ФГОС. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть стандартов второго поколения.
статья по теме

Локтионова Светлана Николаевна

Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»

Выступление на педсовете:

«ФГОС. Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть стандартов второго поколения»

Подготовила

учитель начальных классов

Локтионова С.Н.

с. 2-е Выгорное – 2013 год

Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка. Одной из отличительных черт новых стандартов является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новых стандартах определены результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.

Требования стандарта к организации ВУД школьников:

- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится до10 часов в неделю.

-  Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

-  Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

-  Аудиторных занятий не должно быть более 50%

-  Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить  пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных  классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Cегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»  (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

Во 2 классе 4 часа внеурочной деятельности:

Художественно – эстетическое направление. Программа «Кудесник».

 Цель программы: дать общие представления об искусстве и его значимости в жизни человека.

Задачи:

- формировать умения ценить прекрасное;

- развивать творческие способности детей;

- предоставить детям возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

- учить выражать мысли и чувства через создание композиций, поделок, панно.

- воспитывать у школьников чувства прекрасного;

- способствовать формированию эстетических вкусов, идеалов.

 - сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.

Эта самая любимая детьми внеурочная деятельность, потому что они очень любят рисовать. Чаще всего у нас на «Кудеснике» проводятся конкурсы рисунков:

конкурс на лучшего снеговика, на лучшую Снегурочку, на лучшую Матрёшку, на лучший портрет мамы, на лучший весенний букет, на лучший натюрморт, любимый сказочный герой и т. д. Вот наши рисунки (см. Приложение)

Проектная деятельность «Школа – наш дом». Проектная деятельность – это одна из задач стандартов нового поколения.

 Цели программы: 

-развить творческие и коммуникативные способности ребёнка;

-привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;

-активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

- развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;

Задачи:

- развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- самостоятельно конструировать свои знания;

- интегрировать знания из различных областей наук;

- научиться критически мыслить.

Эта внеурочная деятельность  - самая интересная, но и кропотливая работа. Чтобы приготовить проект  ребёнком, для этого требуется не один день и не одна неделя.

Темы для проектов дети выбирают сами, я им предлагаю на выбор множество тем, а они выбирают наиболее интересные для них. Все темы должны быть посильны ребёнку. Обязательно ставим цель проекта, для чего мы его делаем, и начинается работа. Работа над проектом идёт в зависимости от возможностей ребёнка, у кого есть компьютер, тот ищет информацию в компьютере, картинки распечатывает по своей теме, стихи, пословицы и т. д. У кого есть фотоаппарат, тот по данной теме делает фоторепортаж. У кого нет ни того, ни другого, идёт в библиотеку и ищет там информацию, рисует картинки по своей теме, пишет сочинения.

Предлагаю вам познакомится с некоторыми проектными работами моих детей  (см. приложение)

Также у нас есть совместные проекты. Это такие, как «Оригами. Поделки», книга «Новые приключения барона Мюнхаузена», сейчас мы работаем над проектом «Весна! И все ей рады», следующий совместный проект будет «Настольная игра».

Спортивно – оздоровительное направление. Программа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Цели программы:

1. Формирование устойчивой мотивационо-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.

 2.Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Профилактика вредных привычек.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Программа насыщена разнообразными формами работы: беседа, коммуникативные занятия, психологический эксперимент, ролевая игра, экскурсия, конкурс, театрализованная инсценировка. А также подвижные игры, по возможности на свежем воздухе, танцы под музыку, спортивные соревнования. Работа ведётся по специальным разработкам, которые так и называются «30 уроков здоровья для второклассников».

 4.Духовно-нравственное направление. Программа «Я – маленький патриот»

Цель программы:   создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.

Форма организации работы по программе: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, творческие конкурсы, соревнования, праздники, викторины, интеллектуально – познавательные игры, трудовые дела, наблюдение обучающимися за событиями в селе, стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, акции благотворительности, милосердия.

Занятия проходят по таким темам, как «Экскурсия по школьному двору», «Я, ты, мы. Игра»,  «Кто что любит делать. Конкурс викторина», «Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?»     «Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием», «Моя красивая мама. Конкурс рисунков», «История моего села. Экскурсия», «Мой сосед по парте. Час откровенного разговора», «Законы жизни в классе. Урок – игра», «Откуда пришли елочные игрушки», «Фотографии из семейного альбома. Презентация», «Моя семья – моя радость»,  «Школа вежливости. Беседа», «Маленькая страна. Экологическая акция», «Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков»,  «Они защищают Родину. Конкурс стихов», «Загляните в мамины глаза. Праздник», «Маленькие герои большой войны. Урок Мужества», «Десант чистоты и порядка. Планета просит помощи»,  «Конкурс рисунков посвященные Дню Земли»,  «В гости к зеленой аптеке. Экскурсии в природу», «С чего начинается Родина? КВН» и т. д.

 Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

        Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

        Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.

Сейчас, как и раньше, мы - педагоги занимаемся внеклассной внеурочной работой.

Здесь также важен сам педагог, его поведение, для того, чтобы формировать устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения

В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС....

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».

Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...

Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....

«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...