Главные вкладки

    Основы робототехники в образовательном пространстве школы.
    статья на тему

    Статья об основах робототехнике в образовательном пространстве школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основы робототехники
    в образовательном пространстве начальной школы

    Гринькова Елена Сергеевна,

    МОУ «Средняя школа № 7»,

                учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами.

    Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и внедрение технологий образовательной робототехники полностью удовлетворяют эти требования.

            В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника здесь - это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

                 Что же такое «Робототехника»? Это не только создание роботов. Для того, чтобы на свет появился даже маленький робот, дети должны для начала овладеть такими навыками, как «моделирование» и «конструирование».

            Взаимодействие детей с огромным разнообразием строительных деталей, как просто физическое, так и с использованием цифровых технологий, развивает способность к нелинейным формам обучения. Дети самостоятельно добывают знания, а не получают их в готовом виде. Работая таким образом, они получают возможность размышлять над сделанным ими выбором в реальном режиме времени, подсознательно или путем совместных усилий корректировать свои идеи, достигая наилучших результатов при коллективной работе со сверстниками. У детей появляется уникальная возможность развивать технические способности.

    Использование Лего-конструкторов в урочной и внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики.

    В нашем образовательном учреждении мы осваиваем Лего-конструирование с 2014 года. Мы являемся счастливыми обладателями 10 конструкторов Лего WeDo(основной набор), 6 комплектов дополнительных элементов, 7 наборов Лего WeDo 2.0 и  1 конструтора   Lego Mindstorms

    Основной формой работы является – кружковая работа.  

    Курс по робототехнике начинается с 5 лет. К этому возрасту дети на бытовом уровне уже владеют начальным навыками моделирования. В этом им помогают занятия художественным творчеством и конструированием в детском саду и дома. Но если для конструирования ребенку не достаточно того оборудования, которое приобрели для него родители, то занятия робототехникой требуют специальных условий: программируемый конструктор с мотором, специально подготовленный педагог, и конечно, сама программа.

            Курс начальной робототехники создан на основе конструктора LEGO WeDo с использованием специального программного обеспечения и компьютера. Ребята с удовольствием создают собственных роботов и учатся ими управлять. И это не просто сборка конструктора по схеме, это творческий развивающий процесс создания моделей, изменения уже готовой конструкции, ее программирования. В ходе именно такой работы развивается техническое, инженерное мышление ребенка.

            В процессе сборки разных моделей роботов дети знакомятся с такими сложными для понимания понятиями как «энергия», «мотор», «тяга» и пр. В дальнейшем, эти знания очень помогут им в изучении математики, физики, информатики.

            Кстати, успешно занимаются робототехникой не только мальчики, но и девочки. Развивая техническое мышление сейчас, в будущем они смогут легко разобраться с принципами действия различных технических устройств, которыми заполнена наша повседневная жизнь.

            Многие родители считают, что заниматься робототехникой можно и дома, просто приобретя конструктор. Однако, тут есть свои нюансы. Во-первых, образовательные конструкторы LEGO EDUCATION намного дороже игровых (в 5-10 раз). А во-вторых, в набор входит только 10 инструкций, по которым ребенок может собрать всего 10 моделей. На наших   занятиях, за год  ребенок  может собрать до 36 моделей! Кроме этого дети развивают пространственное и техническое мышление, наблюдательность, которая позволяет видеть достоинства или несовершенства технических устройств, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из данных узлов и деталей новые комбинации, сопоставлять их свойства) и многое другое.

    Форма кружковых занятий по конструированию носит более раскованный, свободный характер. Детям позволяется в процессе работы отойти от своего рабочего места, самостоятельно взять недостающий материал, подойти к товарищу, уточнить что-то, перенять то или иное конструктивное решение.

    Образовательное ЛЕГО-конструирование имеет огромный потенциал. Его можно применить к любому предмету, изучаемому в школе. Оно раскрывает внутренний мир ребенка. Через него можно понять, какие предметы интересуют учащегося и какая составляющая более важна для него.

    Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом  у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал.

                    Изучение основ робототехники создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью конструкторов и других компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Эти занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.

                    Недавно приобретенные школой конструкторы Лего WeDo 2.0 позволяют проводить увлекательную проектную деятельность с учениками 1–4 классов, развивая их навыки проектирования, конструирования и программирования. Входящие в Комплект проекты наглядно демонстрируют ученикам принципы работы различных технологий, физических законов или природных явлений. Комплект включает в себя материалы для реализации 17 проектов по физике, биологии, географии, исследованию космоса и инженерному проектированию, работа над которыми в общей сложности может занять более 40 академических часов. В состав учебных материалов также входят инструменты оценки успеваемости, идеи для дальнейшей работы над проектами и советы по организации работы в классе.

                    На протяжении трех лет наши дети не только успешно участвуют   в городских, региональных и российских соревнованиях   по робототехнике, но и занимают призовые места. Тем самым они  повышают    свой интерес к изучаемому предмету  и интерес сверстников , поднимают престиж школы.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение вариативно- развивающего образовательного пространства школы 1-ой ступени, реализующей ФГОС

    Стратегия  ФГОС  нацелена на:- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете,- инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьни...

    "Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы

    Отчёт учителей начальных классов о взаимодействии семьи и школы...

    Внеурочная деятельность учителей начальных классов в образовательном пространстве школы, как необходимое требование ФГОС.

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

    «Вариативно-развивающее образовательное пространство школы 1-ой ступени как условие реализации ФГОС нового поколения»

     Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и...

    Презентация «Вариативно-развивающее образовательное пространство школы 1-ой ступени как условие реализации ФГОС нового поколения»

    В настоящее время, время информационного бума, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой об...

    Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

    Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...