Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать»
материал на тему

Вершинина Галина Александровна

      Текстовое сопровождение к презентации                                                                                                                                                                                                      Мониторинг в образовании – это не просто измерение, - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мониторинг метапредметных учебных действий в начальной школе.

2 слайд.

Мониторинг в образовании – это не просто измерение, - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Организуя мониторинг, нужно ответить на следующие вопросы:

  • Как и с помощью чего будут собираться данные и производиться измерение изучаемого явления?
  • Как будет производиться обработка полученных данных?
  • Где и в каком виде будут храниться результаты мониторинга?
  • Кому необходима эта информация, и как её распространить?
  • Кто и как будет обеспечивать на основе полученных результатов управление процессом развития?

3 слайд.

У мониторинга могут быть следующие функции:

Диагностическая

                Измерение предмета мониторинга

              Отслеживание динамики развития предмета мониторинга

Оценочная

             Оценка результатов развития и динамики с точки зрения            уровня и нормативных требований     

Контрольная

           Оценка эффективности деятельности специалистов по достижению результатов

4 слайд.

Развитие УУД невозможно без мониторинга. Цель мониторинга – отслеживание процесса формирования УУД у учащихся  начальной школы для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. На основе данных мониторинга  педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, коррекция темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.

5 слайд.

Мониторинг – перспективный инструмент педагогического анализа, отвечающий целям и задачам деятельности современного педагога.

Помочь в этом педагогам могут диагностические комплекты «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» под редакцией Битяновой М.Р., Бегловой Т.В., Меркуловой Т.В.

6 слайд.        

Данные диагностические комплекты позволяют провести мониторинг метапредметных учебных действий. В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

7 слайд.

Работа по формированию и отслеживанию УУД должна вестись с самого начала 1 класса. Поэтому в сентябре педагогу предлагается провести стартовую диагностику готовности к обучению на основе методики «Школьный старт». Она позволяет определить уровень стартовой готовности детей.

В апреле 1 класса проводится первый срез мониторинга УУД на основе методики «Учимся учиться и действовать». И затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно на основе этой же методики, но уже ориентированной на учащихся 2,3,4 классов.

8 слайд.

Диагностика «Школьный старт»

Цель диагностики- получение достоверной информации о стартовой готовности ребёнка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.

9 слайд.

Стартовая готовность - это совокупность умений, которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог.

10 слайд.

Какие умения диагностируются в «Школьном старте»?

Мыслительные умения

  • Умение устанавливать отношения типа «род-вид»
  • Умение устанавливать логические связи типа «причина-следствие»
  • Умение устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше»
  • Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей
  • Умение оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы, знаков при выполнении заданий
  • Умение видеть закономерность в изучаемой информации
  • Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий

Наблюдательность

  • Умение воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления
  • Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи
  • Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта
  • Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения
  • Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации

Контрольные умения

  • Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствие
  • Умение следовать инструкции при выполнении учебных действий

Коммуникативные умения

  • Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий

Личностная готовность

  • Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
  • Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности

11 слайд.

Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу и составляется рейтинг 17 диагностируемых умений. ( Любовь Геннадьевна …)                                      

12 слайд.                                                                                                  Результаты, полученные в ходе проведения диагностики «Школьный старт», дают возможность судить о том, как в дальнейшем будет идти процесс формирования УУД. Можно проследить следующую преемственность этих показателей. Наблюдательность и мыслительные умения – это база для формирования познавательных УУД. Контрольные умения тесно связаны с регулятивными УУД, а коммуникативные – с коммуникативными УУД. Мотивация и позитивное отношение к учёбе в школе – это показатели, относящиеся к личностным результатам.                                                          

13 слайд.                                                                                                  Успешный старт - хорошее начало обучения в школе. Результаты  стартовой диагностики помогут построить работу в первые месяцы обучения и грамотно спланировать процесс формирования УУД. А в апреле 1 класса проводится первый срез мониторинга УУД на основе методики «Учимся учиться и действовать»                                                                  

14 слайд.                                                                                                                                Предметом мониторинга по методике «Учимся учиться и действовать» - являются непосредственно УУД на разных этапах формирования. Мониторинг УУД по этой методике осуществляется с помощью специально сконструированных заданий. Эти задания, с одной стороны, построены на содержании учебных предметов того или иного класса, с другой – содержат в себе определённый метапредметный способ.                                                                                            

15 слайд.

Мониторинг УУД в начальной школе проводится на 1 и 2 этапах освоения способа, это связано с тем, что УУД формируются постепенно. А работа над их развитием продолжится в основной школе.                                                                                                                            

16 слайд.

В ходе проведения мониторинга отслеживается от 8 до 19 УУД. Сравнительная характеристика мониторинга УУД в 1 и 2 классах

1 класс

2 класс

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделение существенных и несущественных признаков.

«синтез»

«Сравнение» по заданным признакам

«классификация» по заданным критериям

«обобщение»

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Умение строить простые умозаключения по аналогии.

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки.

Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.

Коммуникативные УУД

нет

Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Умение формулировать точку зрения.

Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений.

8 умений

13 умений

17 слайд.

Количество умений в 3 и 4 классе возрастает до 19.

Регулятивные УУД.

Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач.

Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий.

Познавательные УУД.

Умение относить объекты к известным понятиям.

Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос.

Умение строить индуктивные умозаключения.

Коммуникативные УУД.

Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках.

Всего 19 умений.

18 слайд.

В ходе мониторинговых исследований расширяется функция мониторинга. Если в 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 – 3 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. ( дальше Любовь Геннадьевна)

19 слайд.

Разработанные способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося, так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы.

На основе этого учитель может:

  1. Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи.
  2. Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
  3. Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уроне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.

20 слайд.

Анализ индивидуальных результатов даёт ответы на вопросы:

  1. Каков рейтинг сфомированности умений?
  2. Какова оценка уровня сформированности умений?
  3. Есть ли прогресс в развитии УУД?

21 слайд.

Анализ результатов по классу позволяет дать ответы на следующие вопросы:

  1. Каков рейтинг сформированности умений по классу?
  2. Какова особенность прогресса в развитии диагностируемых умений?

22 слайд.

Комплект имеет всеобъемлющую поддержку с подробным описанием методологии, процедуры обработки данных, анализа результатов и рекомендаций.

23 слайд.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы

Индивидуальный результат ученика 4 класса Давыдова Дмитрия....

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Диагностика и мониторинг метапредметных результатов в начальных классах.

Важным этапом в обучении школьников является умение учителем владеть постоянной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информаци...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...