Родной земли приметы
статья на тему

Аленькина Татьяна Геннадьевна

О значении краеведения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_zemli_primety.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

                                    Родной земли приметы        

                                                  (  Размышления о краеведении )

          Вот несется по улице ватага ребят. Весело машут портфелями, раздаются звонки мобильных телефонов, смешивающиеся с пением птиц. И,

 как в песне  разбегаются ребята домой по родным улицам поселка. Кто-то

пройдет по проспекту Металлургов, кто-то свернет на улицу Автозаводскую,

кто-то постоит на улице Строителей. Для них это названия родных улиц, которые останутся  в памяти навсегда. Картины детства любого  человека. Только названия улиц у каждого свои.  Так начинается Родина.

        Дом, улица, поселок, город, страна. Как появился дом, в котором я живу?

Почему моя улица так называется? Когда появился мой город и поселок?

        Вопросы! Вопросы! Простые и сложные. Так часто их задают особенно

младшие школьники. И в поисках ответов на них каждый учитель надеется

вырастить достойных граждан нашей Родины и просто хороших людей, со

всеми полагающимися им компетенциями. И помогает педагогам замечательный курс по краеведению « Азбука Смоленского края».

        Совместные поиски ответов на вопросы, в рамках этой  программы

вылились  в начале в сообщения на уроках «Азбука Смоленского края» о

родном городе Ярцеве, а затем в исследовательскую работу в рамках Научного общества учащихся. Одна из них и посвящена истории родного

поселка и называется « Поселок Пионерный. От создания до наших дней».

Выполнил ученик  4-А Голицын Виталий.

        В работе мы изучили историю создания поселка. В связи с каким событием начал строится поселок? Встретились с первыми строителями

поселка. Составили план – карту . Описали объекты (жилые дома, школы,

сады, магазины, объекты культуры.)

        Постарались проанализировать жизнь и развитие Пионерного.

        В процессе работы у ребят возникло чувство гордости за свою родину.

Они узнали, что поселок построен их бабушками и дедушками. Ребята испытывали гордость за своих близких, чувство уважения к землякам. Появилось желание быть похожими на них в своих поступках и  делах.

        Исследовательская работа позволяет полнее реализовывать воспитательный  и развивающий потенциал краеведческих знаний.

        Воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое

нашего города, бережного отношения к памятникам прошлого, эстетических

и нравственных качеств личности младшего школьника посвящена еще

одна исследовательская  работа «Храмы нашего города», которую выполнил

ученик 4-А  Серяков Дмитрий. Надо отметить работа сложная, касающаяся

вопросов религии, вероисповедания. Сначала пришлось ответить на

вопрос: Что такое храм, церковь, часовня? Для чего люди строили храмы?

Выяснили, что в нашем городе есть   храм, часовня и церковь.

        Изучили историю создания и восстановления Храма первоверховных

апостолов  Петра и Павла. Побывали в часовне в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», которая открылась в нашем городе

в 1997 году. Узнали, что 11 августа 2007 года состоялось освящение и открытие новой церкви в честь архангела Михаила в пристанционном

поселке.

        Выяснили, что разную историю имеют храмы. Каждый свою полную

событий, как радостных, так и печальных. Но объединяет их одно. Они, как и

в древние времена помогают людям найти нужную дорогу в жизни, обрести

веру. Храмы остаются центром  в жизни людей. Радует, что в нашем городе

продолжается строительство церквей. В феврале 2007 года было освящено

место будущего строительства новой церкви на п. Пионерном (возле школы

№10).

        Отбор материала в работе позволяет определить её гуманистический

характер, и приоритет общечеловеческих ценностей, привить заботу о сохранении исторического и культурного наследия.

        Далее наши поиски представляют собой взаимоотношения двух

предметов  русского языка и краеведения. «Язык наших предков» –

такова тема следующей исследовательской работы. Этой темой заинтересовался ученик 4-А Фисенко Дмитрий.

        В содержании этой работы присутствуют народный дух, народная

мудрость, любовь к родному языку. В наблюдательности детям не откажешь.

Заметил ученик разницу в языке сельских жителей, взрослых и  детей .

Задался вопросом изучения диалектизмов в русском языке. Явление, которое

всё меньше и меньше встречается в нашем языке, так как язык пополняется

новыми словами с иностранной окраской, а эти наши родные, исконные.

        В данной  работе  во-первых познакомились  с понятием « диалект»,

рассмотрели корни Смоленского диалекта. Определили географию наших

наблюдений. Это близлежащие деревни: Ольхово, Капыревшина, Петрово и

город Ярцево. Встретились с носителями языка. Коснулись особенностей

Смоленского диалекта.

        По наблюдениям выявили, что между современным русским языком и

языком, которым пользуются в какой-либо местности, есть различия и сходства. Диалектизмы сейчас реже используются в современной речи, но

все же явление это в языке наблюдается и достойно изучения. Потому что

сохраняет самобытность и  неповторимость русского языка.

        Также были выполнены следующие работы: «Деревья нашего города» –

научный руководитель Мотурняк А.Г. ; «Лесная аптека»  – научный руководитель Рященко И.В.

        Не секрет, что эффективность занятий по краеведению зависит от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе.

Это и беседы, чтение и обсуждение детских сообщений по темам: «Лекарственные растения нашей местности»; «История возникновения города Ярцева»; «Текстильный комбинат города Ярцева»; «Животный мир нашей местности»; «Водоёмы нашего района». Разные формы: просмотр фильмов, встречи с участниками  исторических событий. Экскурсии а парк,

городской музей, поездки в Смоленск, поселок Талашкино, проведение вечеров с участием родителей, бабушек, дедушек конкурсы рисунков и т.д.

        Юным  авторам работ помогают и родители, что способствует интеллектуальному содружеству семьи.( Совместные прогулки детей и родителей по городу, помощь в составлении карты – схемы  Пионерного.)

Родители тоже проявляют заинтересованность в краеведческом курсе.

        Большую помощь в работе по подготовке исследовательских работ оказывает секция НОУ (младших классов) «Первые шаги». Здесь заинтересовавшимся ребятам могут объяснить как выбрать тему, поставить цели и задачи, как работать с литературными источниками, как правильно оформить работу.

        Работа в НОУ в школе в основном ведется на краеведческом материале.

Это и  понятно. Для младших школьников очень близки понятия «мой дом»,

«моя улица», «мой город». Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, создаются

условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что

составляет базу для духовно- ценностной и практической ориентации ребенка. Ребенок на доступном ему уровне осознает важность

и ценность окружающего мира. В привычном окружении открывает новые стороны.

        А курс «Азбука Смоленского края», который находится у нас на вооружении, позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий

потенциал краеведческих знаний.

        Мы со своей стороны лишь углубляем знания по краеведению на местном материале, находя всё новые и новые темы для исследований.

Собранный и исследованный материал может использоваться на уроках,

а также в работе школьного музея. Ребята со своими научными работами

пробовали свои силы на школьной научной конференции. Достойные из них представляли школу на районном уровне.

        Трудно переоценить значение краеведения в начальной школе.

Здесь все начинается.

                     Все что  случится со мою потом,

                     Все отсюда берет разбег.        (  А. Галич )

Учитель начальных классов школы № 7 Аленькина Т. Г.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".

Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля"

Внеклассное мероприятие по кубановедению  на тему: "Край наш кубанский - родная земля" было проведено в 4 классе. Цель данного мероприятия: привитие любви к родному краю, к тво...

проектная работа Край наш Кубанский родная земля

История Краснодарского края и поселка....