Анализ МО начальных классов МОУ «СОШ с.Моховое» за 2011 – 2012учебный год
материал на тему

Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_nachalnyh_klassov.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ МО начальных классов

МОУ «СОШ с.Моховое»

за 2011 – 2012учебный год

         Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

   В 2011-2012учебном году методическое объединение начальных классов  работало  над темой “Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников”.

       Руководствуясь нормативными документами, программами и ФГОС, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

  • Обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации;
  • Создание необходимых условий для реализации образовательной программы школы;
  • Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями;
  • Повысить методический уровень проведения всех видов занятий, способствующий повышению качества знаний;
  • Продолжить работу над темой методического объединения.

        Данные задачи были реализованы посредством соединения классной работы и внеклассной внеурочной деятельности. Это дает возможность успешно обучать и воспитывать детей, грамотно планировать коллективную и индивидуальную, групповую и коррекционную работу с учащимися.  Работа в данном направлении формирует учебную самостоятельность учащихся, мотивацию и стимулирование, развивает речевую деятельность.

     Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы,  стоящие перед МО.  Было проведено 4 заседания МО .

    Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к теме, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.

                  Традиционными стало проведение заседаний МО в форме "круглого стола", практикумов, дискуссий. Учителя активно участвуют в подготовке заседаний и обсуждении проблем, никто не остается пассивным слушателем.

- ФГОС начального образования-испытания практикой.

Особенности адаптпции первоклассников к условиям школы. (Панина Н.Н.)

- Организация работы учащихся с тетрадями на печатной основе , как одно из условий для развития индивидуальности каждого ребёнка  (Костюренко Н.В.)

- Современные требования к организации образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС» (Тюхно Т.Г.)

        В 2011-2012 учебном году в начальной школе работало 4 класса по программе (1-4). В школе успешно осуществлялась работа с учащимися по  системе «Начальная школа 21 века», что позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

   

      Методическое объединение состоит из 3 учителей начальных классов.

       Все учителя вели преподавание согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.  Систематически ведётся работа по самообразованию педагогов. У каждого разработан план самообразования по определённым  темам.

- «Методы  изучения таблицы умножения в начальных классах»

 (Панина Н.Н.»

- «Развитие логическог мышления на уроках в начальной школе» (Костюренко Н.В.)

- «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся»

(Тюхно Т.Г.)

                   Сведения о публикациях учителей

Ф.И.О. учителя

Год

Название статьи выполненной работы

Где опубликован

Тюхно   Т.Г.

2011

«Новые образовательные стандарты проблемы реализации»

Сайт работников образования

Панина Н.Н.

2012

Разработка классного часа

«Души прекрасные порывы» Страна Вежливости

Сайт работников образования

        Педагогические технологии, используемые учителями школы для достижения высоких образовательных результатов, позволяют обеспечить дифференциацию, личностную ориентацию содержания образования, его деятельностный характер, направленность на формирование способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, формируют ключевые компетенции – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В своей педагогической работе учителя начальных классов используют следующие педагогические технологии:

Название технологий

Панина Н.Н.

Костюренко Н.В.

Тюхно Т .Г.

Игровые технологии

+

+

+

Личностно-ориентированное развивающее обучение

+

+

+

Метод проектов

+

+

+

Здоровье сберегающие технологии

+

+

+

Технология обучения и сотрудничество

+

+

Информационно -коммуникативные

+

+

Технология оптимальное сочетание форм учебной работы на уроках разного типа

+

+

        Педагоги владеют различными организационными формами диагностической деятельности, методикой проведения уроков разных типов, в т.ч. и нетрадиционных, методикой проведения анализа учебно-методическй работы.

          Уроки и внеклассные мероприятия выше названных учителей отличаются высоким уровнем педагогического мастерства, творческой активностью детей, демократическим стилем общения.

     

       В связи с переходом к новым  образовательным стандартам  в 2011 – 2012 году учителя  прошли курсы  « Реализация федерального государственного  стандарта начального общего образования».

Были аттестованы на первую квалификационную категории два учителя Панина Н.Н.. Тюхно Т.Г.

Анализ владения информационных технологий

Ф.И.О. учителей

Владение информационными технологиями

очень хорошо владеющие

средне владеющие

не владеющие

Панина Н. Н.

+

КостюренкоН.В.

+

Тюхно Т.Г.

+

  Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, педсоветах в 2011– 2012

    Посетили семинары и участвовали в конкурсах и заняли призовые места по темам:

Конкурс методических разработок классного часа  «Война в судьбе моей семье» - Панина Н.Н.

Конкурс учебно-практических проектов «Природа и человек» – Тюхно Т.Г.

Результаты обучения в 2011-2012 году следующие:

       

Чтение

2 класс

Цель: осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3 класс

Цель: Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4 класс  .

Цель: Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Анализ состояния преподавания и уровня обученности учащихся начальной школы за 2011 – 2012 учебный год

Русский язык.

Анализ итогов административного контрольного диктанта с грамматическим заданием показал, что:

  • С диктантом справилось 97% учащихся 2-4 классов;
  • На “5” и “4” диктант написали 53% учащихся;
  • С грамматическим заданием справилось 86% учащихся.

Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:

  • Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов – 32%;
  • Написание безударной гласной, проверяемой ударением – 44%;
  • Падежные окончания существительных (4 классы) – 20%;
  • Звонкие и глухие согласные – 24%.

Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

  • Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
  • Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
  • Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике;
  • Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
  • Ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся.

       Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Рекомендации:

В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:

  • Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
  • Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  • Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
  • Повысить ответственность логопедической службы за преодоление учащимися дефектов речи.
  • Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

Математика.

Анализ итогов административной комбинированной контрольной работы по математике в 2-4 классах показал, что:

  • С контрольной работой справилось 90, 4%учащихся;
  • С решением составной арифметической задачи справилось 69% учащихся 4-х классов;
  • С решением задачи с геометрическим содержанием справилось 71% учащихся;

        Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
  • Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
  • Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
  • Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
  • Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
  • Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
  • Недостаточно прочно отработать приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
  • Невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.

        Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

Рекомендации:

В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:

  1. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
  2. Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  3. Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
  4. Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий:
  5. Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть;
  6. Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
  7. Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  8. Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.

Чтение.

По итогам административной проверки за уровнем сформированности у учащихся 1 ступени обучения навыков чтения отмечалось, что:

  • Незнакомый текст читают способом, соответствующим программным требованиям - 90%;
  • Читают незнакомый текст без ошибок – 58 %;
  • Допустили при чтении незнакомого текста 1-2 ошибки –35%;
  • Читают текст выразительно –95%;
  • Умеют передать содержание прочитанного –87%;

Анализ ошибок, допущенных учащимися при чтении незнакомого текста, показал, что:

  • Допускают при чтении ошибки на пропуск, замену, искажение букв, слогов, слов – 50%;
  • Допускают при чтении повторы слов и слогов – 5%;
  • Допускают ошибки в постановке ударения – 3%;
  • Неверно читают окончания в словах – 10%.

Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

  • Неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;
  • Явные методические ошибки в процессе обучения учащихся чтению в букварный период;
  • Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе и дома;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении;
  • Снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;
  • Отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др.

Рекомендации:

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:

  1. Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;
  2. Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;
  3. Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
  4. На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.

Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.

        В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2011 - 2012 учебном году, можно оценить удовлетворительно, однако, отмечается неполная реализация поставленных перед начальной школой целей и требований, предъявляемых к учащимся, заканчивающих 1 ступень обучения.

Рекомендации: 

  1. Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого “выпускника” начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
  2. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.

       Программа по предметам образовательной области « Начальные классы» выполнена. Практическая часть программы выполнена. Содержание работ соответствует требованиям программы.

Результат мониторинговых исследований в 1 классе показал 67процентов.

Результаты итоговой аттестации в 4 классе показал : качество знаний-66процентов,ауспеваемость 100 процентов.

Проведение предметной недели в школе

       Традиционным стало проведение предметной  недели в  начальных классах. Принцип данной недели: каждый ребенок и педагог является активным участником всех событий недели. В рамках этой недели проведены следующие мероприятия:

Русский язык

Литературно чтение

Математика

Окружающий мир

Понедельник

1.Защита проектов: Отгадай слово-1 класс

Сочиняем загадки -2 кл

2.Занятие по речевому этикету «Сквернословие – это хорошо или плохо? для уч-ся 1-4 классов

3. Олимпиада по русскому языку. 3,4 классы

4.Защита проекта «Лингвистические загадки» -4 класс

Вторник

1. «Сказки моей бабушки». Конкурс рисунков 1класс

КВН по сказкам -2 класс

2. Олимпиада по чтению 3,4 класс

3. Защита проекта  Научно-познавательные сказки о природе-3 класс

Среда

1.Игра-соревнование «Час занимательной математики»-1.2 класс.

2.Защита проектов:

Математика в нашей жизни-3 класс

«Знакомство с великими математиками» -4 класс

3. Олимпиада по математике  - 3.4 класс

Четверг

1.Конкурс рисунков «Природа и мы» 1,2 класс

2. Защита проектов «В гости к зелёной аптеке» 3.4 класс

3.Олимпиада по окружающему миру  3.4 класс

Пятница

Музыка вокруг нас 1-4 класс.

Подведение итогов

Итоги всероссийских, региональных, городских олимпиад

       Педагогический коллектив начальной школы использует разнообразные формы и методы работы по развитию одаренных учащихся. Это уроки-исследования, разноуровневые проблемные задания, творческие работы.

Ребята активно участвуют в районной олимпиаде.

№ п/п

Фамилия Имя

Класс

Предмет

Количество баллов

Ф.И.О. учителя

1

Мещеряков Владимир

4

Окружающий мир

1 место

КостюренкоН.В.

2

Мясникова Изабелла

3

Литературное чтение

призёр

ПанинаН.Н.

Итоги школьных олимпиад

п/п

Фамилия, имя ученика

Класс

Учитель

Вид олимпиады

Кол – во

баллов

Место

1.

Тяпкина Екатерина

4

КостюренкоН.В.

Русский язык

2

2.

Дрозд Анна

3

Панина Н.Н.

1

3.

4.

Ермолаева Жанна

4

КостюренкоН.В.

Литературное чтение

2

5.

Полянская Кристина

3

Панина Н.Н.

1

6.

7.

Мещеряков Владимир

4

КостюренкоН.В.

Окружающий мир

1

8.

Мясникова Изабелла

3

Панина Н.Н.

1

9.

14.

15.

Результаты школьного конкурса проектов «в 3  - 4 классах.

п/п

Фамилия имя ученика

Класс

Учитель

Тема проекта

Место

1.

Васильев Г.

2

КостюренкоН.В.

«Сказки моей бабушки»

1

2.

Ермолаева Ж

4

КостюренкоН.В.

«В гости к зелёной аптеке»

1

3.

Ермолаева Ж.

4

КостюренкоН.В.

«Знакомство с великими математиками»

1

4.

Дрозд А.

3

Панина Н.Н.

«Математика в нашей жизни»

1

5.

Магомедова Т.

3

Панина Н.Н.

«Научно-познавательные сказки оприроде»

1

6.

Полянская К.

3

Панина Н.Н.

«В гости к зелёной аптеке»

1

7.

        Учащиеся начальной школы принимают самое активное участие, как в школьных, так и в   районных соревнованиях, конкурсах.

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Класс

Название

Категория

Место

Ф. И.О.

учителя

1.

Мясникова Изабелла

3

Дельфийские игры.Художественное чтение

Муниципаль

ный

2

Панина Н.Н.

2

Магомедова Таня

3

Конкурс «неделя животных»

Муниципальный

1

Панина Н.Н.

Ученики принимают активное участие в общешкольных конкурсах и занимают призовые места.

Выводы: Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.  В основном, поставленные задачи на 2011-2012учебный год были выполнены. Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов,  предметной недели педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.

             

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

-не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс;

-некоторые педагоги допускают ошибки при выставлении итоговых отметок, заполнении классных журналов, не всегда соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей;

- учителям выпускных классов  необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

   Цели на новый учебный год

  • продолжить изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • изучать и внедрять в практику различные методы, приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся;
  • широко использовать различные приёмы дифференцированного обучения с целью повышения эффективности урока и развития познавательных интересов к предметам;
  • спланировать работу с одарёнными детьми для повышения уровня их интеллектуального развития;
  • вести работу по формированию у младших школьников социально значимых нравственных и эстетических ценностей;
  • вести работу с родителями, направленную на повышение воспитательной функции семьи, активизацию участия родителей младших школьников в делах класса.

И решено продолжить работу по следующей теме урока «Формирование универсальных учебных действий на уроках у младших школьников».

 

Руководитель МО                                   /Панина Н.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ШМО начальных классов за 2011-12 г.

Просмотрела много анализов в интернете и сделала так....

Анализ ШМО начальные классы

2012-2013 учебный год...

Анализ МО начальных классов

Анализ методической работы начальных классов за 2013-2014 учебный год....

АНАЛИЗ РМО начальные классы 2014 год

     В школах Правобережного района  в начальной школе  преподает 105 учителей. Из которых 58 учителей работают в школах города Беслана, 47 учителей в сельских школах....

Анализ ШМО начальных классов за год

Материал содержит годовой анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

Анализ недели начальных классов 2015-2016 учебный год

В документе представлен подробный анализ открытых уроков и внеклассных мероприятий проведенных в течении недели начальных классов....

Проблемно-ориентированный анализ МО начальных классов

Проблемно-ориентированный анализ методического объединения начальных классов...