"Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС"
материал по теме

Попова Надежда Алексеевна

Данная публикация поможет руководителю МО начальных классов при подготовке и проведении муниципального семинара по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt115.7 КБ
Файл sdp_doklad.pptx133.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС»

С 1 января 2010 года введен в действие ФГОС (Далее-Стандарт), утвержденный 6 октября 2009 Приказом №373 Министерством Образования и науки Российской Федерации.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход (СДП).

Понятие система раскрыл доктор педагогических наук В. П. Сухов. Он утверждал, что

окружающий мир — объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Следовательно, подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

В учебной деятельности данный принцип осваивается через правила познания (общие способы умственной деятельности).

Правило первое - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику».

Правило второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».

Правило третье - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»

СДП основывается также на теоретических положениях концепции С. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом закономерностей возрастного развития детей.

Они подчеркивали, что деятельность — особая целостность.Она включает в себя различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Изучение систем неизбежно требует и системной организации учебной деятельности. В ней(в учебной деятельности) следует выделить пять основных компонентов.

  1. Учебно-познавательные мотивы - «для чего мне необходимо изучить этот объект»
  2. Действие целеполагания - «что я должен сделать...»
  3. Планирование решения — «как и в какой последовательности я должен решить задачу»
  4. Решение задач
  5. Рефлексивно-оценочные действия - «все ли правильно я сделал, что ещё необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»

Все вышеперечисленные положения и стали методологической основой системно-деятельностный подхода, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8.          гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной               образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Основной результат СДП — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача — создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Основной формой организации обучения и реализации СДП является урок. Поэтому необходимо знать основные принцыпы построения и типологию уроков в рамках реализации СДП.

Система дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Наиболее сложным из перечисленных принципов, сформулированных Л. Г. Петерсон, является принцип деятельности, так как в его формулировке есть спорный момент. Осознание содержания и форм своей учебной деятельности у младшего школьника проходит в процессе изучения предмета и может быть не выражено словесно, так как на первом этапе нам важен опыт самой деятельности, тесно связанной с изучением предмета, а не обсуждение своих действий. Особенно важно помнить об этом на уроках изучения нового, на которых процесс целеполагания может быть выражен одной фразой, «мы этого еще не учили (не делали), я не могу выполнить».

Типология уроков А. К. Дусавицкого

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Урок постановки учебной задачи

Цель урока — выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они эту задачу «увидели». Формулирование зададачи детьми оказывается логическим итогом урока.

Структура урока:

  1. Создание ситуации успеха.
  2. Создание ситуации разрыва.
  3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
  4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
  5. Рефлексия.

Урок решения учебной задачи

Решить учебную задачу — это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.

Структура урока:

  1. Анализ условий решения задачи.
  2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
  3. Рефлексия.

Урок моделирования и преобразования модели

Цель моделирования — выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования (моделирование либо сопровождает предметные действия, либо модель строится после того, как действие выполнено).

Структура урока:

  1. Преобразование условия задачи.
  2. Собственное моделирование.
  3. Преобразование модели.
  4. Рефлексия.

Урок решения частных задач

Уроки данного типа можно условно разделить на две группы:

  1. Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи.
  2. Уроки решения конкретно-практических задач целю которых является формирование навыка, отработка способа действия.

Урок контроля и оценки

Цель урока — через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень владения известным способом действия и понимания границ его применения.

Структура урока:

  1. Создание учебной ситуации
  2. Контроль и оценка использования способа действия.
  3. Рефлексия.

 При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Литература

  1. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Томачева, З. И. Шилкунова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Петерсон, Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Петерсон, Л. Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Просвещение, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования  [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
  6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» [Текст] : методическое пособие. – М. : Просвещение, 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ СОШ №3 п . Михайловка 2013 год «Системно- деятельностный подход как основа внедрения ФГОС»

Слайд 2

Психологическая основа концепции СДП Окружающий мир имеет системную организацию. Любые объекты могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то подходом их изучения должен выступать системный

Слайд 3

Правила познания

Слайд 4

Основные компоненты учебной деятельности

Слайд 5

Системно- деятельностный подход предполагает: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования

Слайд 6

Системно- деятельностный подход предполагает: 3. Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД) 4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса

Слайд 7

Системно- деятельностный подход предполагает: 5. Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения 6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования

Слайд 8

Системно- деятельностный подход предполагает: 7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося 8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Слайд 10

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 11

Типы уроков в СДП А. К. Дусавицкий Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач Урок контроля и оценки По целеполаганию Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля

Слайд 12

Системно- деятельностный подход Придает результатам образования социально и личностно значимый характер Способствует более гибкому усвоению знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области

Слайд 13

Системно- деятельностный подход Дает возможность дифференцированного обучения Существенно повышает мотивацию и интерес к учению Обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Модель урока Тип урока Структура урока Цели урока

Слайд 16

Урок «открытия» нового знания Образовательная цель : усвоение новых понятий Деятельностная цель : усвоение навыков самостоятельной поисковой деятельности

Слайд 17

Структура урока «открытия» новых знаний Мотивационный момент Актуализация опорных знаний Постановка учебной задачи «Открытие» новых знаний Первичное закрепление Самостоятельная работа Повторение Рефлексия

Слайд 18

Урок рефлексии Образовательная цель : формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях, в измененных условиях и при выполнении творческих заданий. Деятельностная цель : формирование способности к рефлексии

Слайд 19

Структура урока рефлексии Мотивационный момент Актуализация опорных знаний Выявление затруднений Создание и реализация проекта выхода из затруднений Обобщение затруднений Самостоятельная работа Повторение Рефлексия

Слайд 20

Урок развивающего контроля (1 урок) Образовательная цель : оценить уровень усвоения системы понятий, сформированности умений, навыков репродуктивной и творческой учебно-познавательной деятельности. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции

Слайд 21

Структура урока развивающего контроля (1 урок) Мотивационный момент Актуализация контрольно-рефлексивных способов действий Написание контрольной работы Самооценка Рефлексия

Слайд 22

Урок развивающего контроля (2 урок) Образовательная цель: рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных ошибок. Деятельностная цель: освоение методов коррекции собственных затруднений.

Слайд 23

Структура урока развивающего контроля (2 урок) Мотивационный момент Выявление затруднений Создание и реализация проекта выхода из затруднений Обобщение затруднений Решение типовых и творческих задач Рефлексия

Слайд 24

Современный урок - это открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, интерес , мотивация, самопознание , самореализация, инициативность, возможность выбора…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»

Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО

Материал, использованный для выступления на педагогических чтениях...

"Системно-деятельностный подход в рамках НОО ФГОС"

Что такое система? Что такое деятельность? Давайте попробуем разобраться....

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

 Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Представленный материал иллюстрирует  необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...