Диагностика и мониторинг метапредметных результатов в начальных классах.
статья

Важным этапом в обучении школьников является умение учителем владеть постоянной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить с помощью педагогической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и мониторинг метапредметных результатов в начальных классах.

                                              Выступление на педагогическом совете

                                                                  учителя начальных классов МКОУ  

                                                                  «Суджанская СОШ №2»

                                                                     Мельниковой Г.Н

                           Суджа 2018.

Важным этапом в обучении школьников является умение учителем владеть постоянной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить с помощью педагогической диагностики. В отличии от общепринятого контроля педагогическая диагностика – это форма организационного сбора, хранения, обработки и распространения информации о  состоянии преподавания и уровне обученности школьников. Цель проведения педагогической диагностики – выявить уровень сформированных общепринятых умений и навыков для организации коррекционной работы с учащимися начальных классов. Важнейшими критериями диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность(гласность).

Например, системное проведение проверки навыков чтения в начальных классах, с занесением данных в таблицу , позволяет увидеть учителю рост каждого ученика, или отставание, выявить причину и провести индивидуальную работу с каждым учеником.

Где можно использовать результаты диагностирования.

  1. При работе с родителями.
  2. При переходе ученика в другую школу, при написании характеристики
  3. Для организации индивидуальной работы с учеником и устранения причин выявленных ошибок.
  4. Для работы с портфолио каждого ученика.

Систематическое наблюдение учителя за своим учеником уже является диагностической деятельностью. В диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты – сравнение, анализ, прогнозирование, доведение до сведения уч-ся результатов диагностической деятельности, контроль.

                                       1

Мониторинг – это профессиональная деятельность учителя по отслеживанию состояния изучения какого либо предмета, которая позволяет определить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременное и обоснованное решение.

Цель мониторинга отслеживание и формирование УУД у уч- ся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сфомированных УУД
  4. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированных УУД на начальной ступени обучения.
  5. Обеспечение преемственности и единообразия  в процедурах оценки качества обучения в условиях введения ФГОС нового поколения.

В каждом классе формируется определённое количество УУД.

1 класс-8, 2 класс -13, т. е. добавляется 5 , 3-4 класс 34, добавляется 21.

Одной из задач мониторинга является оценка уровня сформированных УУД.

Функции мониторинга 1. Диагностическая2. Оценочная, 3 контрольная.

                                     3

Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу , проводить его необходимо регулярно с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Главная цель мониторинга 1.помочь, а не оценить, 2.выявить недостатки и успехи. Таким образом, мониторинг – это вид педагогической диагностики.

При организации мониторинга учитель начальных классов должен учитывать следующие условия 1. Продолжительность во времени 2. Систематичность 3. Сравнимость 4 объективность.

В процессе своей работы учитель начальных классов осуществляет базовый и тематический контроль. Базовый осуществляется в конце каждой четверти по планируемым результатам. Результаты оформляются в сводную таблицу, проводится анализ и работа над ошибками, ведётся индивидуальная работа и работа с родителями.

Тематический – после изучения темы . К диагностическим проверочным работам относятся и стартовые диагностические проверочные работы в начале учебного года, позволяющие увидеть , насколько прочно усвоены знания, можно ли двигаться дальше, чем помочь отстающим ученикам, какие советы дать родителям. Ежегодно в начальных классах проводится метапредметный мониторинг – комплексная проверочная работа, помогающая выявить уровень сформированных универсальных учебных действий.

Приведу пример ошибок при выполнении данной работы.

                               4

  1. Ребёнок не дочитывает задание до конца, поэтому задание выполняется не всё.
  2. Читает, но не опирается на полученные знания(вместо материков, пишутся названия океанов)
  3. Выполняет наугад (смотрит на цифры и не сравнивая величины , отмечается ответ)
  4. Не умеет обрабатывать полученную из текста информацию.

                               

  1. Давать оценку информации

                             

  1. Не  умеет самостоятельно ставить учебную задачу.

Анализируя работу, можно помочь ученику справиться с данными ошибками и не повторять их.

Таким образом можно подвести итог вышесказанному: чтобы работа учителя была эффективна, чтобы достичь определённых результатов, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий педагогическая диагностика должна быть на первом месте в педагогической деятельности учителя.

                             

                                       5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Анализ мониторинга метапредметных результатов в 1б классе.

Данные анализа впоследствии можно использовать при составлении таблиц....

Сборник диагностических работ "Мониторинг метапредметных умений в начальных классах"

Сборник диагностических работ "Мониторинг метапредметных умений в начальных классах"...

Диагностика личностных и метапредметных результатов во 2 классе

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-х классов...

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса...