ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением требований учащихся и запросом семьи, общества и государства к результатам образования. Представлены технологии и методики, положительно влияющие на показатель качества образования в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ                  ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.Ф. Лобыцина

с. Тунка, республика Бурятия, Россия

E-mail: lobytsinat@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно,  проблема качества образования, которая  вызвана чрезмерным  увеличением  требований учащихся и запросом семьи, общества и государства к результатам образования. Представлены технологии и методики, положительно влияющие на показатель качества образования в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, качество образования, информационно-коммуникационные технологии.

THE IDENTIFICATION OF THE MOST RATIONAL WAYS TO INCREASE THE QUALITY OF EDUCATION IN THE ELEMENTARY SCHOOL

T.F. Lobytsina

Tunka, the Republic of Buryatia, Russia

E-mail: lobytsinat@mail.ru

Abstract. This article examines one of the most urgent problems of primary school in the system of modern education, namely, the quality of education problem, which is caused by an excessive increase in the demands of students and the request of the family, society and the state to the results of education. Technologies and methods that positively influence the indicator of the quality of education in primary school are presented.

Keywords: primary school, quality of education, information and communication technologies.

         Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.  

            Cегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?

             Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Стандарт наделяет систему оценки определённой  функцией, позволяющей  ориентировать образовательный процесс в направлении   достижения планируемых верных  результатов. Данная функция подразумевает  обеспечение качества образования. В нашем мире, где  всё вокруг становится более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с этими технологическими новшествами. И учитель если, конечно же, он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить эти  новые жизненно необходимые навыки. 

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата. Качество образования состоит:

1. Из высокого уровня профессионализма педагогов (качество содержания образовательного процесса, качество преподавания);

2. Из материально – технического обеспечения школы;

3. Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.(качество знаний, умений; качество владения опытом творческой деятельностью; качество воспитанности; качество развития личности).

 Для достижения наиболее качественного усвоения знаний, учебный процесс необходимо реализовать  максимально эффективным, поэтому на помощь приходят  дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий самого учителя.

За время  трудовой  педагогической деятельности мною были использованы на  практике различные технологии и методики, помогающие в повышении степени качества образовательного процесса.

1. Для предупреждения неуспеваемости применяются технологии уровневой дифференциации.

2. С целью повышения качества обученности применяются технологии личностно-ориентированного образования.

3. Развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности достигаются  технологиями игрового обучения.

4. При изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют, применяются технологии проблемного обучения.

5. Для развития исследовательских навыков обучающихся  в процессе обучения применяются  проектные методы.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий или исследовательский характер.

Большое внимание  необходимо уделять сохранению здоровья детей при обучении,  применяя для этого здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения, ведь сохранение здоровье учащихся – это одна из основных целей, стоящих  перед педагогами.
Здоровьесберегающие технологии
 – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по свои     силам,  обучающийся  чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока можно считать  физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня.

 Примеры:

Кончил дело – гуляй смело.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Кто поздно встаёт, тот дня не видит.

Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считается момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна…  И всё это – здоровьесберегающие технологии.

С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), это необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса, что  позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что ведёт к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на занятиях позволяет  решать задачи различного характера: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс

  • Создание тематических презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ по направлениям;
  • работа с ресурсами в сети Интернет;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

С помощью компьютерных технологий решаются следующие задачи: 

  • усиление интенсивности проводимого урока;
  • повышение мотивации учащихся;
  • мониторинг их личных достижений. 

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся. 

Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность.

При помощи ИКТ можно осуществлять настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно проходят уроки по изобразительному искусству и другие. Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, праздников,  родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.  

Таким образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в образовательной деятельности позволяют повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся, способствуют развитию ребенка и повышению качества образования. Хотя проблемы использования информационно-коммуникационных технологий остаются, и их разрешение, на наш взгляд, во многом зависит от учителя. Прежде всего, это должно быть самообразование, самосовершенствование в овладении информационными технологиями, творческий поиск нового каждым учителем с целью развития каждого ребенка и повышения качества образования в целом.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Таким образом, поиск новых форм и методов обучения является обновлением содержания образования. И современные образовательные технологии, развивают личность ребенка,  его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества.   И задача – совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования это – итог деятельности школы, то есть работы каждого  учителя.

Литература

1. .Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования в начальной школе

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...

Пути повышения качества образования в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....

«Пути повышения качества образования в начальной школе»

Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Выступление на педагогическом совете....

Пути повышения качества образования в начальной школе

В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...

Статья (пути повышения качества образования в начальной школе)

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в с...