Проектирование образовательного пространства на деятельностной основе
статья на тему

 Ульянова Светлана Анатольевна
В чем сущность системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в формировании личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Роль учителя заключается в том, чтобы через учебную деятельность научить ребенка осваивать мир, подвести к сознанию того, что «Я сам осваиваю мир».
 
 

Уважаемые педагоги, прошу поделиться опытом работы по использованию на уроках и во внеурочной деятельности системно-деятельностного подхода.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ульянова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов
МОУ «Волжский городской лицей»
(e-mail: svetlanulyan33@yandex.ru)

Проектирование образовательного пространства на деятельностной основе

Важнейшая ступень в процессе общего образования школьника – это начальная школа. За четыре года учащемуся надо «научиться учиться», а не только освоить программный материал различных предметных дисциплин. В условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность учителя начальных классов возрастает.

По новым образовательным стандартам роль учителя начальных классов заключается в создании условий, чтобы дети сами добывали знания в работе над заданиями, в процессе исследовательской и познавательной деятельности. В связи с этим изменились задачи педагогической деятельности учителя. Учение выступает как сотрудничество, т.е. совместная работа учеников и учителя в ходе овладения знаниями.

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС:

  1. разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам;
  2. анализ учебников, отбор системы заданий (выявление способов и средств формирования УУД);
  3. выбор образовательных технологий деятельностного типа (проектные методы обучения, обучение на основе учебных ситуаций);
  4. обработка результатов диагностических и комплексных работ, разработка контрольных материалов;
  5. разработка для своего класса программы воспитания и развития;
  6. портфолио (внедрение новой формы накопительной оценки).

Рабочие программы и тематическое планирование предоставляется авторами УМК, а учителю необходимо выполнить корректировки: доработать тематическое планирование по предметам, отследить планируемые результаты освоения программы к окончанию каждого класса (в документах планируемые результаты даются для выпускника начальной школы).

Изменилась и форма календарно-тематического планирования: оно стало включать в себя не только название раздела, темы, предполагаемый результат, повторение, контроль, но и для каждой темы планируемый результат УУД, есть важная колонка – примечание. По ходу учебной деятельности учитель вносит корректировки, отмечает важные моменты, вопросы, которые помогут подвести итоги работы.

Разрабатывая поурочные планы необходимо выстраивать урок как процесс развития личности, принятия семейных, социальных, духовно-нравственных и других ценностей, а не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций. В конспект урока так же внесены изменения. Для каждого этапа прописываются формируемые УУД, планируемые результаты, деятельность учителя, деятельность учащихся.

В связи с изменениями, учитель должен понимать не только «Чему учить?», но и «Как учить?», чтобы у учащихся возникали собственные вопросы «Чему мне нужно научиться на уроке? Как этому научиться».

Необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, чтобы понять идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС.

На первый план выходит развитие личности учащегося, выступают такие качества как умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, разработка и проверка гипотез на основе освоения способов деятельности. В современном обществе эти способности востребованы. Они и становятся одним из важных ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации.

Учителю необходимо проследить, как реализуются условия деятельностного подхода, на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, надпредметным результатам.

Учащиеся на уроке должны быть объединены общей целью и включены в серию взаимосвязанных учебных заданий, получая знания из любых источников. Самостоятельные наблюдения учащихся, самостоятельная работа с учебником или другими пособиями, устные упражнения, практические, лабораторные и письменные работы, это поможет научить детей рассуждать, извлекать необходимые данные из таблиц и схем, группировать, устанавливать закономерности. Таким образом, роль учителя заключается в том, чтобы через учебную деятельность научить ребенка осваивать мир, подвести к сознанию того, что «Я сам осваиваю мир».

Меняются так же методы и формы организации учебной деятельности: от игровых – к выполнению работы при помощи учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при содействии учителя). Затем идет переход к работе в группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Но начальная (адаптационный период) стадия межличностных отношений – это работа в паре. Работа в группе в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, оценивать результаты своей работы, ребенок учится сопереживать, помогать, соотносить свои действия и поступки с чужими. Работая над решением общей проблемы, ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог, деликатно отстаивать свою точку зрения.

Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, индивидуализацию обучения и реализовать принцип деятельностного подхода, учитель начальной школы должен создать условия для введения интегрированных курсов.

На основании интегрирования рождается качественно новое знание, такие уроки будят во всех ребятах желание творить, помогают детям познавать всю красоту окружающего мира.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что проектирование образовательного пространства, требует трудоемкой и серьезной работы со стороны учителя по выстраиванию и организации учебного процесса, для достижения и реализации планируемых результатов, отвечающих положениям Федерального стандарта.

Литература

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

2.Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

3.Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

5.Соболева В.А. Интеграция как условие осуществления деятельностного подхода// «Начальная школа», 2006, №6. С.66.

6.Хуторский А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования// «Народное образование», 2003, №5. С.55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...

«Проектирование занятия по ИЗО на основе системно - деятельностного подхода»

Задача учителей и педагогов дополнительного образования не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (способность к самостоятельному усвоению новых з...

Основы робототехники в образовательном пространстве школы.

Статья об основах робототехнике в образовательном пространстве школы....

"Деятельностный подход в обучении начальных классов. Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода"

любоУсвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усва...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...

Социальное проектирование как средство развития одарённости обучающихся в современном образовательном пространстве.

Социальное проектирование в начальной школе позволяет выявить одарённых детей и способствует развитию их способностей на начальном этапе обучения. Позволяет воспитывать детей с высокими моральными кач...