Формирование исследовательской культуры младших школьников
статья на тему

Фадеева Ирина Владимировна

Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребенка научили не только писать, читать и считать.Ему должны привить две новые группы умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_pilninskaya_sosh_imeni_a.s.pushkina.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Пильнинская средняя общеобразовательная школа    имени А.С.Пушкина

Формирование исследовательской культуры младших школьников

                                       Фадеева И.В.

                                                        учитель начальных классов

                                     

 « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»                         Д.А.Медведев.

  Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребёнка научили не только читать, считать, и писать, чему и  сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению (желание учиться), помощи им в саморазвитии и самоорганизации.

Моё педагогическое кредо: «Будь терпелив в ожидании чуда.

                                                 И будь готов для встречи с ним в ребёнке»

Цель современного образования – подготовить человека, компетентного в любой области деятельности и межличностного общения, стремящегося к развитию своего собственного потенциала, занимающего активную деятельностную позицию.

Цель учителя начальных классов -  создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе:                                               совершенствование содержания образования и технологий образования; обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний через развитие познавательной и исследовательской компетентности;

формирование способностей школьников к самообразованию.

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в изменении организации учебного процесса, сочетании новых форм и источников развития учащихся, с подготовкой ученика к самостоятельной активности.

Актуальность решения данных задач вытекает из новых требований ФГОС, предъявляемых к учащимся начальной школы: не только овладеть общеучебными знаниями и умениями, но и самостоятельно принимать и находить определенные решения в процессе текущей работы.

В процессе обучения

- развиваются и поддерживаются творческие инициативы;

- поощряются навыки самостоятельного поиска информации;

- формируются универсальные умения ставить и решать задачи.

Источник изменения – это противоречие между современными требованиями к выпускнику школы и теми качествами, которые формирует традиционное обучение.

 В связи с этим пересматриваются и существенные характеристики в образовательной деятельности.

Источник изменений

в образовательной

деятельности 

- развитие собственного потенциала учащегося;

- использование новых информационно-коммуникационных средств обучения;

- успешность обучения школьников в среднем и старшем звене

- участие в школьных научно-практических конференциях «Малая Академия наук»

Концепция изменений

- изменения в методике преподавания;

- структурирование учебного материала с использованием проблемных учебных  задач

Условия реализации

изменений

- проблемное обучение;

- обучение в сотрудничестве;

- подготовка участников проектов с использованием ИКТ;

- самостоятельная и с помощью взрослых поисковая и исследовательская деятельность

Результаты изменений

- развитие коммуникативных умений обучающихся;

- повышение самооценки, заинтересованности в собственных результатах;

- стремление проявить креативное мышление

Говоря об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими  качествами личности:

1)уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2)критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3)грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4)быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5)самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

  В связи с тем, что дети, действительно, требуют деятельности, их нужно вовлекать в творческую, проектную, исследовательскую деятельность.

  Кто такой успешный человек? Это тот человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий. Осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

  Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось- это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности – проектной.

  Проектный метод обучения активно применяется во многих школах Нижегородской области. Нижегородские педагоги и ученики – активные участники различных российских и международных проектов. Проектная деятельность формирует у школьников качества и умения, необходимые человеку ХХI века:

-ответственность и адаптивность;

- коммуникативные умения, креативность и любознательность;

- критическое и системное мышление;

- умение работать с информацией и медиаресурсами;

  Наша школа занимается проектной деятельностью уже ряд лет и является муниципальной эксперементальной площадкой «Метод проектов - структурообразующий метод в профильной школе». В школе проходят научно-практические конференции «Научное исследование как способ самореализации» для среднего и старшего звена и «Малая Академия» для младших школьников.

  Для учителя исследовательская деятельность - это возможность творческого роста, перехода на новый уровень профессиональной самореализации, освоение современных педагогических и информационных технологий.

  Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать, в каких либо делах,  не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в учебно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», стало определяющим в моей работе. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Для  организации учебно-исследовательской деятельности использую систему,  которая состоит из следующих этапов:

  • Первый этап - тренировочные занятия с классом (знакомство первоклассников с техникой проведения исследования).
  • Начиная со 2 класса - формирование умений видеть проблемы

     и поиска их решений (методы исследования):

-выдвижение гипотезы;

-вопросы по проблеме;

-определение понятий (загадки);

-сравнение;

-обобщение;

-классификация;

-наблюдение (сравнение парных картинок);

-эксперимент;

-умозаключения.

  Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.

  Над чем же нам приходится работать и какие умения мы формируем?

Умения организационного

характера

- организация рабочего места;

- планирование работы.

Умения и знания

исследовательского

характера

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- определение структуры исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

Умение работать

с информацией

- структурирование информации;

- выделение главного;

- представление в различных формах.

Умение представить

результат

- формы представления;

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

 Все эти умения достигаются следующими средствами обучения:

 - проблемное , частично-поисковое, эвристическое обучение под руководством учителя.

- урок-исследование

- исследование, проектирование.

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.
На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.
Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.
Мои ученики уже сделали несколько таких книг. А также плакаты и рисунки, литературные газеты. Во 2 классе мы провели  такие  уроки-проекты,  одним из которых был урок по литературному чтению, где обучающиеся подготовили  информационно-исследовательский проект  «Волшебная сила слов и поступков». Класс был разделён на три группы, каждая из которых выполняла своё  задание. Все ребята написали творческие работы «Если бы я был главным героем рассказа, то…», которые и составили наш сборник.

Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Ставим эксперименты, проводим опытную работу. Так на уроках окружающего мира, изучая комнатные растения, учащиеся узнали, что некоторые растения обладают лечебными свойствами и,  чтобы узнать об этом более подробно был подготовлен проект «Врачи» на окне». Наблюдая сезонные изменения в природе,  был проведён эксперимент и подготовлен проект «Почему тает снег».   Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы. Организация  исследования с использованием  ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности кабинета начальных классов компьютерной техникой и сетевым доступом в Интернет. С помощью ИКТ я организую такие  формы  работы, как: защита учащимися творческих  работ, сопровождение докладов и сообщений. В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д. на уроках литературного чтения ), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем ( на уроках окружающего мира и литературного чтения);

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость (на уроках технологии);

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

        Виды исследований

По количеству участников:

Индивидуальные, групповые, коллективные.

По месту проведения:

Урочные, внеурочные.

По времени:

Кратковременные или долговременные.

По теме:

Предметные или свободные.

По характеру деятельности исследования бывают:

Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.

Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов, явлений.

Эмпирические – проведение собственных экспериментов.

 Направления наших проектов разнообразны. Они могут быть о культуре, природе, технике, Вселенной, науке, экономике, фантастике и др.

 Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

- классифицировать;

- обобщать;

- переключаться с одного поиска решения на другое;

- составлять программу действий по своей работе;

- рассматривать объект с различных точек зрения;

- сравнивать различные объекты и их совокупности;

- составлять задания по предложенной теме;

- проводить самоконтроль;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

                    Технология исследовательской деятельности.

  • тренировочные занятия;
  • самостоятельные исследования.

Тренировочные занятия.

Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д. на уроках литературного чтения ), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем ( на уроках окружающего мира и литературного чтения);

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость (на уроках технологии);

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

  В результате за 2  года обучения  мы  принимали участие в школьных научно-практических конференциях «Малая Академия наук». Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. В 1 классе с помощью родителей  мы подготовили ряд проектов по теме «Обитатели севера». Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Мониторинговые исследования подтверждают наличие следующих изменений:

- Сформированность общеучебных изменений.                                                                           - Позитивная динамика усвоения предметных знаний.                                                  - Победители и призеры всевозможных конкурсов.                                                                                                                                            В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):                                                                                           Учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.             Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.                                                                                                         Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».                                                                                                   Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в         деятельность,  можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор,  переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

  И последнее. Нельзя научить другого тому, чем сам не владеешь. И как нет детей без фантазии и воображения, так и не может быть педагога без творчества и исследовательских порывов.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Исследовательская работа "Формирование валеологической культуры младшего школьника (питание)"

Исследовательская работа "Формирование валеологической культуры младшего школьника (питание)"....

Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...