Главные вкладки

    Пути повышения качества образования в начальной школе
    статья на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Пути повышения качества образования в начальной школе»

    Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе

    Предполагаемые причины в снижении показателей по основным предметам могут быть следующие:

    - в усложнении учебного материала, в связи с этим  многие обучающиеся испытали значительные затруднения в его усвоении

    - в психологических особенностях возраста обучающихся

    - проблема состоит  не  только в том, чтобы  вооружить учеников знаниями, но и в том, чтобы сформировать у них приемы, способы, умения учебно-познавательной деятельности, без которых усвоение новых знаний  невозможно

    - низкий уровень подготовленности к обучению младших школьников, несформированность учебных умений и навыков не всегда  позволяют добиваться высоких результатов и нужного качества знаний.

    Задачи:

    1. Повышать качество обучения и преподавания.

    2. Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального образования на уровне требований ФГОС

    3. В качестве основного образовательного результата школы рассматривать не только предметные знания, но и ключевые компетентности  и способности учащихся.

    4. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.

    5. Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.

    6. Обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

    7. Совершенствовать работу с мотивированными и одаренными детьми;

    8. Внести коррективы в систему планирования и методики преподавания с целью реализации  принципа формирования прочных УУД учащихся.

    Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

    • целеполаганием учащихся;

    • мотивацией их деятельности;

    • формированием умений учащихся;

    • созданием обратных связей «учитель – ученик»;

    • созданием проблемных ситуаций;

    • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

    Общие рекомендации:

    1. Продолжить работу по эффективной организации методической части уроков с целью развития интереса к получению знаний и повышения  уровня мотивации к обучению у большинства учащихся начальной школы;

    2. Концентрировать усилия школы, учащихся и их родителей  на получение прочных знаний по усвоению программы, а не оценок.

    3. Повышать качество преподавания, стремясь к преобладанию деятельностных методов и активных технологий обучения, использовать ИКТ технологии, информационное пространство учителей и мыследеятельностные технологии.

    4. Создавать условия на уроках и во внеурочной деятельности для обучения учащихся начальной школы самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию и самоанализ на всех этапах учебных занятий.

    5. Создавать условия в  организации обучения учащихся  самостоятельности деятельности в привычных и новых  условиях  деятельности.

    6. Планировать организацию учебной деятельности с целью формирования способностей и умений учащихся ставить себе цели и задачи учебной деятельности, анализировать результаты своей деятельности.

     7. Осуществлять связь с родителями для развития высокого уровня заинтересованности родителей в уровне знаний учащихся и способах их применения в ходе выполнения контрольных и срезовых работ.

    8. Использовать новые технологии обучения, ИКТ- технологии,  ТСО.

    9.Проводить  регулярно мониторинг сохранения психического здоровья учащихся;

    10. Проводить научно-методическую работу педагогов на более высоком уровне  через участие всех педагогов начальной школы в транслировании своего профессионального опыта.

    11. Продолжить создавать условия для успешного введения   ФГОС НОО с целью обеспечения прочных знаний и развития способностей учащихся.

    12. Продолжить работу  во всех классах по  реализации  идеи создания и накопления  ученического портфолио.

    Все вышеназванные рекомендации определяют основные направления деятельности начальной школы в  учебном году.  

    Общие показатели успешного обучения:

    1.        Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

    2.        Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.

    3.        Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

    4.        Стабильность здоровья обучающихся.

    5.        Удовлетворённость учителя своей работой.

     

    Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

    1.        Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

    2.        Социально-экономические факторы.

    3.        Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

    4.        Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

    5.        Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

    Методическая работа в начальной школе:

    следование традициям и внедрение новации;

    повышение компетентности учителя;

    освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

    определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

    выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;

    накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

    организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

    Целевые направления:

    совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

    создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

    обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

    создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

    совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

    обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

    совершенствование материально-технической базы школы.

    Задачи:

    обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

    формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

    создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

    организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

    Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

    Технологии и методики, применяемые в начальной школе:

    технология личностно-ориентированного образования;

    технология уровневой дифференциации;

    технология игрового обучения;

    технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

    проектная деятельность;

    исследовательская деятельность;

    технология сотрудничества;

    здоровьесберегающие технологии;

    информационно-коммуникационные технологии.

    При оценке знаний мы учитываем  следующие качественные показатели:

    глубина - соответствие изученным теоретическим обобщениям;

    осознанность - соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию;

    полнота – соответствие объёму программы и информации учебника.

    Повышение учебной мотивации – это  учить детей так, чтобы им захотелось учиться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

    Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

    Пути повышения качества образования в начальной школе

    Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

    Пути и резервы повышения качества образования в начальной школе

    Презентация к выступлению на педсовете,  на МО...

    Пути повышения качества знаний в начальной школе

    Шичиях З.Ю. "Пути повышения качества знаний в начальной школе"...

    Пути повышения качества образования в начальной школе.

    Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....

    ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...