскому языку.

 

               Качество знаний по литературному чтению.

              Качество знаний по окружающему миру.

Вывод: средний показатель качества знаний по математике составил 76%, по русскому языку 73%, по литературному чтению 96%, по окружающему миру 94%.

Однако существует проблема низкого качества знаний в некоторых классах (4 «г» , 4 «б»). Это объясняется слабой мотивацией учеников, большим количеством детей с проблемами логопедического характера. Учителям даны рекомендации по подготовке разноуровневых заданий, привлечение служб сопровождения.

Работа со слабоуспевающими учащимися по учебным предметам:

На каждого слабоуспевающего учащегося учителями составлен план индивидуальной работы, в котором дана характеристика ученика, по каким темам у него затруднения, проводятся дополнительные занятия, профилактические беседы классных руководителей и администрации школы с обучающимися и их родителями;  соц.педагогом  из группы риска проведены беседы, диагностики. Для слабоуспевающих учащихся учителями составляются карточки-помощники при написании изложений и сочинений, карточки с дифференцированными заданиями, в которых показаны приемы работы над примерами и задачами.

Работа с одарёнными детьми

 Ежегодно пополняется банк данных по одарённым детям.  Учащиеся начальных классов принимают активное участие во всероссийских и международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно», «Пегас» по литературному чтению; школьных и районных конкурсах.

Результаты участия начальной школы в олимпиадах, конференциях, конкурсах для интеллектуально одаренных и творческих детей различных уровней:

Класс

Олимпиады, конкурсы

Результативность

1 «а»

Всероссийский конкурс по математике «Продлёнка»

АБВГДЕйка

1-3 места

1 «б»

Всероссийский конкурс по математике «Продлёнка»

1,2 места

1 «в»

Всероссийский конкурс по математике «Продлёнка»

1,2 места

1 «г»

Всероссийский конкурс по математике «Продлёнка»

3 место

2 «а»

«Медвежонок»,

«Кенгуру»,

Интернет-олимпиада по музейной педагогике

Открытые Российские математические интернет-олимпиады

Олимпиада заочного кружка (лицей №30)

1,2 место

Дипломы 1 и 2 степеней

1 место

2 «б»

Интернет-олимпиада по музейной педагогике

3 место в городе

2 «в»

Интернет-Олимпиада

«Русский музей»

2 место в городе

3 «а»

«Эрудиты планеты»

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»

3 место в гимназии

1,2,3 место в гимназии

3 «б»

«Русский медвежонок»,

«Золотое Руно»

2 место в гимназии

1 место в России

3 «в»

«Русский медвежонок»,

«Золотое Руно»

«Пегас»

«Кенгуру»

«Эрудиты планеты»

3 место в гимназии

1 место в гимназии

3 «г»

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»,

«Международная интернет-олимпиада по предметам: математика

                   окр.мир

                   русский язык»

«Международный блиц-турнир с М. Поташевым»

«Эрудиты планеты»

2 место в гимназии

1 место (2 человека)

2 место (5 человек)

3 место (5 человек)

Участие

12 место

4 «а»

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»,

«Золотое Руно»

Олимпиада «Мир Музея»

Конкурс по истории МХК

1 место в России

2 место в городе

лауреат

4 «б»

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»,

4 «в»

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»,

4 «г»

Районный конкурс чтецов произведений М.Ю. Лермонтова

2 место в районе

                                     Внеурочная работа.

 Цель внеурочной деятельности, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи:

·        развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·        создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·        развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·        создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·        развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·        расширение рамок общения в социуме.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:  

  1. спортивно-оздоровительное,
  2. духовно-нравственное,
  3. социальное,
  4. общеинтеллектуальное,
  5. общекультурное,

Для реализации этих направлений учителями начальных классов были разработаны программы по ВУД. Это:

  • риторика
  • информатика
  • история города
  • «Если хочешь быть здоров»
  • «Занимательная математика»
  • «Этикет. Азбука добра» и др.

Характерной чертой системы работы начальной школы являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. В этом учебном году было проведено 3 предметных недели (по математике, русскому языку, чтению), которые позволяют углубить и расширить знания учащихся во внеурочной деятельности, применить нестандартные формы работы с детьми, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребенку проявить свой талант. Особое значение при проведении предметной недели приобретают формы учебно- воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. Это формы работы, которые соединяют в себе обучение и воспитание в единый процесс:

 – нетрадиционные занятия;

– дидактические сказки - путешествия в предмет;

– организация выставок учеников,

– олимпиады по предмету,

 – тематические конкурсы.

Результаты проведения предметных недель: – учащиеся показали хорошие знания по предметам (по результатам олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр), умения применять знания в различных ситуациях, неординарные решения трудных вопросов; – интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся (массовость - не менее 80 % от общего количества учащихся); – учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, что способствует развитию творчества и профессионального роста самого учителя. Нет классов, которые бы совсем не принимали участие в предметных неделях. Следует отметить, активное участие первоклассников, что свидетельствует об их успешной адаптации к школьной деятельности. На предметных неделях прошли конкурсы газет, выставки поделок, рисунков и плакатов, инсценировки по математике, русскому языку.

 Работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта

Методическое объединение систематически проводит работу по распространению своего опыта.

Фамилия, имя, отчество учителя

  Распространение опыта

Бирюкова Оксана Александровна

Социальная сеть работников образования

Кудряшова Елена Владимировна

Социальная сеть работников образования

Казачкова Вера Александровна

Соколова Светлана Владимировна

ИМЦ Приморского района «Буква Р» (1 класс)

Клочкова Наталия Николаевна

Социальная сеть работников образования

Коротоножкина Инна Михайловна

Сударева Юлия Александровна

Тамберг Анна Юрьевна

Конкурс технологических карт урока (городской уровень)

Бутенко Нина Александровна

Борисова Алла Гордеевна

Хоронжук Эльвира Викторовна

«1.2,3,4.5.. идём по городу гулять» - внеурочное мероприятие (методическая разработка) Сайт Инфоурок

Презентации к урокам (Социальная сеть работников образования)

Скулябина Полина Алексеевна

Социальная сеть работников образования

Новикова Татьяна Сергеевна

Царик Елена Ивановна

Социальная сеть работников образования

Дикова Галина Александровна

Стебловская Валерия Валентиновна

 

              Проведение заседаний методического объединения.

 Документация ведется полностью в соответствии с Положением о методическом объединении, а также дополнительные документы необходимые для работы. Все заседания методического объединения проводятся согласно плану работы. При проведении заседаний выделяются основные вопросы, решающие основные задачи. В 2014/2015 учебном году запланировано проведение 5 заседаний МО. Выполнение решений заседаний контролируется, отслеживаются результаты деятельности педагогов — участников методического объединения руководителем МО начальных классов и зам.директора по УВР. На заседаниях МО рассматривались нормативно-правовые документы, программно–методические документы и методическая обеспеченность к началу учебного года, утверждены рабочие программы на текущий учебный год учителей начальных классов и учителей- предметников, подведены итоги работы по внедрению стандарта второго поколения в 1-4 классах, изучили  технологии, поделились информацией с районных, межрайонных семинаров, фестивалей, областных и конференций. Учителя, работающие в 1-4 классах, поделились опытом своей работы в организации диагностики УУД, развитии УУД в условиях внедрения ФГОС, о сущности и содержании УУД на уроках, познакомили с результатами деятельности учащихся за год в сравнении со стартовыми умениями.

Выводы: считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна. За последнее время работа методического объединения стала более результативной, продуманной.

  • Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу.
  • Овладевали навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий обучения и контроля.
  • Повышали свою квалификацию
  • Обменивались и распространяли опыт
  • Велась работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма.
  • На протяжении всего года проходило взаимопосещение и система открытых уроков
  • Организована была работа со слабоуспевающими и одарёнными детьми

 Задачи, поставленные перед МО, реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты. Анализируя работу МО, необходимо отметить, что все учителя вели работу на профессиональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ШМО начальных классов за 2011-12 г.

Просмотрела много анализов в интернете и сделала так....

Анализ ШМО начальные классы

2012-2013 учебный год...

Анализ МО начальных классов

Анализ методической работы начальных классов за 2013-2014 учебный год....

АНАЛИЗ РМО начальные классы 2014 год

     В школах Правобережного района  в начальной школе  преподает 105 учителей. Из которых 58 учителей работают в школах города Беслана, 47 учителей в сельских школах....

Анализ недели начальных классов 2015-2016 учебный год

В документе представлен подробный анализ открытых уроков и внеклассных мероприятий проведенных в течении недели начальных классов....

Анализ МО начальных классов МОУ «СОШ с.Моховое» за 2011 – 2012учебный год

Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ...

Проблемно-ориентированный анализ МО начальных классов

Проблемно-ориентированный анализ методического объединения начальных классов...