Проект подготовки будущих первоклассников в ОУ №4
проект на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Современная школа понимает и принимает проблему подготовки будущих первоклассников к школе. За последние три учебных года на базе нашей школы открывались 2-3 первых класса ежегодно. Из общего количества первоклассников только 50% детей посещали дошкольные учреждения. Учителя начальных классов отмечают, что  дети, не получившие дошкольное образование в ДДОУ, во многом уступают своим сверстникам. Первые результаты работы с дошкольниками показали эффективность предлагаемых  подготовительных занятий как с позиции общей готовности к школьному обучению, выработки у каждого ребёнка «внутренней позиции школьника», так и с точки зрения овладения дошкольниками первоначальными знаниями, умениями и навыками. Дети, посещающие подготовительные классы, в будущем  быстрее и менее болезненно адаптируются к условиям школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podgotovki_budushchih_pervoklassnikov.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Проект подготовки будущих первоклассников в МОУ СОШ №4

«Школа будущего первоклассника»

Автор проекта

Полынцева Ирина Николаевна

г.Сургут, 2008г.

Содержание проекта подготовки будущих первоклассников в МОУ СОШ №4

«Школа будущего первоклассника»

1. Актуальность проекта

2. Цель проекта «Школа будущего первоклассника»

3. Задачи проекта «Школа будущего первоклассника»

4. Состав участников и сроки проекта подготовки будущих первоклассников       в  МОУ СОШ №4 «Школа будущего первоклассника»

4. 1. Сроки и этапы реализации  проекта

4. 2. Кадровое обеспечение проекта

5. Ожидаемые результаты и способы их измерения

6. План реализации проекта

           6.1.  План взаимодействия МОУ СОШ №4 с дошкольными  образовательными, учреждениями по подготовке детей к школе

        6.2.Учебный план «Школы будущего первоклассника», посещавшего  детское дошкольное образовательное учреждение

          6.2.1. План математических занятий

          6.2.2. План занятий по обучению грамоте

          6.2.3. План занятий по ознакомлению с окружающим миром

          6.2.4. Задачи занятий с педагогом-психологом, учителем логопедом

7. Подготовка к школе детей, плохо говорящих на русском языке,
и детей, получивших домашнее воспитание

 7.1. Принципы реализации проекта

           7.2. Учебный план «Школы будущего первоклассника», получившего домашнее воспитание, плохо говорящего на русском языке

     7.3. Некоторые особенности обучения грамоте детей-мигрантов

1. Актуальность проекта

        Обеспечивая доступность качественного образования, школа создает условия, чтобы все дети имели равные возможности в освоении учебных программ. В сегодняшнем обществе подготовка ребенка к школе занимает  важное и значительное место в жизни любой семьи. Сложившаяся система подготовки ребенка к школьной жизни через посещение занятий в детском дошкольном учреждении эффективна, но, к сожалению, воспользоваться ею могут не все родители. Это значительно осложняет процесс адаптации детей к обучению в школе. Современная школа понимает и принимает проблему подготовки будущих первоклассников к школе. За последние три учебных года на базе нашей школы открывались 2-3 первых класса ежегодно. Из общего количества первоклассников только 50% детей посещали дошкольные учреждения. Учителя начальных классов отмечают, что  дети, не получившие дошкольное образование в ДДОУ, во многом уступают своим сверстникам. Первые результаты работы с дошкольниками показали эффективность предлагаемых  подготовительных занятий как с позиции общей готовности к школьному обучению, выработки у каждого ребёнка «внутренней позиции школьника», так и с точки зрения овладения дошкольниками первоначальными знаниями, умениями и навыками. Дети, посещающие подготовительные классы, в будущем  быстрее и менее болезненно адаптируются к условиям школьного обучения.  «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется  в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Миграционные процессы, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к появлению в русских школах детей-мигрантов. Для большинства из них русский язык не только не являлся родным, но и не был даже языком обучения: он изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. В первый класс приходит до 25% детей-мигрантов

В новых условиях проживания русский язык становится для детей-мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на нём они будут получать образование, его будут использовать в будущей трудовой деятельности.

Анализ сложившейся демографической ситуации показывает проблемы, существующие при подготовке детей к школе:

  • Много детей не посещает детский сад, поэтому общая физическая и психическая подготовленность детей не имеет оптимального уровня: нет навыков поведения в обществе, дети недостаточно коммуникабельны,  показатели объема памяти, словарного запаса,  устойчивости внимания недостаточны для восприятия учебного материала;
  • Значительную часть (до 25%) контингента будущих первоклассников составляют дети мигрантов, плохо говорящих на русском языке, имеющих слабое представление о русской культуре, традициях.
  • Подготовка детей к школе в детском саду направлена на обучение счету и письму, мало внимания уделяется развитию логического мышления, памяти, внимания.

 Для решения данных проблем в образовательном учреждении открыта школа  будущего  первоклассника.

2. Цель проекта «Школа будущего первоклассника»

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника для подготовки ребёнка к успешному школьному обучению и его  адаптации к изменяющейся социальной ситуации.

  3. Задачи проекта «Школа будущего первоклассника»

1.Создать необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе; развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников, коммуникативные навыки, произвольность психических процессов.

2. Создать необходимые условия познавательного, эмоционального, нравственного развития детей мигрантов, способствующие обучению русскому языку.

  3.Педагогам  проекта «Школа будущего первоклассника»  осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

4. Состав участников и сроки проекта подготовки будущих первоклассников в МОУ СОШ №4 «Школа будущего первоклассника»

 4. 1. Сроки и этапы реализации  проекта

Проект предшкольной подготовки состоит из двух этапов и рассчитан  на 8 месяцев.

Первый этап – формирование коллектива будущих первоклассников в ходе сотрудничества  с детскими дошкольными образовательными учреждениями  микрорайона  - детскими садами «Ручеек», «Микки Маус», «Брусничка», приглашение детей, не посещающих детские сады, через рекламу.

Второй этап – организация работы учебных групп   по подготовке детей к школе.  

4. 2.Кадровое обеспечение проекта

ФИО сотрудника

Должностные обязанности

1.

Трубаева А.С., учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Учитель и воспитатель группы в 12-15 человек

2.

Алексеева Н.В., учитель начальных классов

Учитель и воспитатель группы в 12-15 человек

3

Смирнова Н.П., учитель начальных классов,  первая квалификационная категория

Учитель и воспитатель группы в 12-15 человек

4

Сергеева А.А., педагог-психолог

Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми

5.

Каримова Л.Р., педагог-психолог

Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми

6.

Куца Р.А., учитель-логопед

Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми

7.

Колесникова Н.И., учитель физической культуры, высшая квалификационная категория

Учитель проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми по развитию двигательной активности, скоординированности движений

8.

Тесля Е.Ф., социальный педагог, высшая квалификационная категория

Педагог проводит тренинги по принятию другого

5. Ожидаемые результаты и способы их измерения

Ожидаемый результат

Способ измерения

1

У детей, занимающихся в школе будущего первоклассника, будет укрепляться  физическое и психическое здоровье, развиваться

 произвольность психических процессов

Уровень физической подготовленности и показатели индекса физической готовности определяется по результатам двигательных тестов.

Тесты на психологическую устойчивость определят развитие психического здоровья

2

У детей, занимающихся в школе будущего первоклассника, будет развиваться  любознательность, активность, инициативность, самостоятельность.

Предложенные сюжетные картинки ребенок выстраивает в логической последовательности и составляет по ним связный рассказ не менее, чем из 20 слов.

3

У детей будут развиваться коммуникативные навыки.

Ребенок будет дружелюбно общаться в кругу своих сверстников

4

У детей-мигрантов будет развиваться познавательный интерес, будет присутствовать приподнятое эмоциональное состояние в связи с успешностью обучения русскому языку

Дети-мигранты будут успешно общаться на русском языке, составляя связный рассказ на определенную тему, отвечать на вопросы осмысленно, развернуто, грамматически правильно выстроенными фразами

5

Знакомясь с нравственными понятиями, дети будут соблюдать правила поведения в коллективе, толерантно относясь к сверстникам разных национальностей

Выполнение правил поведения в обществе сверстников

6

Взаимодействие с родителями (законными представителями) будет  ориентировано  на воспитание в семье  взаимопонимания с ребёнком

Отсутствие конфликтов в детско-родительских отношениях и отношениях «учитель-родитель»

6. План реализации проекта

Проект предусматривает работу с детьми дошкольного возраста в следующих  направлениях:

- подготовка  к школе детей, посещающих детские дошкольные учреждения,

- подготовка к школе детей, плохо говорящих на русском языке,
         - подготовка к школе детей, получивших домашнее воспитание.

6.1.  План взаимодействия МОУ СОШ №4 с дошкольными образовательными. учреждениями по подготовке детей к школе

Первый этап предшкольной подготовки – это близкое знакомство будущих первоклассников и их родителей с ОУ №4 (администрацией школы, учителями начальных классов, режимом работы и традициями школы), организация совместных мероприятий (организация просмотра театральных постановок школьного кружка «Малышок», проведение детских праздников, конкурсов).

№ п/п

Мероприятие

Место проведения

Участники

Сроки

1.

Организация родительских собраний с родителями дошкольников, посещающих детский сад.

Дошкольные образовательные учреждения микрорайона: ДДОУ«Ручеек», ДДОУ «Микки Маус», ДДОУ «Брусничка»

Воспитатели подготовительных групп, учителя начальных  классов, родители будущих первоклассников

Октябрь

2.

Посещение учителями занятий дошкольников подготовительных групп.

Дошкольные образовательные учреждения микрорайона: ДДОУ«Ручеек», ДДОУ «Микки Маус», ДДОУ «Брусничка»

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп, будущие первоклассники

Ноябрь – декабрь

3.

Размещение объявлений об открытии подготовительных курсов для дошкольников

Дошкольные образовательные учреждения микрорайона, места массового посещения  жителей микрорайона

Декабрь – январь

4.

Организация совместных культурно-массовых мероприятий ДДОУ и школы

Дошкольные образовательные учреждения микрорайона: ДДОУ«Ручеек», ДДОУ «Микки Маус», ДДОУ «Брусничка» и МОУ СОШ №4

Ученики начальной школы, дошкольники подготовительных групп, учителя, воспитатели

Январь –

май

Второй этап предшкольной подготовки – это работа «Школы будущего первоклассника».  Время работы – 4 месяца (февраль – май), день занятий – суббота, количество занятий в день – 4 (3 учебных занятия, 1 занятие с логопедом, психологом или спортивно-оздоровительное). Длительность каждого занятия 30 минут, перемены между занятиями  – 10 минут. Учебная программа занятий включает в себя: математику, обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром. Работа подготовительных групп организуется в учебных кабинетах начальных классов. Количество групп – две-три. Количество дошкольников в группе – до 15 человек.

Занятия по подготовке дошкольников сочетают в себе двигательную активность всех детей и выполнение заданий за партами, чередование использования игровых технологий обучения и работу в парах, малых группах, коллективное выполнение заданий;  включение обязательных двух физкультурных минуток и минуток отдыха длительностью 1-3 минуты;  на отдельных этапах занятий возможность предоставления детям свободного передвижения  по классу. Одна из приоритетных форм обучения дошкольников – это игра, благодаря которой сохраняется и развивается интерес ребёнка к школе. На всех занятиях с дошкольниками обязательно использование наглядных средств обучения, уважительное и доброжелательное отношение к каждому ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

6.2. Учебный план «Школы будущего первоклассника», посещающих ДДОУ

Занятия

Количество часов

Математика

16

Обучение  грамоте

16

Ознакомление с окружающим миром

16

Психологические занятия

8

Логопедические занятия

8

Спортивно-оздоровительные

8

Итого

72

6.2.1. План математических занятий

Математические занятия  направлены на формирование элементарных математических представлений, на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объектов, их существенные характеристики, делать основные выводы; на развитие у детей логического мышления, внимания, воображения, речи, познавательного интереса к математике. Занятия готовят  к процессу обучения в целом.

Название разделов

Количество часов

Свойства предметов

3

Сравнение групп предметов

3

Ориентирование в пространстве

3

Арифметические действия:

сложение и вычитание

2

Начальные сведения о геометрии

2

Решение задач

3

Итого

16

6.2.2. План занятий по обучению грамоте

Занятия по обучению грамоте направлены на развитие грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой связной речи, на развитие фонематического слуха, творческого воображения. Эти занятия позволяют вести подготовку детей к обучению грамоте и формируют навыки культуры речи; развивают интерес к родному языку.

Название разделов

Количество часов

Речь. Предложение.

3

Звуки речи.

1

Гласные звуки и их буквы.

3

Согласные звуки и их буквы.

3

Слово.

2

Текст. Связная речь.

4

Итого

16

                   

6.2.3.План занятий по ознакомлению с окружающим миром

Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром направлены на развитие представлений о том, что окружает ребёнка, на развитие устной речи, развития внимания, памяти в сочетании с тренировкой мелких мышц руки для успешного овладения навыком письма.

Название разделов

Количество часов

Времена года

5

Транспорт

2

Игры и игрушки

3

Зоопарк

3

В мире книг

3

Итого

16

6.2.4.Задачи занятий с педагогом-психологом, учителем логопедом

Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом направлены на формирование у детей умения знакомиться друг с другом, на знакомство дошкольников с работой школьных служб, на  создание комфортной обстановки в школе для будущих первоклассников, на выработку умения слушать учителя, сверстника, на развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Занятия проводятся в форме развивающих игр, коммуникативных тренингов.

Спортивно-оздоровительные занятия направлены на знакомство и проведение коллективных подвижных игр, на умение работать в команде, на развитие потребности в здоровом образе жизни.

7. Подготовка к школе детей, плохо говорящих на русском языке,
и детей, получивших домашнее воспитание

Определяя содержание программы «Психологическое сопровождение детей-мигрантов», мы основывались прежде всего на Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», целью которой является «…формирование установок толерантного  сознания, определяющего устойчивость  поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве».

Образовательно-методическое направление предполагает создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, ориентированных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу; а также проведение в учреждениях специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в различных сферах. В связи с этим актуальна роль классных руководителей и школьных психологов в целенаправленном формировании у школьников адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения на основах принципа ненасилия, этнической толерантности.

7.1. Принципы реализации проекта

Для успешной подготовки к школе детей, плохо говорящих на русском языке, получивших домашнее воспитание, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.Необходимо поместить плохо говорящих на русском языке детей в языковую среду носителей языка, т.е. в одной группе обучать детей-мигрантов и русских детей для общения и развития.

2. Необходимо психологическое сопровождение детей-мигрантов  на протяжении всего периода обучения в школе будущего первоклассника для принятия ими новой культуры и быстрой адаптации в школьной жизни

3. Для организации общения детей между собой и с педагогом необходимы групповые формы работы, как ведущего метода обучения и воспитания

4. Обучение русскому языку детей, плохо говорящих на русском языке, продолжится в школе на отдельных занятиях группы продленного дня.

7.2. Учебный план «Школы будущего первоклассника», получившего домашнее воспитание

Усиление этнической миграции населения привело к тому, что учителю приходится работать в этнически смешанных классах. Формирование терпимости к «иному» - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре -  выявляет  необходимость психологического сопровождения детей-мигрантов для адаптации в другой культуре. Актуальной является работа учителя-логопеда с этнически смешанными группами для формирования правильного звукоизвлечения фонетики другой группы языка.

Название предмета

Темы занятий

Коли-

чество часов

Цели занятий

Математика

Счёт предметов.

Отношения «больше», «меньше».

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

Арифметические действия «сложение», «вычитание».

Решение простых задач.

2 ч

    3 ч

3 ч

    2 ч

2 ч

4 ч

Научить счёту предметов, групп предметов на русском языке детей, плохо говорящих на русском языке.

Научить сравнивать предметы и группы предметов

Развивать умения ориентироваться в пространстве (вниз, вверх, влево, вправо, дальше, ближе).

Научить детей, плохо говорящих на русском языке, названиям геометрических фигур, развивать умения строить простые геометрические фигуры.

Раскрыть смысл арифметических действий «сложения» и «вычитания» детям, плохо говорящим на русском языке, научить выполнять простейшие приёмы сложения и вычитания отдельных предметов, называя предметы и действия на русском языке.

Развивать логическое мышление с помощью решения простых задач, анализируя условие и вопрос задачи на русском языке.

Обучение грамоте

Слово.

Звуки, буквы.

Предложение.

Текст. Связная речь.

3 ч

3 ч

  5 ч

5 ч

Учить правильному названию предметов, признаков предметов и их действий на русском языке.

Раскрыть понятие «звук», «буква». Учить правильному произношению русских гласных и согласных звуков. Развивать умения выделять звуки в русской речи.

Учить правильно строить предложения на русском языке (ответы на вопросы, описание сюжетных картинок).

Расширять словарный запас детей мигрантов. Учить строить связный рассказ на русском языке на определённую тему, по сюжетным картинкам

Ознакомление с окружающим миром

Игрушки.

Животные.

Транспорт.

Времена года.

3 ч

4 ч

3 ч

6 ч

Учить правильному названию предметов, предназначенных для детских игр, правилам обращения с игрушками. Развивать русскую речь с помощью игр детей.

Развивать знания детей об окружающем животном мире, учить правильно называть детёнышей домашних и диких животных. Развивать умения давать устное описание животным.

Развивать лексический запас детей, плохо говорящих на русском языке. Учить определять виды транспорта.

Учить детей определять времена года по основным признакам. Развивать устную русскую речь. Развивать словарный запас, умение описывать явления  природы, погоду

7.3. Некоторые особенности обучения грамоте детей-мигрантов

Для работы в классах с полиэтническим составом необходима целостная методическая модель  усвоения неродного (русского) языка для нерусских учащихся. К оптимальным условиям для изучения русского языка детьми нерусской национальности, обучающихся в русских школах, должны быть отнесены усиление и конкретизация коммуникативного принципа, больше внимания следует уделять работе над произношением и семантическим значением слов; работа в группах с полиэтническим составом является эффективной формой учебной деятельности, если её целью считать развитие языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции.

У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи.

Дети в результате деятельности по выделению из текста предложений, из предложений - слов, из слов - слогов и из последних - звуков должны научиться различать на слух и воспроизводить на материале вводимых слов и их сочетаний звуковые реализации фонем в сильных позициях, слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими согласными, редукцию гласных при полном стиле произношения; интонацию простого повествовательного и вопросительного предложения из 2-6 компонентов, излагать услышанное и увиденное .

Языковой материал, предлагаемый для усвоения, должен обеспечивать возможность оперирования (на слух, при понимании и при воспроизведении) всеми русскими фонемами, простейшими слоговыми структурами русского слова, мелодикой элементарной русской речи, использовать приемы, помогающие выработке правильного произношения, а именно:

1) объяснение значения слова;

2) ясное, отчетливое, литературное произношение его учителем, детьми хором, отдельно детьми, испытывающими затруднения в обучении. Здесь интересна не только последовательность, но и оригинальный взгляд на значение хорового произношения: «Хоровое произношение надо предпослать произношению плохими учениками потому, что хором они могут произносить слова правильно, а в одиночку еще нет»;

3) многократное произношение слова;

4) произношение по слогам, а затем слитно;

5) «Сравнение трудно произносимых звуков и слов со схожими звуками: «с-з», «б-п», «г-к», «том-дом», «корка-горка», «коза-коса» и т. д. Указанный прием представляется особенно существенным и важным: он основывается на противопоставлении фонем, звуковые реализации которых смешиваются в произношении, причем выбираются фонемы, различающиеся и противопоставляемые в самом русском языке.

В качестве оборудования на занятиях в обучения грамоте используются разнообразные предметы, игрушки (в том числе и игрушки-самоделки, кукольный театр и пр.), иллюстративный материал различного рода (рисунки, репродукции), аудиозаписи, слайды, видеофильмы, мультфильмы, мультимедийные диски.

Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом направлены на формирование у детей умения знакомиться друг с другом, на знакомство дошкольников с работой школьных служб, на  создание комфортной обстановки в школе для будущих первоклассников, на выработку умения слушать учителя, сверстника, на развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Занятия проводятся в форме развивающих игр, коммуникативных тренингов.

Спортивно-оздоровительные занятия направлены на знакомство и проведение коллективных подвижных игр, на умение работать в команде, на развитие потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, программа предшкольной подготовки готовит детей к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в книге, умение правильно держать карандаш, умение слушать учителя, сверстника, работать в группе, в паре. Такие подготовительные занятия способствуют более быстрому формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личную значимость. Это очень важно в личностно ориентированном обучении. Содержание программы предшкольной подготовки не дублирует программы 1-го класса начальной школы и соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.