"Использование дидактических игр на уроках в начальной школе"
статья на тему

Сафронова Ирина Александровна

Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она - их школа жизни и практика развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе.

"Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

                                                     они призваны изменить."

                                                                                        Максим Горький

Об использовании игры на уроках

Начало обучения ребенка в школе – это сложный  и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают  психологический кризис, связанны с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том , что игровая деятельность является свободной , в то время как учебная построена на основе произвольных усилий ребенка: он вынужден делать, то что ему не всегда хочется. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы развивающего,которые обязательно должны быть введены в процесс обучения начальных классов. Их можно использовать и на уроках (занятиях) математике и русского языка. Вот такие упражнения я предлагаю для 1 класса.

Дидактические игры на уроках математики

Каждый учитель знает,  какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к уроку. Ведь одно и тоже задание дети, в зависимости от того, в какой форме оно им предлагается, воспринимают по-разному.  Можно, конечно, просто решить примеры написанные на доске примеры.

Но совершенно иначе выполняется одно и то же  задание, если сказать детям, что нужно помочь Незнайке найти и исправить ошибки. Являясь занимательным по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - это все усиливает эмоциональное восприятие детей.

Казалось бы, сказка и математика – понятия не совместимые. Свежий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет  удачно ввести ребят в мир математики. Подобное сочетание благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы  можно найти пути в сферу эмоций ребенка. В тоже время важна и обратная связь: в ряде случаев встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять, поглубже заглянуть в него.

Поэтому в гости к нам часто приходит Незнайка, проказник Буратино, различные зверушки. Дети дружат с ними, выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.

Оживляют работу на уроке, задает хороший темп игра «Назови число». Я бросаю мяч кому-нибудь из учеников и называю число. Поймавший его должен назвать число на 1, 2, 3.. больше или меньше названного; назвать числа , стоящие в ряду натуральных чисел до или после названного числа, в предела 10 и так далее.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа. Для закрепления этого материала можно использовать игру « Молчанка». В этой игре дети могут выступать в роли учителя, контролера, что им очень нравится. Например , один из учеников показывает карточку с каким - то числом, остальные молча показывают состав этого числа.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше?», «Полет в космос», «Собери урожай» с использование разнообразно счетного и наглядного материала.

«Точно по курсу» На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля. Кто быстрее проведет по курсу свои корабли, тот считается лучшим капитаном.

« Чей букет лучше?» На доске прикрепляются вырезанные из бумаги изображение ваз для цветов. Фигурки цветов раскладываются на полочке. Ученик подходит к полочке, берет цветок , решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример решен верно, то ребенок прикрепляет его к доске (ставит его в вазу). В конце игры  подсчитывается, кто собрал больше цветков для букета. Игру можно проводить, разделив всех учеников на команды.

«Полет в космос»  Винтик и Шпунтик изобрели новую космическую ракету, но она не может вместить всех желающих. Класс делится2-3 команды. По сигналу начинается соревнование. С начало примеры решают капитаны, решив они передают мел следующим игрокам команд. Выигрывает, та команда, которая быстрей и без ошибок решит примеры.

«Собери урожай»  На чудо-яблоне висят яблоки, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики « рвут» яблоки и решают примеры. Ребенок , правильно решивший пример, кладет яблоко в свою корзину. Побеждает тот , у кого яблок больше.

Очень нравится детям игра «Выбери ответ правильно» С каждого ряда вызывается один ученик, который решает примеры, записанные на доске слева. На правой половине уже написан правильный ответ. Решив пример, ученик находит справа  правильный ответ и соединяет линиями две записи. Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей.  Её вариантом является игра «На лугу», в которой ученики помогают бабочке сесть на нужный цветок.

По теме» Сложение и вычитание в пределах 10» можно использовать игру «Составим поезд» К доске вызывается например 5 девочек. Они цепляются друг за другом. Затем прицепляется 2 вагона ( 2 девочки). На доске пишется 5+1+1,а дети проговариваю прием прибавления

На протяжении урока математике, особенно при переходе от одной части к другой, занимательные задачи, задачи шутки, загадки могут служить средством для активации, переключения внимания детей, интеллектуально отдыха.

Занимательные задачи:

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (ДВОЕ)
  2. Как с помощью всего одной палочки образовать на столе треугольник?  (Положить ее на угол стола)
  3.  Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг)
  4. У трех братьев по одной сестре. Сколько в семье детей?  (Четверо)
  5. Надо разделить 5 яблок, между 5 девочкам, так чтобы одно осталось в корзине. (одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)
  6. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе?  (Четыре)
  7. У какого геометрической фигуры не ни начала, ни конца? (У круга)

Загадки:

  1. Пять братьев в одном домике живут. (Варежка)
  2. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда и глянет (Подсолнух)
  3. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
  4. Много рук одна нога.  Дерево)
  5. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
  6. В году у дедушки четыре имени.  Кто это? (Весна, Лето, Осень, Зима)
  7. Кто в году четыре раза переодевается. (Земля)

Ученики начальных классов с удовольствие решают задачи в стихотворной форме. Дети их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Вот некоторые из них.

  1. Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели

Пять румяных налитых,

Три с кислинкой. Сколько их?

  1. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок?

  1. Сидят рыбаки

Стерегут поплавки:

Рыбак Корней поймал трех окуней,

Рыбак Евсей – четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб из реки наловили рыбаки?

 Часто на уроках использую задачи со сказочным сюжетом.

«Старик и волк»

У старика со старухой жили парень и девушка, петушок да курочка, пять овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика ос старухой?

«Медведь, кот - серый лоб, козел да баран»

Стали они вчетвером делить темную ночь: медведь над стогом, кот – серый лоб на стогу, а козел с бараном у костра. Вдруг идут семь серых волков и один белый и прямо к стогу. Сколько всего было волков? На сколько серых больше, чем белых?

«Поп и работник Баллда»

С хозяйством попа справляются 10 человек. Каждый работник в день съедает каравай хлеба, но вот и поп принял на работу Баллду.

  • Живет Балда в поповом доме,
  • Спит себе на соломе
  • Ест за четверых
  • Работает за серых.

Сколько караваев хлеба  экономил поп ежедневно?

В некоторых программах в первом классе знакомятся с таблицей умножения. Одной из ведущих задач обучения математики младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления. Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. В моей работе я предлагаю вам рассмотреть, одно из таких  упражнений. Как правило, с каждым новым упражнением у учащихся повышается интерес.

«Море умножения»

Я заранее объясняю, как пользоваться таблицей умножения. Затем беру большой лист бумаги и на нем рисую море. Далее вырезаю небольшие кораблики и на них пишу примеры на умножение и деление. На уроке с помощью таблицы я предлагаю пустить эти кораблики в «море умножения», то есть правильно решить примеры.  При этом поплывут, только те кораблики которые решены правильно. Детям можно предложить их раскрасить. Они с удовольствием  участвуют в этом упражнении.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание им заниматься порождает неграмотность. Побудить интерес к предмету можно с помощью увлекательного дидактического  материала, который нужно систематически накапливать и вдумчиво отбирать. Вот несколько игр, вызывающих у детей интерес и активизирующих на уроке их деятельности.

«Назови букву»

Несколько учеников вызывают к доске. Один из них показывает букву, а остальные хором ее называет. Если буква названа не правильно, дети, сидящие в классе, хлопают в ладоши.

При изучении новых букв используются игры «Веселый поезд» и «Кто больше?», причем  у последней есть несколько вариантов, что позволяет внести в процесс обучения элемент новизны. Вот некоторые из них.

  1. Составить слова из слогов, написанных на доске.
  2. Составить как можно больше слов из данного слова.
  3. Заменить в слове одну согласную, например в слове (Бочка).
  4. Заменить в словах гласную.

«Веселый поезд»  Вызываются четыре ученика – проводника и они «рассаживают» буквы по вагонам. Вагонов четыре: синий и зеленый для согласных и два красных для гласных. В одном из красных  вагонов нарисованы кресла. Это мягкий вагон, в нем « едут» гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Игра позволяет лучше разобраться в слого - звуковом анализе и быстрее запомнить все буквы.

«Словесный сказочник» На букву, названную учителем, нужно придумать как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

«Лучший сказочник» Дети по очереди читают отрывок  из какой-нибудь сказки. Остальные должны отгадывать ее название. За каждый правильный ответ участники получают игры получают жетон. У кого в конце игры наберется большее количество  жетонов, тот и победи. Ему присваивается звание» Лучший знаток сказок».

И много еще разнообразных вариантов. С удовольствием дети отгадывают загадки, разгадывают кроссворды и ребусы. Для выразительности речи, правильного произношения звука, слогов, слов использую чистоговорки, потешки, скороговорки.

Именно в игре дети способны понять серьезные вещи. Играя они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, все это в конечно счете - труд. Успех его обеспечивается желание учиться – это есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность организованна правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе.

Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициа...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе

В данном материале представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию дидактических игр на различных этапах урока....

Использование дидактических пособий системы «Спектра» в начальной школе

Использование дидактических пособий системы «Спектра» в начальной школе...

Отчет по самообразованию на тему "Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе"

Актуальность темы отчета состоит в том, что в современной системе образования стремительно набирает скорость внедрение ИКТ. Поэтому важно научить ребенка работать с информацией. В отчете представлена ...

"Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе"

Актуальность темы отчета состоит в том, что в современной системе образования стремительно набирает скорость внедрение ИКТ. Поэтому важно научить ребенка работать с информацией. В отчете представлена ...