Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов
методическая разработка (1 класс) на тему

Лаптева Мария Александровна

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психологического мониторинга адаптации и личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Личностные УУД

1. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения.

Вопросы беседы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь себе, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, и ты не будешь ходить в школу, а будешь учиться дома?» Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает, кто такой «хороший ученик». Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу. Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа «А» и школа «Б». В школе «А» такое расписание уроков в первом классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе «Б» другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает… Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь: шоколадку, игрушку – или тебе отметку в журнал поставить?»

Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника;

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. А – да. Б – не знаю, нет.

2. А – называет школьные предметы, уроки. Б – перемены, игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен ходить временно (месяц, полгода).

4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях. Б – нет ответа или неадекватное объяснение.

5. А – нет. Б – согласие, при этом может оговариваться посещение школы (иногда).

6. А – школа «А». Б – школа «Б».

7. А – вопросы о школе. Б – вопросы не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?».

8. А – выбор отметки. Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к знаниям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0 – отрицательное отношение к школе;

1 – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

2 – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;

3 – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5 – Б. В целом преобладание ответов типа Б;

1-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5 – А;  2,6 – Б. В целом равенство или преобладание ответов А;

2-й уровень – обязательные вопросы 1,3,5,8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают;

3-й уровень – обязательные вопросы 1,2,3,4,5,6,7,8 – А.

Итог: Низкий уровень – 1балл – если у ребенка 0 или 1-й уровень;

Средний уровень – 2 балла – 2-й уровень;

Высокий уровень – 3 балла – если 3-й уровень.

2. Методика «Лесенка»

Цель: исследование самооценки ребенка.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция:

- Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни: почему?

После ответа ребенка, его спрашивают:

1. Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть.

2. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала»

Неадекватно завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не аккуратный»

Завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже

Адекватная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего школьного и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. В 1 классе неадекватно завышенная самооценка рассматривается как незначительное отклонение в развитии личности.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного и начального школьного возраста (1 класс) рассматривается как отклонение в развитии личности.

Итог: Низкий уровень – 1 балл – если у ребенка заниженная самооценка;

Средний уровень – 2 балла – неадекватно завышенная самооценка или завышенная;

Высокий уровень – 3 балла – адекватная самооценка

Познавательные УУД

1. Оценка уровня сформированности логической операции «сравнение», «Найди 6 отличий».

Ребенку предъявляются картинки, и дается инструкция: «Найди отличия».

Время выполнения: 2 минуты

Итог: Низкий уровень – 1 балл – не принимает задание или находит 1-2 отличия;

Средний уровень – 2 балла – ребенок находит 3-4 отличия;

Высокий уровень – 3 балла – ребенок находит 5-6 отличий.

2. Оценка уровня сформированности логической операции «сериация» (упорядочение объектов по выделенному основанию)

Стимульный материал: 10 фигур, отличающихся по цвету и размеру (круги, треугольники, квадраты и др.).

Ребенку дается задание: разложить по порядку фигуры по цвету (от светлого к темному), по размеру (от маленького к большому).

Итог: Низкий уровень – 1 балл – ребенок не понимает задание, выполняет более одной минуты;

Средний уровень – 2 балла – ребенок выполняет задание с помощью, затрачивает времени до одной минуты;

Высокий уровень – 3 балла – ребенок понимает инструкцию с первого предъявления, выполняет самостоятельно, затрачивает время до 30 секунд.

3. Оценка уровня сформированности логических операций «классификация и обобщение», «Четвертый лишний».

Стимульный материал: 4 карточки с картинками.

Учащимся предлагается серия предметных картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

- На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является «лишним». Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является «лишним». А теперь три оставшихся объедини по общему для них признаку.

Итог: Низкий уровень – 1балл – выполнил одно задание правильно;

Средний уровень – 2 балла – выполнил 2-3 задания правильно;

Высокий уровень – 3 балла – выполнил все 4 задания правильно.

4. Оценка уровня сформированности логической операции «установление аналогий»

Ребенку предлагается найти парные аналогии.

Стимульный материал:

1. В школе ученик, а в больнице…

2. Молоток у столяра, а у художника…

3. Варенье – сладкое, а горчица - …

4. Часы показывают время, а градусник…

5. Рисуем карандашом, пишем…

6. Летом идет дождь, а зимой…

7. Июль – это лето, а апрель – это…

8. У охотника ружье, а у рыбака …

9. На лугу растет трава, а в лесу …

10. В море вода, а в небе…

Итог: Низкий уровень – 1 балл – устанавливает 5 и менее аналогий;

Средний уровень – 2 балла – устанавливает 6-8 аналогий;

Высокий уровень – 3 балла – устанавливает 9-10 аналогий.

Регулятивные УУД

Методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова) (укороченный вариант)

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Испытуемому предлагают в течение 5 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

Критерии сформированности саморегуляции: 

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

Итог: Низкий уровень – 1балл – 3 уровень;

Средний уровень – 2 балла – 2 уровень;

Высокий уровень – 3 балла – 1 уровень.

Коммуникативные УУД

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Форма: работа учащихся в классе парами.

Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составляли пару, т.е были одинаковыми.

Инструкция: «Перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания:

- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Итог: Низкий уровень – 1балл – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

Средний уровень – 2 балла – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

Высокий уровень – 3 балла – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Уровень адаптации

Подсчитываются баллы по всем проведенным методикам и делаются следующие выводы:

17-24 баллов – Высокий уровень: Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

9-16 баллов – Средний уровень: Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

0-8 баллов – Низкий уровень: Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.

Индивидуальная карта первоклассника

(протокол обследования)

Фамилия имя _____________________________________________ Возраст ________ Класс________

Классный руководитель __________________________________________________________________

Личностные УУД (внутренняя позиция школьника, мотивация учебной деятельности, самооценка)

1.                                                                2.

1

2

3

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

Итог

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

                   
Познавательные УУД (сравнение, сериация, классификация и обобщение, установление аналогий)

1. Количество отличий (2 минуты) ________________   Итог _________________________

2. Время выполнения задания:         ≥1 мин             ≤ 1 мин        ≤ 30 сек   Итог _________________

3. Количество выполненных заданий _________  Итог _____________________

4.

Ответы

+

Ответы

+

1. Больной

6. Снег

2. Кисть

7. Весна

3. Горькая

8. Удочка

4. Температура

9. Деревья

5. Ручка

10. Облака

Итог

Регулятивные УУД (уровень саморегуляции в интеллектуальной деятельности)

Итог ____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД (групповое обследование в классе)

Итог ____________________________________________________________________________________

Уровень адаптации

Итог ____________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС 2020...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Диагностика личностных и метапредметных результатов во 2 классе

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-х классов...

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса...