Подготовка будущих первоклассников к обучению в школе
статья (1 класс) по теме

Мои размышления, основанные на многолетних наблюдениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Тема: «Подготовка будущих первоклассников к

обучению в первом классе».

( Работа с родителями будущих первоклассников,

непосещающих дошкольное учреждение)

                                                     

  Работу выполнила: Андреева Людмила Викторовна,

учитель начальных классов                                                            

                                   Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения                                                            

        «Педагогический лицей»

Великие Луки

2012 год

        Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным      образованием. Падение платежеспособности населения приводит к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений  и их закрытию. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях  дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Исчезновение ключевого звена в системе образования ребенка – стабильной работы дошкольных образовательных учреждений, лишает детей возможности получить общественное дошкольное образование… А ведь ещё Л.С. Выготский сказал: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Наша задача вместе с родителями заполнить вакуум. Восполнить этот пробел могут не все родители. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.   Этим и определяется актуальность выбранной темы.  Проблема возникла  и нужно искать пути решения.    

               Мой педагогический стаж - 26 лет. И уже с позиции опыта я вижу, что многие родители не понимают, какие трудности  могут возникнуть у ребёнка. Некоторые равнодушны, надеются, что  им будет легче, когда ребёнок пойдёт в школу, ведь некоторые из них работают на нескольких работах - лишь бы заработать деньги. Они возлагают на учителя все функции учебно –воспитательной работы. Я считаю, что прежде всего педагог должен донести картину дезадаптации детей. Родители должны понять, что поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. Тогда возникает вопрос: «Как это донести до родителей?» Форм работы существует много - информирование, обмен опытом, совместная деятельность, индивидуальная деятельность родителей, взаимопосещения занятий родителей с учащимися, выборочное посещение семей, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой. Мне нравятся деловые игры.   Через них  родители видят проблему, решая педагогическую ситуацию, они понимают, что их дети нуждаются в помощи, они отличаются от других. Помогают и лектории с группой     сопровождения (мед.  работник, психолог,  логопед, психиатр). Мнение специалистов всегда важно для родителей и весомо. Они помогают учителю доказать проблему. Диагностирование родительского коллектива провожу по разным методикам: методика С. М. Петровой «Пословицы»  для определения направленности личности, педагогическое наблюдение, тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова) тестирование, методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности  родителей работой образовательного учреждения, анкетирование. Диагностирование нужно проводить обязательно. Очень трудно родители идут на контакт. На заседаниях методического объединения мы обсуждаем эту проблему. Нам очень помогли советы  профессора Н.Е.Щурковой. Она советует строить взаимодействия с родителями на основе таких основополагающих идей- принципов, как: обращение к чувству родительской любви и её уважение, умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижением предваряющей положительной оценки, высокое уважение  личности отца и матери,  их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности. учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям). Мы не  забываем, что родители должны смотреть на школу глазами детей (сначала  учитель устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями); он стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей; помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей; надеется на победу добра в душе ребенка; делится накопленным педагогическим опытом. Я уверена, если мы будем соблюдать эти принципы, родители откроют нам свои «души».  А в адаптационный период должна быть налажена постоянная связь между школой и родителями. К сожалению, учителя редко знают о том, что происходит с ребенком дома после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходило с ребенком в школе. Нужно договориться о месте и времени встреч учителя и родителей, на которых они могли бы обменяться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий детей. В течение первого года обучения детей родители и учителя должны стать единомышленниками. Примерные темы родительских вечеров: Год рождения ребенка, — каким он был, этот первый год? Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?  Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Конечно же эту работу нужно начинать как можно раньше, уже в летний период или в течение года. Я считаю, что нужно составить план работы с шестилетними детьми. Учет детей микрорайона школы, позволит сразу выявить детей, не посещающих дошкольные учреждения.  На первом родительском собрании необходимо проинформировать родителей о предполагаемой физической и психологической нагрузке школьников, объеме выполняемых домашних заданий, способе их выполнения и системе оценивания. Пригласить детей и родителей для подготовки торжественной линейки, на праздник и первый урок. Посоветовать родителям, какими словами нужно проводить и встретить малыша, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи. Учеба – это серьезный труд, требующий трудолюбия и настойчивости, умения доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и радоваться первым успехам, но не запугивать детей предстоящей работой, не требовать с него невозможного. Ребенку легче учиться, когда он чувствует заботу и поддержку родителей. Особенности обучения и поведения детей в дальнейшем зависят от того, как прошел их первый школьный день, насколько ожидания ребенка оправдались, какие перспективы он «увидел», когда оказался в реальной школьной среде. Начиная работу с родителями в подготовительный период, больше шансов и подружиться с ними, и познакомить и подружить родителей. Известно, что многие комплексы, которые не дают покоя взрослому человеку, были сформированы именно под воздействием психологических трудностей, испытываемых в школе. Следовательно, подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни. Вот именно эту сторону не всегда понимают родители.. От родителей тоже требуется определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый мир. Для того чтобы лучше понять, что чувствует ваш малыш на пороге нового этапа его жизненного пути, постарайтесь вспомнить те ощущения, которые вы испытывали сами перед тем, как пойти в первый класс. Ведь даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же говорить о детях, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности всем своим существом! Связь с родителями нужно осуществлять на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед, тематических встреч с педагогами и родительских со браний. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребенка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обу чения.        Я присоединяюсь к словам В.В. Сухомлинского: «Школа не должна выносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» Самая главная задача родителей во время школьного обучения ребенка - не стать учителями-дублерами, а остаться родителями, принимающими, понимающими и любящими своего ребенка, невзирая на его школьные успехи или неудачи. Поэтому и следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).

 Может я в чём- то ошибаюсь, но надеюсь, что мои рекомендации помогут  родителям и учителям  выбрать правильные пути решения этой проблемы. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка будущих первоклассников к школе

Беседа для родителей будущих первоклассников. Ответы на многие вопросы интересующие родителей,  рекомендации специалистов, тест "Готов ли ребёнок к школе."...

Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение по программе предшкольной подготовки «Путешествие в страну Знаний».

Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение по программе предшкольной подготовки «Путешествие в страну Знаний»....

презентация "Математика" (материалы для подготовки будущих первоклассников к школе)

В этой презентации материалы для подготовки детей к школе по математике....

Родительское собрание "О готовности будущих первоклассников к обучению в школе"

Данный материал учитель использует для проведения родительского собрания....

Программа подготовки будущих первоклассников к школе

Программа подготовки будущих первоклассников рассчитана на 1 учебный год. Программа соответствует нормам и требованиям ФГОС....

"Преемственность ДОУ, начальной школы и семьи - основа сотрудничества в подготовке будущих первоклассников"

Предшкольное и начальное образование: особенности семейной педагогики как направление преемственности....