Диагностика личностных и метапредметных результатов во 2 классе
тест (2 класс)

Таханова Дулма Баировна

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-х классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Инструкция по проведению мониторинга

сформированности универсальных учебных действий

у учащихся 2-х классов

Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов (далее – мониторинг УУД) в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  • выявить уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на начальном этапе введения ФГОС;
  • скорректировать ход образовательного процесса по результатам мониторинга УУД.

Инструктивно-методические материалы для проведения мониторинга содержат:

  • инструкцию (Приложение 1);
  • стимульный материал (Приложение 2);
  • сводную таблицу №1,2 (Приложение 3);
  • Технологическую карту сформированности УУД (Приложение 4).

Предложенный инструментарий является универсальным. Учитель может самостоятельно, без участия педагога-психолога проводить диагностические процедуры в рамках мониторинга УУД.

Данные мониторинга УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки индивидуальных маршрутов по формирования УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Диагностический материал

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Методика №1 «Исследования словесно-логического мышления младших школьников»

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности.  

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

(первое задание разбирается вместе)

1.        У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок? Объясните свой ответ». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)
  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)
  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)
  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)
  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)
  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы)

10.        Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. (первое задание разбирается вместе)

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка Река, озеро, море, мост, пруд
  2. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
  4. Тополь, береза, орешник, липа, осина
  5. Курица, петух, орел, гусь, индюк
  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля
  8. Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10.        Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». (первое задание разбирается вместе)

  1. Огурец - Овощ      

   Гвоздика - ?    (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)

  1. Огород - Морковь    

   Сад - ?     (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

  1. Учитель -  Ученик       

   Врач - ?     ( Очки, больница, палата, больной, лекарство)

  1. Цветок -  Ваза  

   Птица - ?  (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

  1. Перчатка - Рука  

   Сапог- ?     (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

  1. Темный - Светлый  

   Мокрый - ?  (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

  1. Часы - Время          

   Градусник - ?   (Стекло, больной, кровать, температура, врач)

  1. Машина  - Мотор  

   Лодка- ?    (Река, маяк, парус, волна, берег)

  1. Стол- Скатерть        

   Пол - ?       (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)

10.        Стул   - Деревянный      

     Игла - ?        (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?»  (первое задание разбирается вместе)

  1. Окунь, карась...
  2. Метла, лопата...
  1. Лето, зима...
  2. Огурец, помидор ...

5. Сирень, орешник ...

  1. Шкаф, диван ...
  2. Июнь, июль ...
  3. День, ночь...
  4. Слон, муравей ...

10.        Дерево, цветок ...

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, —             40 (100% оценки успешности).

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Средний  — 3-й уровень — 31 —26 баллов (79— 65%).

Низкий  — 2-й уровень — 25 —20  баллов (64,9-50%).

Патология — 1-й уровень — 19 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся детей не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

 

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Методика № 2 "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.развитие внимания у детей,  диагностикаразвитие внимания у детей,  диагностика

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма: фронтальная письменная работа

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, для детей 8-10 лет – 510 знаков и выше

Норма концентрации:  6-7 лет – 10 ошибок и менее; 8-10 лет – 5 ошибок и менее.

Время работы – 3 минуты.

Инструкция: «Найдите первый ряд букв (пример). Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

Первая буква – Е, значит вы будете вычеркивать все буква Е в этом ряду. Какую букву вы будете вычеркивать во втором ряду? В третьем?

Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

Методика №3 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция: 

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика №4. Социометрическое измерение личности. (Дж. Морено)

Эта методика позволяет определить, положение испытуемого в системе межличностных отношений.

Инструкция:

Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Теперь представь  себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса был бы с тобой в команде и кого бы ты не взял с собой. Запиши свои ответы.  

Листы с ответами обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, отмечаются выборы и отвержения, сделанные данным членом группы. Соответствующие знаки (+, -) проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются к те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу .

Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений.

Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется по формуле:

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:

где  – количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов,  

– количество полученных им отрицательных выборов, N – число членов группы.

Эмоциональная экспансивность – характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле: где  – сумма всех положительных выборов в группе,  – сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Определяется по формуле: где  – число положительных взаимных связей в группе

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Уровень благополучия группы

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.

Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Удовлетворенность детей

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками (УД). Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:

1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2. средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %;

3. высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50 – 65%;

4. сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

Коэффициент  изолированности

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Эмоциональная экспансивность – это существенная характеристика степени общительности респондента.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле: где  – сумма всех положительных выборов в группе,  – сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Определяется по формуле: где  – число положительных взаимных связей в группе

Справка

Социометрическое измерение личности.  (Дж. Морено)

Цель: Выявление межличностных отношений в группе, изучение социально-психологического климата в коллективе. Социометрия используется для изучения проблем авторитета и лидерства, социально-психологической совместимости, микрогрупп (в том числе и динамике их развития.)

Дата:                          Класс:                 Классный руководитель:   

Социометрическая матрица

                         Кого          выбирают

     Кто

выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

+

-

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

15

 

16

 

17

Кол-во выборов

Кол-во  отклонений

Статус (Сi)

Взаимных выборов

Статусная группа

Ф. И. учащихся количество

«Звезды» - благоприятное положение  

«Предпочитаемые» - благоприятное положение  

«Принятые» - нейтральное положение

«Непринятые» - неблагоприятное положение  

«Отвергнутые»  - неблагоприятное положение  

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы  =  …..% -  ….. степень общительности

Индекс психологической взаимности выборов  = …. - ….. степень групповой сплоченности.    

Коэффициент благополучия группы (КБ) – …%. …уровень благополучия взаимоотношений.

Коэффициент  изолированности (И) – ..% -  показатель    степени благополучия  

Удовлетворенность  детей своими отношениями со сверстниками (УД) – …% - ….уровень.

 

Диагностика личностных универсальных учебных действий

Методика №5. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн 

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.  

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний — расстояние от«0»  до знака «х»;

высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Низкий уровень (менее 60 баллов) – заниженный  уровень притязаний,   индикатор неблагоприятного развития личности.

Норма  (60 - 89 баллов) -  реалистический уровень притязаний.

Выше нормы (75- 89 баллов) - оптимальный   уровень, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Завышенный (90 - 100 баллов) - нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

Уровень самооценки

Низкий уровень (менее 45 баллов) -  указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Норма (45 – 60 баллов) – средняя самооценка,  удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Выше нормы (61 – 74 баллов) - высокая самооценка.

Завышенный (75 – 100 баллов)  - свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

здоровье

ум, способности

характер

авторитет у сверстников

умение многое делать своими руками, умелые руки

внешность

уверенность в себе

Методика №6. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса»

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

  1. Высокий уровень (25 – 30 баллов) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. Выше среднего (20 – 24 балла) – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
  1. Средний уровень (15 – 19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – внешняя мотивация. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  2. Низкий уровень (10 – 14 баллов) – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  3. Уровень дезадаптации (ниже 10 баллов) – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Методика № 7. Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Форма   – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:            

1 балл - так делать можно,

2 балла - так делать иногда можно,

3 балла - так делать нельзя,

4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Конвенциональные   нормы

мини-ситуации  нарушения норм

Ритуально - этикетные

  • культура внешнего вида,
  • поведение за столом,
  • правила и формы обращения в семье
  • не почистил зубы;
  • пришел в грязной одежде в школу;
  • накрошил на столе;
  • ушел на улицу без разрешения;

Организационно – административные

  • правила поведения в школе,
  • правила поведения на улице,
  • правила поведения в общественных местах,
  • вставал без разрешения на уроке;
  • мусорил на улице;
  •  перешел дорогу в неположенном месте;

Моральные  нормы

Нормы альтруизма

Нормы ответственности, справедливости и законности

  • норма помощи,
  • норма щедрости,
  • норма ответственности за нанесение материального ущерба
  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;
  • не угостил родителей конфетами;
  • взял у друга книгу и порвал ее;

  Всего в предложенной анкете было представлено:

  • семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17) – выделено курсивом
  • семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
  • четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие  моральной оценки (5, .15, 8, 18)

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1 балл

Так делать можно

2 балла

Так делать иногда можно

3 балла

Так делать нельзя

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

  1. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

  1. Мальчик (девочка)  пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  1. Мальчик (девочка)  не помог(ла) маме убрать в квартире.

  1. Мальчик (девочка)  уронил(а) книгу.

  1. Мальчик (девочка)  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

  1. Мальчик (девочка)  не угостил(а) родителей конфетами.

  1. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

  1. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

  1. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком

  1. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет

  1. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее

  1. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте

  1. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку

  1. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

  1. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять

  1. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее

  1. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка  нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

Низкий – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

Средний – суммы равны (+ 4 балла);

Высокий - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения  конвенциональных норм более чем на 4;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС 2020...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов...

Таблица диагностики личностных и метапредметных результатов

В таблице - критерии оценивания и баллы за задания при оценивании метапредметных и личностных результатов. Таблица из "Диагностики" метапредметных и личностных результатов начального образов...

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса...