Материалы МО. Помощь родителей в выполнении домашних заданий младшими школьниками.
статья на тему

Помощь родителей в выполнении домашних заданий младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа Троицк в городе Москве

Сообщение по теме:

«Помощь родителей в выполнении домашних заданий младшими школьниками»

Подготовила учитель начальных классов Чернова Лариса Юрьевна

19 февраля 2013 года

 Домашняя работа - это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя.

 Домашнее задание  стало обязательным компонентом учебной работы ещё в XVI веке. Но будучи частью учебного процесса, в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывало такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание. Домашние задания на протяжении XIX-XX вв. были предметом педагогических дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что выполнение домашних заданий - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность  применения домашних заданий  лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению.

 Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками».

Дидактические цели домашней самостоятельной работы:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время занятий в школе;
  • самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления.

 Важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

    Преимущества в выполнении домашних заданий дома с родителями.

         Безоценочность родительской помощи рождает обстановку свободы,  творчества, безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Именно в такой атмосфере у ребенка развивается и усиливается интерес к новым знаниям и умениям, а не стремление получить хорошую оценку любой ценой.

           Домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.

Правила, которые необходимо знать родителям для оказания помощи школьникам в процессе выполнения домашних заданий.

           1) Выполнение распорядка дня. 

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

            Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2) Распределение заданий по степени сложности. 

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

3) Выполнять с ребенком только то, что задано в школе. 

Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями.  Ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его "рабочий день" продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок - целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.

              4) Ограничить время на приготовление уроков в целом. 

Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить  поддержку и помощь родителей.

           5) Выполняя домашние задания с ребенком, придерживаться удобного для него темпа. 

Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: "Внимательнее", "Не отвлекайся!" тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным, просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

           6) Хвалить ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. Демонстрировать его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами. Не сравнивать его умения с умениями других детей. Поощрять упорство и проявление характера достижения цели.

             Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься - поддержать его в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что  его продолжают любить независимо от оценок, полученных в школе. Радоваться каждый раз, когда  в его глазах есть интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Человеку нравится то, что у него получается. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.

            7) Исключить из своей речи негативные оценочные высказывания. 

Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения, обиды, пренебрежения, страха, злости, а иногда и ненависти.

Иногда взрослые употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: "Ты просто не хочешь думать!", "Ты очень невнимателен" или "Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!" Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: "всегда", "никогда", "опять", "все время", "вечно". Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: "Ты невнимательный", "Ты ленишься", "Ты нытик". Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы нужно по возможности исключать из родительского репертуара общения с ребенком.

8) Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания. 

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность во  взаимоотношения, связанные с домашней работой.

   9) Создание положительного эмоционального настроя.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если родители:

  • с самого начала дадут ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • в  семье будет поддерживаться атмосфера уважения к умственному труду;
  • не будут стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станут использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараются не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугают предстоящими трудностями; сформируют отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будут злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!"), в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдут возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметят любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!")

 Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий.

 Когда родителям приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»

         Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

         Когда говорят, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

 Это означает, что ребенок должен уметь:

• сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

• спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

• распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

• понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

• применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

• представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.)

 Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

          Навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без помощи родителей?

Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап – родители как можно больше заданий выполняют вместе с ребенком. Стараются понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогают восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но родители должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Нужно оценить с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставить какой-нибудь значок, например плюс. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи нужно спокойно разобраться, что помешало. Научить ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Родительская поддержка на этом этапе скорее психологическая. Они находитесь неподалеку, занимаются своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится, проверяют сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но его всегда поддержат.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов. Родители в это время могут отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до прихода родителей можно только самое трудное. Взрослые проверяют сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

При подготовке материалов использовалась литература:

Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. – М., 2009.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2004.

Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.

Пунский В.О. Азбука учебного труда. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Помощь родителей при выполнении домашних заданий

Лекция для родителей "Помощь при выполнении домашних заданий"...

Памятки для успешного выполнения домашнего задания младшего школьника

Данные памятки помогут ученикам  начальной школы эффективно справляться с выполнением домашнего задания. Успешно добиться желаемого результата....

Сценарий родительского собрания на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий"

Родительское собрание на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий" целесообразно проводить перед введением отметок. Данная разработка содержит подготовительную работу и конспект самого с...

Методические рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий детьми младшего школьного возраста

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Рекомендации помогут родителям сделать выполнение домашних заданий самостоятельным процессом...