Материалы на конкурс "Учитель здоровья - 2015"
статья (3 класс) на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Представлен материал для участия в конкурсе "Учитель здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №69

 «Центр развития образования»

 г. Рязани

«РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

(Описание опыта работы)

Рязань, 2015

Всем хочется быть здоровым и счастливым и видеть такими своих детей. Как жить владу с самим собой, окружающим миром, людьми? Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50%, А изменить свой образ жизни, как известно, наиболее трудно.

Нести ответственность за своё здоровье нужно учить с детских лет.

Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни я работаю не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс. Важно, чтобы дети не просто получали теоретические знания, но и умели их использовать практически.

Конечно, главная задача этой работы: сохранение здоровья младшего школьника.

Цели этой работы:

  1. Повышение уровня учебной активности, создание оптимального баланса психических процессов;
  2. Общее оздоровление и улучшение самочувствия;
  3. Восстановление эмоционально – положительного состояния учеников.

В своей работе я могу выделить несколько направлений:

  • «Сохрани свое физическое здоровье»
  • «Сохрани свое психологическое здоровье»
  • Работа с родителями: реализация программы взаимодействия семьи и школы «От чистого истока».

Первое направление: «Сохрани свое физическое здоровье»

Работа над физическим здоровьем ведется следующим образом:

- Смена видов деятельности на уроке; проведение физминуток, направленых на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на уроке наибольшее напряжение.

- В 1 Кл. – Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, для пальцев рук.

- Во 2 Кл. – Упражнения для релаксации.

- В 3 Кл. – Обучение точечному массажу.

-В 4 Кл. – Самоконтроль за утомляемостью и снятие напряжения.

Перед началом уроков мы с ребятами ежедневно делаем зарядку. В неё входят упражнения: на развитие динамики шейного и поясничного отдела, разминка конечностей, потягивания, дыхательные упражнения.

В течение уроков я провожу двигательную релаксацию. С целью:

  • предупредить нарушение осанки;
  • снять напряжение с позвоночника и мышц спины;
  • восстановить эмоционально- положительный настрой.

Виды деятельности

А) Слежение за соблюдением правильной осанки, и чередую позы в течение урока.

Б) Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения проведение физминуток, в состав которых включены упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

В) Упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:

“ Палец движется” - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

“ Зоркие глазки” - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

“ Стрельба глазами” - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.

“ Письмо носом” - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

Г) Упражнения направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

 Использую различные упражнения. Например:

1) “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

2) “ Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

3) “Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

Д) Пальчиковая гимнастика.

Её несомненные плюсы в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует цент речи.

Е) Ну и, конечно же, точечный само-массаж, он улучшает работу всего организма в целом и отдельных его органов.

Ж) Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность. Такие упражнения, как “ Качания головой” (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

“ Ленивые восьмёрки” (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) – по 3 раза каждой рукой, а затем вместе

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

“ Моргания” - моргать на каждый вдох и выдох.        

“ Вижу палец” - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым – 4-6 раз.

Второе направление: «Сохрани свое психологическое здоровье»

Работа над нравственным и нервно-психическим здоровьем детей ориентирована на следующие принципы:

  1. создание комфортных условий для развития природных возможностей и задатков.
  2. педагогика сотрудничества – т.е. стараюсь стать не только наставником, но и другом для ребят, конечно же, без всякого панибратства.
  3. гуманность по отношению к детям, т.е. такие качества как любовь, оптимистическую веру в них, терпимость к детским недостаткам и ошибкам.
  4. Приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений (всегда учу детей, что они могут и должны высказывать своё мнение, конечно же, в очень корректной форме, признаю право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения).

Работа в данном направлении ведется как в урочное, так и во внеурочное время. При разработке конспектов уроков стараюсь уделять внимание психологическим аспектам (Приложение 1, 2).

В своей педагогической практике я наблюдала за противоречиями, которые возникают в ходе формирования коммуникативной культуры. Основными, на мой взгляд, являются противоречия:

- между требованиями, предъявляемыми к уровню коммуникативной культуры младших школьников, и ограниченным уровнем научных знаний о ее структуре, динамике развития, диагностике и технологиях формирования;

- между ростом значимости коммуникативной культуры учащихся и недостаточной учительской компетентностью, необходимой для ее формирования.

Данные противоречия требовали решений. Так возникла идея педагогического проекта на тему «Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уровне начального общего образования (1-4 классы) в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Новизна данного проекта заключается в том, что я предлагаю рассматривать курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»  как с позиции педагогики, так и психологии. (Приложение 3)

Третье направление: работа с родителями: реализация программы взаимодействия семьи и школы «От чистого истока».

Для того, чтобы взаимодействие семьи и школы было эффективным мною была разработана программа работы с семьей «От чистого истока». (Приложение 4)

Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию физически и нравственно развитой личности.

Я считаю, что совместная деятельность будет успешной в том случае, если в основу воспитательной работы заложить требования ФГОС начального общего образования, а именно:

- создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов;

- повысить роль родительской общественности в управлении воспитательного процесса;

- вовлечь родителей в процесс разработки, принятия и реализации отдельных этапов воспитательной системы класса.

Работу по программе я веду в трех направлениях:

 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Основные формы работы - родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги. Я стараюсь, как можно больше уделять внимания этому направлению, поскольку психолого-педагогическое просвещение родителей не только способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, но и позволяет воспринимать собственного ребенка как ученика (Приложение 5)

Второе направление - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – реализуется через дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь.

 3. Еще одно направление - участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе, т.е. участие родителей класса в работе Совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета класса.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов ОстренкоЛ.П.

Представлены материалы заочного тура муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России –2015» учителя начальных классов Остренко Л.П., которые включают следующие документы:1.заявку на ...

материалы улусного конкурса "Учитель года- 2015 "

В материалах представлены конкурсное задание  эссе "Я- учитель", описание педагогического опыта, презентация "Методический семинар "...

Материал (1-4 классы) на тему: «Сценарий праздника «Марафон здоровья» - 2015»

Цели и задачи:1. Привлекать ребят к систематическим занятиям физической культуры.2. Развивать навыки двигательной активности и физические качества.3. Воспитывать у учащихся качества: чувства коллектив...

Материалы для уголка здоровья "Советы доктора Айболита"

В стихотворной форме детям даны советы по здоровому образу жизни....

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Материалы к Празднику Здоровья

Материалы к Празднику Здоровья...