Главные вкладки

    Создание повышенной мотивации к учебной деятельности учащихся с ОВЗ и её формирование.
    статья (1 класс) на тему

    Калинина Нина Васильевна

    Предварительный просмотр:

    Тема: Создание повышенной мотивации к учебной деятельности учащихся с ОВЗ и её формирование.

                         

            Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

            Безусловным на повышенную мотивацию является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достижения формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку,

    а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми.

    И напротив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

            Но учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

    Существует три источника учебной мотивации - это

    1. ощущение самостоятельности процесса поиска знаний +
    2. ощущение свободы выбора +
    3. ощущение успешности (компетентности).
    1. Ощущение самостоятельности поиска:
              Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

    Техника «Проблемные вопросы»        Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

            Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

            Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

            При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

            Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

    Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»                                                      Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

    +

    ?

    Я это знал(а)

    Это для меня абсолютно новое

    Это противоречит тому, что я знал(а)

    Я хочу об этом узнать побольше

            От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

    1. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
      — Почему ты ходишь в школу?        

    Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

            Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

    1. Ощущение компетентности:
              Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

            В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом

    возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

    Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

    • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
    • Уверенность в себе;
    • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
    • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
    • Потребность и возможность в самовыражении,
    • Принятие и одобрение значимыми людьми;
    • Актуализация творческой позиции;
    • Осознание значимости происходящего для себя и других;
    • Потребность в социальном признании;
    • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
    • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

    Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей о ОВЗ навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для этого нужно тесно работать с психологом школы.

    Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения должного образования. Очевидно, что не каждый ребенок с ОВЗ с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь детям в осознании этой цели.

            Для того чтобы учащийся с ОВЗ по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

    Выводы:

    1.Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

    • Внешние мотивы в обучении:
    • Отметки;
    • Вынужденный долг;
    • Учёба ради престижа, лидерства,
    • материального вознаграждения;
    • Избегание наказания.
    • Внутренние мотивы в обучении:
    • Удовлетворение от самой
    • деятельности;
    • Прямой результат деятельности;
    • Стремление к успеху,
    • Понимание необходимости
    • для жизни;
    • Учение как возможность общения.
    •  «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский)
    1. Главная задача мотивации учения
    • организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
    • Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:
    • - укрепление «открытости к воздействиям»;
    • - использование ситуации выбора;
    • эмоциональный тренинг.
    • На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.
    1. Способы повышения внутренней мотивации.
    • По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
    • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
    • Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
    • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
    • Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
    • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
    • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
    • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

    Помните: в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

    В школе следует уделять внимание созданию атмосферы интеллектуального поиска, творческой активности всех учащихся. Самое важное в создании успеха в учёбе – это деятельность, где ребёнок может проявить себя, показать свои способности и таланты.

    4. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

    • значимый, интересный для них материал;
    • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
    • положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
    • предлагаются задания с очевидным результатом;
    • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
    • продумать «изюминку» урока.

    5. Памятка учителю:

    • • Начинай урок со звонком.
    • • Радуйся встрече с классом.
    • • Организуй погружение в свой предмет.
    • • Используй доску как информационное табло.
    • • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай д/з.
    • • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
    • • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
    • • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
    • • Люби детей и себя.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

    Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...

    Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

    Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

    Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

    Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

    «Дистанционные образовательные технологии как средство повышения мотивации к учебной деятельности»

    использование дистанционных образовательных технологий в образовании...

    Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.

    Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушин...

    "Повышение мотивации к учебной деятельности через использование активных методов обучения"

    Теоретические основы, классификация, виды и значение активных методов обучения в образовательном процессе....